В пустыне Атакама начали строительство гигантского телескопа

Гигантский Магелланов телескоп
Гигантский Магелланов телескоп: YouTube/Science Daily | Новости Космоса

В обсерватории Лас-Кампанас строят телескоп нового поколения. Он называется Гигантский Магелланов телескоп. Его планируют запустить к 2030 году, передает NUR.KZ со ссылкой на NYT.

Обсерватория Лас-Кампанас

Обсерватория Лас-Кампанас расположена в пустыне Атакама, Чили. Это одно из самых сухих и темных мест в мире. Днем здесь можно увидеть Боливию. Ночью здесь идеальные условия для наблюдения за звездами.

В январе на небе было полно звезд. Млечный Путь находился прямо над головой, а Большое и Малое Магеллановы Облака парили рядом, как призраки. Южный Крест был виден над южным горизонтом.

За последние 50 лет астрономы со всего мира приезжали в Чили. Здесь расположены самые большие телескопы в мире. Их разместили на аллее обсерваторий протяженностью около 1300 км вдоль края пустыни Атакама. Среди них Very Large Telescope, состоящий из четырех телескопов. Еще один Большой обзорный телескоп, которые располагается в обсерватории имени Веры Рубин, начнет работу в следующем году. Он будет снимать небо каждые три дня.

Обсерватория Лас-Кампанас — одна из первых, которая появилась в Атакаме. Здесь есть два телескопа с диаметром зеркал 6,5 м. В этом месте планируют построить Гигантский Магелланов телескоп, который будет мощнее любого наземного телескопа.

У этого телескопа будет семь зеркал, каждое диаметром 8 м. Вместе они будут работать как один телескоп диаметром 22 м. Гигантский Магелланов телескоп построят на вершине холма Лас-Кампанас в двух милях от уже работающих телескопов.

В будущем астрономы смогут исследовать космические тайны с помощью новых телескопов. Они помогут узнать, можно ли жить на других планетах, обнаружить на них признаки жизни. Эти огромные телескопы станут символами научного прогресса и человеческого стремления к исследованию космоса.

Гигантский Магелланов телескоп в пустыне Атакама
Гигантский Магелланов телескоп в пустыне Атакама: YouTube/Science Daily | Новости Космоса

Жизнь в Лас-Кампанас

Добраться до Лас-Кампанас можно на самолете до Сантьяго, затем на двухчасовом рейсе на север до курортного города Ла-Серена. Здесь расположены офисы некоторых чилийских обсерваторий, включая Лас-Кампанас. Затем останется трехчасовая поездка в горы.

Рядом с куполами на Лас-Кампанас находятся домики для посетителей, сотрудников и исследователей, где они могут остановиться на неделю. На хребте и склонах обитают стада гуанако, вискаша, ослы и ястребы. Белые купола обсерватории Ла Силла видны на юге.

Вечером астрономы собираются на террасе, чтобы посмотреть на зеленую вспышку — редкое явление, когда солнце исчезает за горизонт. После заката в домиках гаснут огни, и персонал обсерватории опускает жалюзи на окнах, чтобы искусственный свет не мешал работе телескопов.

В обсерватории Лас-Кампанас располагается телескоп Своуп, который направлен на Млечный Путь. Через телескоп можно увидеть Юпитер с тремя блестящими спутниками и на расстоянии 160 000 световых лет туманность Тарантул в Большом Магеллановом Облаке.

Место строительства Гигантского Магелланова телескопа

Если посмотреть с горы вниз, то можно увидеть круговые рвы, вырытые в вулканической породе горы. Это место для Гигантского Магелланова телескопа. Он будет построен для изучения экзопланет и поможет обнаружить каменистые планеты, похожие на Землю, на расстоянии до 30 световых лет. Технологии улучшаются, и астрономы смогут менять и модернизировать основные приборы, в отличие от космических телескопов с фиксированными возможностями.

Оскар Контрерас-Вильяроэль, вице-президент Гигантской Магеллановой организации, рассказал о возможностях телескопа. В дизайне присутствует сложная система адаптивной оптики для компенсации атмосферных помех. Некоторые зеркала смогут менять форму 2000 раз в секунду, чтобы изображение звезд оставалось четким.

Первое из гигантских зеркал Магеллана было отлито в 2005 году под стадионом Университета Аризоны. Три зеркала уже готовы и хранятся в аэропорту Тусон. Еще три зеркала полируют и тестируют. Седьмое и последнее зеркало должно быть отлито в этом году.

Телескоп может начать работу в 2030 году, если будет достаточно финансирования. Как только будут собраны четыре зеркала, начнется сбор фотонов и ранние научные исследования. Семь зеркал — полная постройка и регулярная работа. Вершину Лас-Кампанас сравняли с землей в 2012 году, чтобы соорудить телескоп, который будет почти таким же большим, как футбольный стадион, и свыше 22 этажей.

Гигантский Магелланов телескоп
Гигантский Магелланов телескоп: YouTube/Science Daily | Новости Космоса

Мигель Рот провел экскурсию по основанию телескопа. Он сказал, что подготовка площадки заняла 9 месяцев. Гигантские шарикоподшипники изолируют телескоп от землетрясений. Здание телескопа спроектировано с системой вентиляции и ветрозащитой для поддержания постоянной температуры внутри. Кроме того, все тепловыделяющее оборудование будет расположено под землей и с наветренной стороны, что предотвратит воздействие тепловых воздушных потоков на чувствительные зеркала.

Таким образом, Гигантский Магелланов телескоп будет современным и мощным инструментом астрономии, который поможет в изучении далеких планет и звезд. Благодаря своему уникальному дизайну и передовым технологиям телескоп обеспечиват качественные и точные данные для научных исследований.

Космические компаньоны

Двадцать лет назад Гигантский Магеллан стал одним из трех проектов, разработанных конкурирующими группами астрономов и учреждений, которые работают над новым поколением гигантских телескопов с непревзойденной способностью собирать звездный свет и проникать в пустоты ночного неба.

На Гавайях пытаются построить тридцатиметровый телескоп на вершине Мауна-Кеа, но коренные жители против. Севернее в Атакаме Европейская южная обсерватория планирует к концу десятилетия построить свой телескоп. Это будет самый большой из трех с составным зеркалом шириной 39 м.

Еще не собрали достаточно средств для строительства ни Гигантского Магеллана, ни тридцатиметрового телескопа, а это $2,54 млрд и $3,7 млрд. Завершение будет зависеть от щедрости Национального научного фонда, который поддерживает наземную астрономию в Соединенных Штатах, и от Конгресса.

Роберт Н. Шелтон, президент организации Гигантского Магелланова телескопа, сказал, что уверен в наступлении этого дня. «Когда телескоп будет завершен, он станет одним из крупнейших в истории научных проектов, финансируемых государством и частными средствами», — сказал он.

В наши дни для создания научного инструмента, такого как телескоп или новый ускоритель частиц, требуется целое поколение. Уже ключи к космосу переходят в руки астрономов, которые могли еще не родиться, когда Гигантский Магеллан был задуман.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/2018065-v-pustyne-atakama-nachali-stroitelstvo-gigantskogo-teleskopa/