KZ

Почему решение вопроса госграниц Казахстана называют большой дипломатической победой

Фото
Флаг Республики Казахстан: pixabay.com

Казахстан первым из республик бывшего СССР полностью завершил делимитацию и демаркацию своей государственной границы.

Надежные рубежи

Сегодня наша страна выстроила дружественные взаимоотношения с соседями и странами дальнего зарубежья, партнерство развивается сбалансировано, включая и экономическое, и технологическое, и культурно-образовательное сотрудничество.

Сейчас многовекторную внешнюю политику Казахстана эксперты признают образцовой моделью, на которую ориентируются дипломаты многих стран. Но в самом начале пути, когда наша республика только появилась на политической карте мира, как суверенное государство, проблематика определения границы была не менее острой, чем у других республик бывшего Союза. Зачастую вопросы по спорным участкам границ приходилось решать путем долгих переговоров и дипломатических «многоходовок».

Фактически оформление рубежей нашей республики в соответствии с нормами международного права началось на заре Независимости, в 1992 году.

«Нет задачи важнее, чем сохранение территориальной целостности и независимости Казахстана», - подчеркивал Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев в одном из выступлений.

О том, как решался пограничный вопрос, рассказал один из свидетелей долгих переговорных процессов, экс-депутат Мажилиса Парламента РК V и VI созывов генерал-лейтенант Абай Тасбулатов.

«Для Первого Президента Нурсултана Назарбаева и для всего народа Казахстана определение границ независимого государства имело первостепенное значение. 13 января 1993 года принят закон «О государственной границе Республики Казахстан». Благодаря принципиальному решению Елбасы и его дипломатическому искусству нам удалось законодательно установить линию границ со всеми соседствующими странами. Нурсултан Назарбаев всегда подчеркивал, что юридическое оформление границ государства должно быть не «отгораживанием от мира», а четким выстраиванием взаимоотношений с соседями», - рассказал он.

Еще один важный момент, который отмечают эксперты – в результате делимитации границ территория независимого Казахстана не потеряла ни одного квадратного метра в сравнении с площадью союзной республики - Казахской ССР. Об этом рассказал, в вышедшем в ноябре 2020 года документальном фильме «Фактор Назарбаева», экс-министр иностранных дел РК, посол Казахстана в Великобритании Ерлан Идрисов.

«Под руководством Елбасы стратегическая задача по оформлению границ была успешно реализована. Хотя и сегодня иногда звучит критика по этому вопросу, но я думаю, она основана на неполном знании фактов и деталей. Приведу один факт: площадь Казахской ССР составляла 2 млн 717 тысяч квадратных километров, а площадь независимого Казахстана сегодня составляет 2 млн 725 тысяч квадратных километров. Важно, что это увеличение не является приростом территории путем военных конфликтов или захвата», - подчеркнул Ерлан Идрисов.

По его словам, Нурсултан Назарбаев изначально делал ставку на построение дружеских, доверительных взаимоотношений со странами, объединенными в Казахстаном общими границами.

Самая длинная граница

Юридическое оформление государственных границ Казахстана, по оценкам международных экспертов, проведено в очень короткие сроки. Сейчас, спустя три десятилетия после обретения суверенитета, многие постсоветские страны до сих пор не решили до конца вопросы о рубежах своих территорий.

Россия сегодня – крупнейший сосед Казахстана, с которым выстроены добрососедские, партнерские отношения в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. При этом граница между нашими странами заслуживает отдельного внимания. Ее протяженность – более 7 591 км, она считается самой длинной в мире непрерывной сухопутной границей между двумя государствами.

По словам Абая Тасбулатова, установление границы между РК и РФ стало результатом долгих непростых переговоров и дискуссий.

«Во время визита Первого Президента РК в Российскую Федерацию 18 января 2005 был подписан исторический договор о делимитации рубежа между двумя странами. Благодаря стойкости и принципиальности Елбасы, территория, граничащая с северным соседом, была сохранена без ущерба международным отношениям», - подчеркнул генерал-лейтенант.

В интервью, которое Нурсултан Назарбаев дал казахстанским СМИ после визита в Россию, Первый Президент отметил, что Договор о госгранице в РФ является юридической точкой в процессе международно-правового оформления общих рубежей.

«Наша граница всегда была границей дружбы и партнерства. Мы столетиями живем бок о бок на просторах Евразии. Нас всегда объединяет общность наших исторических судеб и духовно-культурная близость наших народов. Эта граница – символ вековой дружбы и добрососедства. И я расцениваю подписанный Договор как добрый знак доверия между нашими государствами», - заявил Нурсултан Назарбаев.

Китайская грамота

Довольно непростым для казахстанских дипломатов был переговорный процесс по оформлению государственной границы между РК И КНР. В наследство от Советского Союза Казахстану достались спорные участки на рубеже с Китаем. Их общая площадь составляла около 844 кв. км. По этим вопросам переговоры между представителями советского правительства и китайскими дипломатами продолжались долгие годы, а после распада СССР в 1992 году для продолжения этого процесса была сформирована объединенная делегация Правительств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

По делимитации границы РК – КНР переговоры продолжались с 1992 по 1998 годы, при этом за основу были взяты 8 договоров и протоколов, заключенных еще в XIX веке между Российской империей и Китаем. После завершения этапа переговоров по определению линии границы начался процесс демаркации.

