Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Подготовка медицинских кадров в Казахстане: какие возможности открыты для студентов

Опубликовано:

Студенты-медики
Фото: КазНМУ им Асфендиярова

На рубеже 30-летия своей независимости Казахстан столкнулся с пандемией коронавируса. Это послужило своего рода встряской для отечественной медицины, а подготовка квалифицированных кадров стала объектом пристального внимания общественности. О достижениях казахстанской науки в сфере медицины за период независимости страны и новых вызовах в развитии образования рассказал в интервью NUR.KZ ректор Казахского национального медицинского университета имени С. Асфендиярова Талгат Нургожин.

Президент РК в своей статье «Независимость превыше всего» большое внимание уделил молодежи. Вы, как ректор университета и наставник, как считаете, какой потенциал у молодежи в нынешних реалиях? И какую поддержку оказывает в этом ваш университет?

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев всегда уделяет огромное внимание вопросам молодежи. Действительно, нынешнее молодое поколение — это будущее страны, и от того, насколько много мы вкладываем в образование, развитие, просвещение молодежи зависит без преувеличения судьба нашей родины.

Потенциал казахстанской молодежи огромен, возможности его реализации тоже. Задача молодых казахстанцев — правильно воспользоваться всеми благами, которые им доступны.

Говоря о нашем университете, можно отметить несколько факторов, по которым несложно проанализировать возможности студентов. За последние 3 года КазНМУ достиг своих лучших показателей за всю историю университета.

В нынешнем году значительно увеличилось количество резидентов — 453 против 153 в 2017 году. Это говорит о том, что в ВУЗе пользуются популярностью новые образовательные программы.

Соотношение студентов, обучающихся по грантам и на платном отделении, тоже претерпело изменения. Сегодня 78% студентов — обладатели грантов, тогда как в 2017 году этот показатель был на уровне 58%.

Растет и популярность КазНМУ среди иностранных студентов. Количество образовательных программ с 2018 года увеличилось почти в 3 раза. Активно продвигается международное партнерство с иностранными ВУЗами.

Уровень независимой аттестации интернов и резидентов достиг 100-процентного показателя. Другими словами, жесткий отбор и нелегкая учеба ждут желающих стать членаом большой семьи Асфендиярова.

Но при этом для тех счастливчиков, кому удается к нам поступить, открываются большие перспективы. Это и комфорт обучения: отреставрированные учебные корпуса, современные новые общежития, внеучебная жизнь, практика в лучших клинических базах, суперсовременном симуляционном центре, возможность получить сразу 2 диплома, огромный выбор международных программ обучения в рамках сотрудничества с ведущими структурами США, Южной Кореи, Польши и других стран.

Резюмируя вышесказанное, можно смело подтвердить, что потенциал у молодежи огромен, главное — им воспользоваться во благо не только себе, но и всей стране.

Выпускники КазНМУ
Фото: КазНМУ им Асфендиярова

Уже второй год весь мир живет в условиях пандемии. Как пандемия отразилась на сфере медицинского образования и развитии медицины в целом?

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы во всех сферах жизнедеятельности. Образование — не исключение. Однако мы, как ведущий медицинский ВУЗ страны, в условиях этого непростого времени ставили задачи не только по образовательной части, но и каждый день задали себе вопрос: «Чем мы можем помочь стране?».

Отметим, что КазНМУ одним из первых начал информационную кампанию по предупреждению коронавируса еще в декабре 2019 и январе 2020 года, когда новый вирус только начали регистрировать в Ухане. Изучая все данные из Китая, наши профессора проводили свои исследования, давали рекомендации, регулярно выступали в СМИ и старались сделать все, чтобы COVID-19 не попал в нашу страну.

ВУЗом была проведена большая работа и во время борьбы с коронавирусом уже в Казахстане. В частности, только с марта по июнь врачи-преподаватели КазНМУ провели более 5000 операций, более 9000 обходов, 2000 разборов клинических случаев, более 7000 консилиумов, проконсультировали около 60 тысяч пациентов, курировали более 30 тысяч пациентов стационара, резиденты, студенты и сотрудники КазНМУ работали в карантинном общежитии, работали на блокпостах, занимались волонтерством. Эта работа продолжается и будет продолжена.

Сейчас как никогда вся страна нуждается в опытных врачах, и мы готовы оказывать помощь всем нуждающимся. Безусловно, пандемия коронавируса сильно ударила по всей системе здравоохранения страны: были обнажены значительные проблемы и недочеты в системе здравоохранения. Это в первую очередь низкий статус медработников, неслаженная работа инфекционной службы, устарелые инфекционные стационары. Благо, что все эти минусы были вовремя устранены.

