KZ

Тимур Чердабаев: Чтобы правильно развивать дорожную отрасль необходимо создать карту приоритетов

Ремнт дороги
Иллюстративное фото: Pixabay

О развитии дорожно-строительной индустрии в стране, проблемных вопросах, путей их решения, а также перспективах мы поговорили с ветераном дорожной отрасли Тимуром Чердабаевым.

- Тимур Баймолдаевич, расскажите пожалуйста немного об истории дорожно-строительной индустрии в Казахстане? С чего начиналось развитие данной сферы?

- Об истоках появления дороги я отразил в своей книге «Дороги мира. История и современность», которая вышла в 2014 году. Там описано значение дороги и какую она играет роль в жизни человека.

Если говорить о развитии дорог в нашей стране, то оно началось в прошлом веке. В 1922 году была произведена регистрация и сбор данных дорог, имеющихся в губерниях. На основании этих данных дороги Казахской ССР были разделены на четыре группы: государственные, краевые, губернские и местные. В 1927 году создается «Казахское окружное управление автодорог местного значения», вводится порядок обязательного трудового участия сельхоз населения и грузового транспорта в производстве, дорожные работы. В это же время было создано «КазДорТранс» - управление шоссейных дорог и автотранспорта. В 1935 году была создана машино-дорожная станция (МДС), открылись дорожные научно-исследовательские станции (ДНИС). В 1954 году совет министров СССР принял постановление о строительстве и развитии автодорог в районах освоения целинных и залежных земель Казахской ССР.

Кульминационным моментом в развитии дорожной отрасли стало создание в 1968 году в Казахской ССР Министерства автомобильных дорог. Это стало первое ведомство, образованное в СССР.

В целом, можно отметить несколько этапов развития дорожной отрасли прошлого века. Первый этап - развитие дорожной сети северных регионов нашей страны в 50-60 годы где осваивалась целина. Следующим этапом можно отметить 70-80 годы, где высокими темпами строились дороги в районах освоения новых нефтегазовых месторождений и западных областей Казахстана. Одновременно с этим развивались южные регионы страны. В 1991 году к моменту обретения независимости в стране уже было построено более 20 тысяч км дорог на республиканском и более 70 тысяч км на местном уровне.

Тимур Чердабаев
Фото: из личного архива Тимура Чердабаева

- А что Вы можете сказать о развитии дорожной отрасли за период независимости Казахстана?

- На протяжении 30 лет независимости государство уделяет особое внимание развитию автомобильных дорог и улучшению инфраструктуры. В 2001 году был принят закон об автомобильных дорогах.

Очень большие средства выделяются на строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Подтверждением тому является реализация проекта «Западная Европа - Западный Китай», где охвачены 5 областей нашей республики, а это более 2,7 тысяч километров.

Также мы видим, какие дороги построены в целом по стране. На сегодняшний день все областные центры соединены между собой. Качество дорог, конечно, разное. Но в целом за 30 лет развития государством проделана огромная работа по развитию дорожной отрасли, благодаря чему у нас четко вырисовывается опорная сеть. Также были привлечены большие инвестиции.

- На что, по Вашему мнению, следует обратить особое внимание в развитии дорожной отрасли?

- Я бы отметил здесь несколько моментов. Страна выделяет достаточно средств и в большом объеме на дорожное строительство. Другой вопрос стоит в том, насколько эффективно эти средства осваиваются.

Здесь необходимо обратить внимание на планирование. На мой взгляд, компетентным органам необходимо внедрить у себя карту приоритетов, которая была бы координирующим документом и помогала равномерно распределять ресурсы.

Наряду с этим, следует обратить особое внимание на разработку проектно-сметной документации с учетом направления трассы, климатических особенностей, категории будущей дороги и других определений. Проектно-сметная документация является основой всего процесса, поэтому подход и требования к ней нужны особые. Зачастую из-за некачественно разработанной проектно-сметной документации вносится очень много доработок в ходе строительства, что влияет на качество и на сроки исполнения данного проекта.

Следующий вопрос – проведение тендера. Когда проектно-сметная документация уже разработана, приходит время выбрать подрядную организацию. Здесь необходимо обращать внимание на все требования, предъявляемые строительным компаниям: и смотреть на опыт работы компании, наличие квалифицированных кадров, достаточное количество оборудование и техники, а также финансовое состояние.

Также немаловажным аспектом в строительстве автодорог являются сроки реализации проекта. С того момента, как разрабатывается проектно-сметная документация и до полного завершения строительства проходит несколько лет. За это время материалы и услуги дорожают, часть денег «съедает» инфляция. А объем тех средств, которые изначально закладывались в проектно-сметную документацию, не меняется. Этот момент тоже во многом негативно влияет на сроки исполнения и качество строительства дороги.

Еще один из факторов – банковская гарантия, которая не всегда решается в пользу компании. В результате этого компания-претендент не может принять участие в тендере, хотя имеет все квалификационные требования.

Немаловажную роль играет и обеспеченность квалифицированными кадрами. Советская элита профессионалов-дорожников постепенно уходит, и это естественный процесс. Однако обновление их идет очень медленно. Наряду с инженерно-техническими специалистами сейчас ощущается дефицит квалифицированных механиков, операторов дорожной спецтехники – грейдеров, асфальтоукладчиков и тому подобного. Поэтому надо уделить особое внимание на подготовку кадров.

Технологии и техника развиваются стремительно, но у нас сейчас нет каких-либо учреждений или курсов, которые бы обучали работе, так скажем, «в поле». Мы же не можем использовать технику, выпущенную в 80-90 годах для строительства современных дорог. А раз применяется современное оборудование, значит и необходимо обучать людей для работы с ним.

И мы сейчас с Вами затронули лишь часть тех вопросов, которые требуют своего решения.

- Как Вы считаете, какой следующий этап развития дорожной отрасли нас ждет?

- Ранее я говорил о том, что развитие дорожной отрасли в нашей стране условно можно поделить на несколько этапов.

Если говорить о текущих реалиях, то, на мой взгляд, сейчас следует обратить большое внимание на развитие туризма, особенно внутреннего.

У нас в стране есть такие уникальные места, как Алаколь, Кольсай, Бозжыра, Балхаш и много других. И дороги здесь играют очень важную роль.

Поэтому, чтобы дорожная отрасль в Казахстане развивалась в правильном русле, необходимо создать карту приоритетов, о которой я говорил ранее. Это позволит выстраивать правильное направление в работе и охватить все проблемные направления: обеспечить дорогами как туристические места, так и отдаленные районы, поселки, аулы.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1928192-timur-cherdabaev-chtoby-pravilno-razvivat-dorozhnuyu-otrasl-neobhodimo-sozdat-kartu-prioritetov/