Top.Mail.Ru
Досуг

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Поистине народные музыканты: каков вклад кюйши в развитие казахского искусства

Опубликовано:

Девушка и парень в национальных костюмах
Иллюстративное фото: depositphotos.com

Музыка, безусловно, является важной составляющей духовной культуры любого народа. У казахов испокон веков пользовались популярностью кюйши – народные музыканты. Подробнее об их искусстве – в материале NUR.KZ.

Конечно, нельзя рассказывать о кюйши, предварительно не объяснив, что такое кюй. Это – инструментальная пьеса, которая может исполняться на различных народных музыкальных инструментах. В основе многих кюев лежат народные сказания, легенды или сказки. Понятия "кюй" и "кюйши" близки не только казахам, но и другим тюркским народам – киргизам, татарам, ногайцам и т.д.

Несколько столетий подряд культура исполнения кюев формировалась в разных частях казахской степи. Кюи обычно исполняются на домбре, кобызе или сыбызгы. Согласно сведениям из национальной энциклопедии "Казахстан", в древности слово "кюй" объединяло в себе понятия инструментальной и вокальной музыки.

Кюи являются, пожалуй, самым популярным жанром традиционной казахской музыки, в результате чего выделяется большое разнообразие их видов. Существуют бытовые, обрядовые, концертные, праздничные, свадебные, похоронные кюи. Можно сказать, что в арсенале профессионального кюйши есть песня на любой случай жизни.

Кюй способен передать слушателю массу различных эмоций и впечатлений. Хорошему кюйши даже не требуются слова, чтобы рассказать людям ту или иную историю – будь то сказание о подвиге батыра, плач о потерянном родственнике или повесть о счастливой жизни двух возлюбленных. Внимательный слушатель обязательно уловит то, что ему хочет рассказать мастер-исполнитель.

Когда мы говорим о кюйши, то обычно подразумеваем исполнителя музыкальных произведений, отлично владеющего игрой на домбре, кобызе или другом инструменте. Помимо этого, многие казахские кюйши являлись композиторами: на протяжении нескольких веков они пополняли фонд инструментальных произведений. Вполне естественной практикой было то, что творение талантливого кюйши передавалось из поколения в поколение. Причем в те давние времена и речи не могло идти о письменной передаче информации: все делалось только устно и с расчетом на хорошую память музыканта.

Кюйши всегда были желанными гостями на любом празднике. Они пользовались большим уважением в среде своих соплеменников, родство со знаменитым кюйши являлось предметом гордости.

Одним из первых кюйши, вполне возможно, был известный Коркыт-ата, живший в X веке и, согласно легендам, считающийся создателем кобыза. Многие последующие поколения музыкантов воспринимали его как духовного покровителя. Коркыт-ата также известен в народе как мыслитель, философ и прорицатель.

Домбра - национальный казахский музыкальный инструмент
Иллюстративное фото: depositphotos.com

По легенде, Коркыт долгое время был обуреваем мрачными мыслями о смерти. Он видел ее во всем: в ковыле, сжигаемом степным солнцем, в медленно загнивающем дереве, в увядающем цветке. Коркыт часто думал и о собственной неминуемой гибели. Тогда он задался целью создать музыкальный инструмент, который будет рассказывать людям истории даже после его смерти. Таким образом появился первый кобыз, а имя Коркыт-ата известно по сей день.

Особенным для казахов остается имя знаменитого кюйши и композитора XIX века Курмангазы. В 18 лет он покинул родные края, чтобы учиться музыкальному искусству у мастеров исполнения кюев. Долгие годы Курмангазы подвергался гонениям, так как часто критиковал богачей. В своих произведениях она стремился передать чувства угнетенных представителей народа, а также дух свободы и любовь к родной земле. До сих пор его произведение "Сарыарка" входит в число наиболее узнаваемых казахских кюев.

Следует добавить, что большой вклад в сбор и классификацию казахских кюев внес советский музыкант-этнограф Александр Затаевич. В 1920 году он поселился в Оренбурге и всерьез занялся изучением казахского музыкального творчества. В результате им были опубликованы сборники "1000 песен казахского народа" и "500 казахских кюев".

История Казахстана знает множество имен прославленных кюйши и композиторов. Таттимбет, Курмангазы, Ыкылас Дукенулы, Биржан сал, Дина Нурпеисова, Кенен Азербаев и многие другие оставили свой след в истории развития казахского кюя. В современном Казахстане их творчество помнят, любят и ценят: кюи сегодня можно услышать, как в ходе массовых мероприятий, так и в рамках семейных праздников.

Добавим, что чаще всего кюи исполняются на домбре – самом популярном казахском музыкальном инструменте. В Управлении по делам религий города Алматы напомнили о недавнем случае, когда одна казахстанка на видео в социальных сетях заявила, что игра на домбре является харамом, то есть запрещена согласно исламским канонам.

Пресс-секретарь Духовного управления мусульман Казахстана Агабек Конарбайулы прокомментировал данное утверждение следующим образом:

"Казахский народ, исповедующий ислам с X века, поет песни и использует наш национальный инструмент – домбру, призывая слушателей к вере, добродетели, нравственности, защите Родины, почитанию наших родителей. Духовное управление мусульман Казахстана призывает пользователей социальных сетей не сеять недопонимание среди населения высказыванием однобоких и необоснованных суждений, вроде того, что "играть на домбре, делать беташар, говорить сәлем – это харам". Мы заявляем, что идти против национальных ценностей – неправильно", – отметил пресс-секретарь ДУМК.

Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/2038379-poistine-narodnye-muzykanty-kakov-vklad-kyuyshi-v-razvitie-kazahskogo-iskusstva/

pixel