Турксибу исполнилось 90 лет
Опубликовано:
Сегодня о Великом Турксибе мы знаем по кинофильмам, книгам, воспоминаниям ветеранов. Одним из знаковых произведений о грандиозном строительстве первой пятилетки советской страны является картина Народного художника Казахстана Абылхана Кастеева.
Родился художник 1 января 1904 г. в ауле Чижин Джаркентского района Талды-Курганской области в семье бедняка-скотовода. Его произведения находятся во многих крупнейших музеях Казахстана, а также России, Украины, Кыргызстана, и в частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья. Его работы, в числе которых и знаменитая картина «Турксиб», по праву называют художественной летописью республики. Мало кто знает, что сам Кастеев трудился на великой стройке.
О Кастееве на Турксибе и Турксибе в судьбе Кастеева нам рассказал ведущий научный сотрудник Государственного музея искусств РК имени Абылхана Кастеева, кандидат искусствоведения Амир ДЖАДАЙБАЕВ.
Коллективное сознание в искусстве
- Какую же роль в судьбе Кастеева занимает Турксиб?
- Турксиб для Кастеева стал знаковым событием. Можно сказать, что он разделил его жизнь на две половины – до и после.
Когда Абылхан услышал о стройке, он с группой своих ровесников отправился из аула на объекты первой пятилетки. Казахскую молодежь тогда принимали только чернорабочими, потому что квалификации у них не было. Стройки первых пятилеток, к которым относился и Турксиб, помимо своей основной задачи – создания материальной базы и повышения обороноспособности советского государства, выполняли также и социальную задачу - создание национального пролетариата.
Таким образом, для Кастеева Турскиб стал не только трудовой школой, где он приобрел конкретную специальность, но и школой его классового роста. Он стал одним из представителей пролетариата.
Но самое главное, здесь произошло знаковое событие - на него впервые обратили внимание как на начинающего художника. Он самостоятельно осваивал изобразительную грамоту. В перерывах между работой пытался что-то изображать. Заметив его увлечение, руководители стали обсуждать, как помочь развить талант и, может быть, учиться дальше.
- Известно ли на каких участках трудился Кастеев?
- Есть данные, что первоначально он прибыл на станцию Айнабулак. Далее сведений нет, документов практически не сохранилось.
Но однажды в его судьбе произошло важное событие. Кастеев сам рассказывал об этом журналистам. В те годы была политическая установка – из состава национальных кадров формировать рабочий класс, интеллигенцию. Этому уделялось огромное внимание. Способности людей замечались, брались на заметку, пытались помочь им продвинуться, направляли на учебу на рабфаки в Москву, Ленинград и другие города. Кастеев попал именно в эту струю.
Сохранилась легенда о том, что к концу строительства Кастеев, забравшись на скалу, изобразил профиль Ленина. Такой эпизод описан во всех его биографиях, статьях советского и постсоветского периода. Доказательств, конечно, сейчас нет, не сохранилось изображение вождя пролетариата, ни фото, никаких других свидетельств. Тем не менее, сам факт показателен. Он говорит о том, что Кастеев впервые заявил о себе, как о художнике, портретом вождя мирового пролетариата. Получил признание своего трудового коллектива.
- Партия его заметила?
- Да, именно на одном из партсобраний его рекомендовали на учебу в Алма-Ату. Было только одно препятствие. Кастееву надо было доказать свое происхождение. Он отправил запрос в аул, чтобы подтвердить свое не байское происхождение. Долго ждал справку, которая до сих пор сохранилась в семье, что он из семьи пастухов.
"Казахи сначала со страхом воспринимали поезд"
- Творчество его тоже во многом связано с Великой стройкой?
- Конечно, в своем творчестве он часто обращался к теме Турксиба.
Первая из того, что мы знаем – графическая работа 1932 года «Турксиб». Довольно известная, небольшого размера, была создана с Николем Крутильниковым, в то время известным в Казахстане художником. Такая была практика в 30-е годы, к каждому национальному молодому художнику приставлялся куратор, как правило, из квалифицированных мастеров. Такую миссию по отношению к Абылхану на себя взял Крутильников. Совместно с ним Кастеев сделал эту работу. На ней казах на верблюде едет вдоль железнодорожного полотна, по которому в сторону зрителя движется паровоз. Предполагаю, что это был рисунок к плакату. В те годы работы были в основном прикладного характера. Свободы творчества не было, все делалось на заказ – социальный, партийный. Надо все воспринимать в этом русле.
Рисунок станковый, простой по композиции, доходчивый, где противопоставлялись два мира – прошлое и настоящее. В нем Кастеев начинает осознавать миссию советского искусства – подчеркивать преимущества нового социалистического строя и критически относиться ко всему прошлому. Фигура казаха на верблюде в левом углу символизирует дореволюционный Казахстан. А справа – «железный конь», «огненная арба». При этом казахи сначала со страхом воспринимали поезд, а потом постепенно пришло понимание, что пришло новое время. Люди поняли его преимущества, мощь и силу.
- Интересно, почему на его полотнах встречается много различной техники? Таково было его увлечение?
- Турксиб развил в Кастееве особый пиетет техники. Индустриализация была важнейшим фактором конца XIX, начала XX века. И впоследствии Кастеев будет скрупулезно изображать различные технические средства – трактора, поезда, самолеты, машины. Такова была тенденция времени.
На выставки приходили рабочие, крестьяне, простые люди, которые хорошо разбирались в различных механизмах, потому что работали на этих машинах. Они в картинах художников очень быстро замечали все погрешности. Об этом сохранились записи, статьи в газетах, где утверждалось, что некий художник не правильно нарисовал комбайн или косилку. К этим замечаниям художники серьезно относились, тщательно изображали все детали.