Государство не скрывало и не скрывает имеющиеся недостатки и старается сделать все для их устранения. Сейчас, как известно, идет масштабная кампания по усилению инфекционной службы по всей стране, повышению статуса медицинского работника, повышаются зарплаты, улучшаются социальные условия медиков, выплачиваются премии и гонорары. Все это реализуется благодаря эффективной политике руководства страны.

Талгат Нургожин
Фото: КазНМУ им Асфендиярова

Многие жалуются на вынужденный переход на дистанционное образование. А медицинская сфера зачастую подвергается критике по качеству подготовки будущих кадров. Как Вы считаете, что необходимо предпринять, чтобы повысить качество образования?

Переход на дистанционный форма обучения — это вынужденная мера в период пандемии. Конечно, у наших студентов возник резонный вопрос: «А как же учить медицину дистанционно?».

Мы сразу для себя отметили, что полностью перейти на «удаленку» нашему ВУЗу не удастся. Мы перевели полностью на дистанционный формат первый, второй курсы.

На первом этапе обучения в основном преподается теория. Поэтому для младших курсов дистанционка была безболезненной. Более старшие курсы были на смешанном формате обучения. Практические занятия проводились в офлайн-режиме. И резиденты, учеба у которых проходит только в условиях больниц, обучались, естественно, в очном формате с учетом всех санитарных правил.

Отмечу, что просто так перевести на удаленку несколько тысяч студентов тоже непросто. Для комфортного обучения необходимы усилия университета. Мы в кратчайший период обновили почти весь технический потенциал нашего ВУЗа: расширили возможности удаленных серверов, закупили программное обеспечение, обучили преподавателей, перевели работу администрации и бухгалтерии в онлайн-формат. Зато теперь мы можем уверено сказать, что КазНМУ внедрил самые передовые технологии как для дистанционного обучения так и для работы в онлайн режиме, чем мы сейчас с удовольствуем пользуемся.

Хотя, конечно, мы всецело хотим вернуть студентов в стены университета. Но для этого необходимо провакцинировать как минимум 70% преподавателей и студентов. Над этим мы сейчас активно работаем. Но отмечу, что вакцинация проводится исключительно на добровольной основе.

Что касается второй части вашего вопроса, что нужно предпринять, чтобы повысить качество образования. Если говорить о медицинском образовании, то за последние несколько лет внедрен ряд требований и нововведений в этой области.

В первую очередь обязательная резидентура, переход на 6-летнее образование — это важнейшая часть подготовки медицинских специалистов. Мы стремимся к стандартам подготовки кадров мирового уровня.

КазНМУ взял за ориентир принцип триединства — когда образование неразрывно связано с наукой и практикой. Невозможно стать врачом без практического применения полученных знаний, поэтому мы обновили полностью симуляционный центр, чтобы без вреда для пациентов студенты и практикующие врачи могли оттачивать свои знания.

Кроме того, мы регулярно обновляем технический потенциал каждой университетской клиники, открываем новые медицинские центры, запускаем образовательные программы с зарубежными партнерами и открываем с нуля новые специальности, яркий пример — кафедра пластической хирургии. Это первая подобная кафедра в Казахстане. Резиденты работают с пациентами уже с первого года обучения, учатся у лучших специалистов в передовых клиниках.

Но при всем этом Казахстану не хватает единого медицинского кластера — многопрофильной университетской клиники, в которой бы все процедуры от диагностики до операции и реабилитации проводились в одном месте. Во всем мире при медицинских ВУЗах существуют подобные клиники и в части финансовой рентабельности они показывают огромный успех. Чем мы хуже?

Такая клиника станет флагманом обучения студентов и в то же время центром притяжения пациентов, ведь все, что нужно больному, он получит в одном месте, в одном здании. Ему не нужно ехать на другой конец города для прохождения, к примеру, компьютерной томографии или на операцию уезжать в другую больницу, а реабилитацию проходить в другой. По моему мнению, открытие такой многопрофильной университетской больницы станет огромным шагом на пути к повышению качества медицинского обучения.

Студенты-медики
Фото: КазНМУ им Асфендиярова

Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать врач?

Милосердие — значит, думать прежде всего не о себе, а о пациенте. В период пандемии как раз это качество подтвердили наши медики, которые оставили свои личные дела, свои семьи, рисковали собой ради спасения пациентов.

