Что делается для улучшения экологической ситуации в Казахстане

Опубликовано:

Экологический вопрос в Казахстане стоит остро. Рост добычи и переработки полезных ископаемых, сжигание попутного газа, увеличение количества автомобилей напрямую влияют на состояние атмосферного воздуха. О том, какая работа проводится в стране для улучшения ситуации в интервью NUR.KZ рассказал заместитель председателя Комитета экологического регулирования и контроля Министерства энергетики РК Зулфухар Жолдасов.

Экологический вопрос в Казахстане стоит остро
Фото: Pixabay.com: Facebook

- Сегодня население 16 промышленных центров Казахстана живет в зоне непосредственного влияния вредных производственных факторов, основным из которых являются выбросы загрязняющих веществ. Какие меры предпринимаются для решения проблемы?

- Министерство здравоохранения считает, что на состояние здоровья населения на 20% влияет экологический фактор. Причины загрязнения атмосферы у нас – это пыль, двуокись серы, диоксид азоты, продукты сгорания топлива.

Наиболее загрязненными в Казахстане считаются Атырау, Алматы, Актобе, Караганда, Павлодар, Усть-Каменогорск, где развита промышленность. Есть города, на загрязнение атмосферы которых влияют и другие факторы – это печное отопление, транспорт, природные условия. К примеру, как Шымкент и Нур-Султан.

Министерство энергетики ведет планомерную работу по снижению объемов выбросов. Так, только за последние 3 года, с 2015 по 2018, лимиты выбросов снизились на 7% - с 4,4 до 4,2 млн. тонн. Этого удалось достичь за счет финансирования природоохранных мероприятий предприятиями-природопользователями.

К примеру, одно из крупнейших предприятий Усть-Каменогорска, внедрило технологии по очистке серы, благодаря которым в период с 1997 по 2018 года их объем удалось снизить на 70%. Таким образом, концентрация диоксида серы в воздухе Усть-Каменогорск снижена в три раза (с 4,7 до 1,5 ПДК). И таких примеров немало.

- Как повлияло на улучшение состояния атмосферного воздуха перевод на газ некоторых ТЭЦ и автотранспорта?

- Экологический мониторинг показал, что в городах, где теплоэлектростанции переведены на газ, в разы сокращается количество взвешеных частиц в атмосферном воздухе.

Например, в результате перевода на газовое топливоТЭЦ-1 г.Алматы с 2014 года объемы выбросов снизилисьна 50% (с 6 до 3 тыс.тонн в год). В г. Атырау и Актобе, где в качестве топлива используют газ, фоновая концентрация взвешенных веществ в атмосферном воздухе в 10 раз меньше, чем в городе Нур-Султан, где топят углем. Именно по этой причине, для улучшения экологии, в столице начато строительство магистрального газопровода «СарыАрка».

Подключение ТЭЦ к газу мы ожидаем к следующему отопительному сезону 2019-2020 годов. Помимо столицы, доступ к газу на первом этапе получат 171 населенный пункт, в т.ч.Караганда, Темиртау, Жезказган, Сатпаев, Сарань, Шахтинск. Это позволит снизить уровень загрязнения воздуха в городах.

- Автотранспорт, количество которого растет из года в год, также один из активных источников загрязнения воздуха.

- Да, так и есть. Объем выбросов автотранспорта, по данным статистики, составляет более 100 тыс.тонн в год. По инициативе Минэнерго в 2018 году принят План мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива до 2022 года. Сегодня в городах Алматы, Шымкент, Актобе, Кызылорда с дизельного топлива на газ замещено более 1 000 единиц автобусов, к 2022 году будет переведено 12 тысяч автобусов.

Объем, инвестиций составит порядка 46 млрд тенге, количество новых рабочих мест порядка 1500. Использование газа сопровождается снижением выбросов угарного газа на 90-97%, углекислого газа – на 25%, оксида азота – до 60%. С 2018 года завершена модернизация 3-х нефтеперерабатывающих заводов.

Сегодня осуществлен полный переход к производству экологичного топлива К-5 (Евро-5). В К-5 содержание серы в 50 раз ниже, чем в топливе К-2, и в 15 раз ниже, чем в топливе К-3. Сокращение выбросов в атмосферный воздух от оксидов углерода, азота и углеводородов в 2 раза. А по выбросам диоксида серы, одного из главных «ингредиентов» загрязняющих веществ, образующих смог – в 5 раз.

- В этом году Министерство готовит проект нового Экологического кодекса. Какие новшества будет содержать документ?

- Одним из главных направлений совершенствования экологического законодательства является реализация международного экологического принципа «загрязнитель платит».

Он заключается в создании таких условий для природопользователей, при которых им экономически выгоднее принимать превентивные меры по недопущению загрязнения окружающей среды путем внедрения наилучших доступных технологий вместо реагирования на налагаемые санкции.

Вместе с тем, будет пересмотрена система взимания и ставок платежей за эмиссии. Рассматривается вопрос целевого направления средств, поступивших в местные бюджеты экологических платежей на решение экологических проблем.

Также будет предусмотрено обязательство нарушителя устранить экологический ущерб в натуральной форме (т.е. восстановить нарушенные компоненты окружающей среды), вместо взыскания с него денежной компенсации в бюджет.

Планируется введение обязательного автоматизированного мониторинга эмиссий в режиме реального времени, что позволит повысить уровень прозрачности деятельности предприятий и обеспечить объективность данных.

К тому же, будет возобновлен инструмент внезапной проверки для усиления общественного экологического контроля.

- Какие задачи по охране окружающей среды стоят перед Министерством энергетики на 2019 год?

- Согласно стратегическому плану на 2019 год перед Министерством стоят следующие задачи: сократить объем нормативных загрязняющих веществ: по выбросам: до 4,7 млн. тонн (в 2018 году - 4,8 млн. тонн), по сбросам до 2,7 млн. тонн (в 2018 году 2,8 млн. тонн); увеличить объем вырабатываемой электроэнергии возобновляемыми источниками энергии до 2,3 млрд кВт/ч (в 2018 году 1,3 млрд кВт/ч); увеличить долю переработки и утилизации отходов производства к их образованию до 34% (в 2018 году 32%); увеличить долю переработки и утилизации ТБО к их образованию до 14% (в 2018 году 11%).

Кроме того, до конца 2019 года мы должны утвердить новый Экологический кодекс, который разрабатывается по стандартам стран ОЭСР на примере передового мирового опыта, стандарты которого позволят достигнуть устойчивого развития в области охраны окружающей среды.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1797102-cto-delaetsa-dla-ulucsenia-ekologiceskoj-situacii-v-kazahstane/