Как отметила эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик, именно благодаря политическому авторитету Первого Президента РК казахстанской стороне удалось относительно быстро, по сравнению с другими странами, найти ряд компромиссных решений. В дальнейшем именно участие в переговорных процессах Нурсултана Назарбаева позволило сформировать надежную базу для дружественных добрососедских отношений между двумя странами.

«Этот процесс занял продолжительное время. Протокол о демаркации казахстанско-китайской границы Казахстан и Китай подписали только в 2002 году. При этом Нурсултан Назарбаев, благодаря своей политической прозорливости, никогда не шел на конфликт с ближайшими соседями, даже если переговоры по границам временно заходили в тупик. Елбасы неоднократно отмечал, что во время переговоров стороны даже в непростых ситуациях проявляли взаимоуважение и добрую волю. Это не позволило политизировать пограничный вопрос», - сказала Лидия Пархомчик.

В итоге общая протяженность казахстанско-китайской границы, согласно документам, составила около 1 783 км. Из них 1 215,86 км. – сухопутная и 566,89 км. – водная.

В партнерстве с соседями

Со странами соседями Казахстан, в начале 90-х годов прошлого века, разделяли около 14 тысяч километров общей сухопутной границы. Помимо России и Китая необходимо было оформить в соответствии с международным правом границы с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Общей проблемой рубежей Казахстана с соседями по бывшему СССР было то, что линия граница де-факто не совпадала с де-юре закрепленной в правовых актах. Поэтому с каждым из государств нужен был индивидуальный подход к решению вопроса делимитации и демаркации общих рубежей.

Казахстанская правительственная комиссия по делимитации госграницы с Кыргызстаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Россией была создана 1 сентября 1999 года. Переговоры, как отмечают эксперты, требовали взаимовыгодных решений и компромиссов, поэтому по прогнозу МИД Казахстана вопросы делимитации границ Казахстана могли быть решены в лучшем случае не ранее 2008 года.

Благодаря проведенным Нурсултаном Назарбаевым телефонным переговорам с президентами Узбекистана и Туркменистана в марте 2001 года, процесс делимитации границ удалось значительно ускорить.

С Узбекистаном делимитация государственной границы была проведена с 2000 по 2002 год. Дискуссию вызвал момент с прохождением рубежной линии границы по густонаселенным Сарыагашскому и Мактааральскому районам в Южном Казахстане и по территории Ташкентской и Джизакской областей Узбекистана. Поэтому пришлось подписывать два документа.

Первый - Договор о казахстанско-узбекской государственной границе от 16 ноября 2001 года, определивший 96% пограничной линии, и второй – Договор об отдельных участках казахско-узбекской государственной границы. Оба документа официально вступили в силу с 5 сентября 2003 года.

С Туркменистаном делимитация прошла относительно легко, потому что большая часть границы проходит по пустынному региону в южной части плато Устюрт. Договор о делимитации демаркации государственной границы был подписан президентами Казахстана и Туркменистана 5 июля 2001, затем ратифицирован и вступил в силу в августе 2006 года.

С ноября 1999 по декабрь 2001 года проходили переговоры по рубежам между Казахстаном и Кыргызстаном. Договор о государственной границе между двумя странами вступил в силу 5 августа 2008 года.

«Во всех Договорах о государственной границе, были полностью учтены национальные интересы Казахстана. Таким образом, мы сегодня действительно можем с уверенностью говорить, что по всему периметру государственной сухопутной границы все пограничные пределы ясно урегулированы и юридически оформлены на основе международных правовых норм», - отмечал Нурсултан Назарбаев в одном из выступлений.

После должного юридического оформления сухопутных границ оставался нерешенным вопрос о разделении акватории Каспия. Обсуждение статуса водоема началось в далеком 1996 году, когда была создана специальная рабочая группа, включавшая представителей всех прикаспийских государств.

Первое соглашение, закрепляющее границы в северной части моря подписали Казахстан и Россия в 1998 году. Спустя три года подписано соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря, а в 2003-м оформлена «точка стыка» сопредельных участков дна Каспия между Казахстаном, Россией и Азербайджаном. Вопрос разграничения акватории между Казахстаном и Туркменистаном удалось решить подписанием соответствующего документа только в конце 2014 года.

А окончательную точку в вопросе разграничения водоема поставил V Саммит глав прикаспийских государств в Актау в 2018 году. Участники встречи подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Этим документом были легитимизированы все ранее достигнутые договоренности, а следовательно, четко определены границы территориальных вод каждой из прикаспийских стран, в том числе и Казахстана.

Таким образом, полное юридическое оформление сухопутных и морских границ Казахстана продолжалось с 1991 по 2018 год. Для молодого независимого государства, которому в этом году исполняется 30 лет, период определения границ длиной в 27 лет ощущается как значимый и долгий. Но в мире известны примеры рубежей, по которым споры длятся несколько столетий, и вокруг них нередко возникают конфликты, переходящие в вооруженные противостояния.

На этом фоне период делимитации и демаркации границ Казахстана – краткий миг. А то, что удалось определить и юридически оформить рубежи государства в такие короткие сроки, при этом не допустив споров и конфликтов с соседями, международные эксперты признают безусловной дипломатической победой.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nezavisimost/1914072-pochemu-reshenie-voprosa-gosgranits-kazahstana-nazyvayut-bolshoy-diplomaticheskoy-pobedoy/