Профессионализм — то, что как раз нарабатывается каждым специалистом по ходу работы. В нашем случае медики должны практиковаться. Нельзя получить диплом врача, и ни разу не осматривая пациента, надеть белый халат и лечить людей. Практика параллельно учебе — вот простая, но действенная формула становления хорошего специалиста.

Целеустремленность. Работа медика как живой организм. С развитием науки и технологий меняются и методы лечения. Каждый специалист, который хочет оставаться востребованным, должен понимать эти процессы и держать руку на пульсе, развиваясь, обучаясь постоянно.

По поручению руководства страны статус педагога был закреплен на законодательном уровне. Как Вы считаете, необходима ли аналогичная мера по повышению статуса медработников?

Абсолютно, да. Учитель и врач — это, наверное, самые необходимые профессии во все времена. К сожалению, в последнее время статус этих двух профессий действительно значительно упал. Мы были свидетелями значительного оттока хороших медицинских специалистов в последние 5-10 лет. И это связано не только с низким статусом, но и с уголовными преследованиями.

К счастью, все эти проблемы постепенно решаются. Новый Кодекс о здоровье декриминализировал «врачебную ошибку», ввели новый термин «медицинский инцидент», когда осложнения у пациента возникли не по вине врача, а вследствие возможных обстоятельств.

То есть мы говорим, что никогда ни один врач не может гарантировать 100% излечение, всегда пациентов предупреждают о возможных последствиях. Но, к сожалению, не все пациенты это понимают и обвиняют, часто несправедливо, врачей.

Насколько я знаю, министерством здравоохранения готовится новый законопроект о страховании врача. То есть при осложнениях пациенты могут получить страховую выплату, а врач продолжит работать.

Но вопрос халатности медика никто не отменяет и не снимает ответственности. Если следствием будет доказана халатность со стороны медика, то он понесет справедливое наказание, вплоть до лишения свободы и лицензии на работу. Но в большей степени такие нововведения на законодательном уровне обезопасят медиков от ненужных и зачастую несправедливых гонений.

Студенты-медики
Фото: КазНМУ им Асфендиярова

Каких успехов достигла казахстанская медицина за 30 лет и какой Вы видеите ее в будущем?

Медицина всегда была, есть и будет одной из самых важных сфер жизни казахстанцев. Руководство страны всегда уделяло огромное внимание развитию именно здравоохранения, ежегодно закладывая в бюджет миллиарды тенге.

С переходом на обязательное медицинское страхование траты на систему медицины не уменьшились, а, наоборот, увеличились, но средства теперь получают те клиники, которые привлекают сервисом, качеством пациентов. И это правильно, потому как в конкурентной среде развитие усиливается.

Перечислять все достижения медицины за 30 лет будет очень сложно, но отмечу, что сегодня казахстанская медицина находится на высоком уровне. Огромными шагами развивается медицинский туризм. К нам приезжают из разных стран ближнего и дальнего зарубежья на процедуры ЭКО (искусственного оплодотворения). И за многими другими медицинскими процедурами, потому что по сравнению с западными странами у нас дешевле в разы, а качество не уступает.

То же самое касается и КазНМУ. Ежегодно у нас растет количество иностранных студентов, чему мы очень рады. Авторитет нашего ВУЗа растет во всем мире, о нашем университете знают почти на всех континентах. В будущем я бы очень хотел видеть передовую, развитую, современную медицину не только в крупных городах, но и во всех областях и глубинках нашей страны.

Хочется, чтобы ведущие клиники открывались не только в Алматы или Нур-Султане. Чтобы врачи с дипломами, навыками и знаниями приезжали в глубинки, работали в селах. Но для этого необходимо развивать инфраструктуру, создавать условия.

Как раз одну из таких задач начинает решать КазНМУ. Мы взяли в доверительное управление колледжи и больницы на западе страны и на юге — в Таразе. Мы уже приняли концепцию развития, распланировали объем работы и готовы приступить к реализации.

Студенты-медики
Фото: КазНМУ им Асфендиярова

Тем самым мы направим лучших специалистов в эти учреждения, обучим их врачей, повысим их квалификацию, обновим оборудование. И в конечном счете в Таразе медицинские услуги станут ничуть не хуже, чем, к примеру, в Алматы. В конечном счете это все делается на благо пациентов.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1914811-podgotovka-meditsinskih-kadrov-v-kazahstane-kakie-vozmozhnosti-otkryty-dlya-studentov/

pixel