В первом рисунке Кастеева поезд изображен несколько стилизованно, упрощенно. В тот период это было допустимо, еще достаточно лояльно относились к этому. Позже, в середине 30-х годов стали относиться более строго. Этот первый профессиональный рисунок, тем не менее, в нем проявился характер кастеевского искусства.
Кастеев, изображая Турксиб, овладевал методом соцреализма, чтобы показать все преимущества советского строя в деле преобразования его родной страны. В течение 30 лет Кастеев обращался к теме великой стройки. Основные работы – это помимо рисунка 1932 года, наиболее значимая его картина 1969 года – большое живописное произведение «Турксиб». Оно было написано в преддверие 100-летия В.Ленина, широко отмечавшегося в стране. Художникам были даны большие заказы, Кастеев тогда написал две картины, наряду с «Турксибом» еще и портрет Амангельды Иманова.
- Сегодня его «Турксиб» известен многим!
- Именно «Турксиб» является знаковым для художника, объединившим ранний со зрелым поздним периодом, показывая ценность его искусства. Если сравнить две эти работы, можно ярко увидеть прогресс, эволюцию его творчества.
Эти две работы, во-первых, отличаются размером. Миниатюрный рисунок и монументальное живописное полотно, демонстрируют кардинальные изменения. Во-вторых, развилось техническое мастерство, Кастеев стал в полном смысле профессиональным художником. Хотя он не имел формального академического образования, тем не менее, мы все считаем его профессиональным художником. В-третьих, сам подход к теме стал более сложным, диалектическим. Сюжет, конечно, достаточно простой. Группа людей встречает подходящий поезд. Хотя присутствует социалистическая мифология – приходящий поезд издавал громкие звуки, кони, верблюды и люди разбегались в разные стороны, паровоз внушал какой-то страх. Тем не менее, живописец идет не то что против истины, а показывает в идеалистическом ключе, что народ приближается к поезду. Если разобраться, идет против правды, реальности. Но в советское время именно так и надо было изображать. На этом полотне люди в нарядных костюмах, подчеркнуто ликование. И опять же противопоставление настоящего и прошлого, идет вереница верблюдов слева. От сравнения старого и нового быта советский художник не мог отойти, потому что к этому были особые требования. И Кастеев им следовал.
"А поезд буквально идет на тебя"
- У него на картинах очень тщательно выписаны лица. Есть прототипы? Или все они - плод воображения?
- Прототипы существовали всегда. Кастеев относится к таким художникам, которые всегда основываются на натуре. Другое дело, как это портретное сходство достигалось, до какой степени. Но Кастеев был очень дотошным. Обратите внимание, что люди на этом полотне изображены со спины. У него был такой метод, он давал эффект присутствия зрителя в толпе.
- Как будто сам находишься там на месте.
- Поэтому зрители, приходя на выставку, стоя перед его картинами, ощущали себя участниками действа. Сейчас разрабатываются 3D, 5D-модели. В то время тоже была эта новация. Сейчас мы это не воспринимаем, а тогда это было достаточно инновационно для того времени. Возникал эффект личного участия, присутствия. Для того времени люди с их зрительным опытом так и считывали. Этот момент не все понимают. Поэтому его мастерство визуальной пространственности передачи для этого и работало. И зритель стоит не перед картиной, а перед событием. А поезд буквально идет на тебя. Слышишь его звук, движение, крики людей. Все это очень ощущаешь. Сегодня мы, избалованные телевидением, воспринимаем несколько по-другому. А в то время эффект был очень сильный!
- Существует конкретное место, которое изображено на полотне?
- Такого исследования не проводил, но, могу предположить, это конкретное место. Всегда пейзаж, любой предмет, момент, персонаж у Кастеева имеют прототип. Это можно точно сказать. В советском искусстве не было свободы творчества. Очень жестко следила цензура, картину проверяли на выставочных худсоветах. Художники были под таким ярмом. Может, они внутренне страдали от этого, но должны были этому следовать.
- И детали паровоза выписывались не только для зрителей, но и для цензуры?
- Хотя тех требований в чем-то нашим художникам и не хватает. Реальность теряется в произведениях.
Еще интересный момент. В первом рисунке 1932 года человек на верблюде и поезд ассоциируются с традиционной мифологией народной встречи батыра с каким-то драконом, чудовищем. Они должны сразиться. Но у Кастеева не такой подход. В капиталистическом обществе машина служит для эксплуатации человека, она такая мертвая, холодная, подавляет личность человека. В социалистическом обществе машина такое одушевленное существо, которое призвано помогать пролетариату. В данном случае внешне ассоциируется с этим мифом – богатырь и дракон. Но здесь дракон приручается, и нет резкого антагонизма.
- А есть другие работы кисти художника об этом периоде?
- Существует еще несколько рисунков, на которых Кастеев изображает строительство Турксиба. Зарисовки более позднего времени. Они хранятся в семье Кастеева, на них он себя изображает, других людей периода строительства железной дороги.
- Интересно, кого еще вдохновила эта стройка?
- Всесоюзную стройку изобразили не только Кастеев. Молдахмет Кенбаев, который на картине «Карайгыр» (черный жеребец), изобразил символически романтический поезд. В фондах музея хранится много работ, посвященных Турксибу. Сюда командировались и советские деятели искусства Александр Дейнека, писатели Ильф и Петров, многие другие.
Абылхану Кастееву повезло, что он попал на эту великую стройку, он сам всегда это признавал. Она сыграла в его судьбе знаменательную роль.
Ирина Бектиярова, Алматы
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1856017-kartine-abylhana-kasteeva-turksib-ispolnilos-90-let/
В случае, если ваш никнейм не соответствует требованиям правил, пожалуйста, измените его до 4 октября. В противном случае, он будет заменен автоматически.