Top.Mail.Ru
Здоровье

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Хирург-онколог Асан Жексембаев: Мы проводим 40-45 операций на поджелудочной железе в год

Опубликовано:

Асан Жексембаев
Асан Жексембаев. Фото: NUR.KZ / Артем Деньгин

Почетный профессор Национального научного онкологического центра, к.м.н. Асан Жексембаев рассказал NUR.KZ о самом сложном, на его взгляд, виде операции и лечении рака поджелудочной железы.

На данный момент Асан Айтмукашевич является главным консультантом по трансплантации центра гепатопанкреатобилиарной хирургии, онкогепатологии и трансплантации органов, который работает на базе ННОЦ.

Асан Жексембаев уже более 40 лет трудится в медицинской сфере. Он внес существенный вклад в развитие гепатопанкреатобилиарной хирургии и трансплантологии в Казахстане. В частности, он принимал непосредственное участие во внедрении трансплантации печени от кадавра и живого донора в ННОЦ.

Асан Айтмукашевич является автором множества статей и методических рекомендаций по хирургии. Также он владеет всеми видами операций общей, гепатопанкреатобилиарной, абдоминальной хирургии и трансплантаций печени.

- Асан Айтмукашевич, вы уже не первое десятилетие работаете в сфере хирургии и добились значительных успехов. Чем вы занимаетесь сейчас?

- На данный момент я считаюсь ассоциированным профессором. Помогаю коллегам, обучаю молодых специалистов. Ранее работал заведующим отделения в Национальном научном онкологическом центре. В связи с достижением пенсионного возраста, передал бразды правления молодым талантливым коллегам. Сейчас, если вы посмотрите на заведующих наших отделений, то все они очень молодые: есть те, кому 35-40 лет. И это хорошо, ведь молодость и энергия позволяют им плодотворно работать, да к тому же еще и обучаться.

- Помните этот центр в первые месяцы его существования? Он ведь был открыт в 2009 году?

- Действительно, центр открылся в 2009 году, а уже в 2010-м работал полным ходом. Изначально он являлся больницей скорой медицинской помощи, то есть мы обслуживали все ургентные службы города и регионов Казахстана. В нашем распоряжении уже на тот момент была санавиация, врачи вылетали в регионы, привозили тяжелых пациентов в центр. Кроме того, на нас были возложены вопросы, связанные с материнством. Важной задачей являлось недопущение материнской смертности во время беременности и после родов.

Позже при участии известного казахско-американского ученого-микробиолога Алибека Кена центр был перепрофилирован. Мы отошли от экстренных служб и сосредоточились на лечении онкологических заболеваний. Это было примерно в 2013-2014 годах.

Асан Жексембаев и коллеги
Фото: NUR.KZ / Артем Деньгин

- Какой вид оперативного вмешательства вы считаете самым сложным?

- Самый сложный вид операции, на мой взгляд, – это родственная трансплантация печени. Пациенты, которым выполняется пересадка, находятся на стадии декомпенсации: раз печень не работает, то страдают другие органы – сердце, легкие и остальные. Послеоперационный период также характеризуется серьезными рисками. В основном врачи ННОЦ учились делать пересадки печени в Южной Корее. Плюс некоторые обучались в США по линии "Болашак". Здесь хочется сказать огромное спасибо государству за то, что вложило средства в обучение специалистов за рубежом. Благодаря этому проведение таких сложных операций, как трансплантация печени, стало возможным в Казахстане.

- Хотелось бы подробнее поговорить с вами о таком заболевании, как рак поджелудочной железы. Почему он возникает у человека?

- В первую очередь, нужно говорить о генетической предрасположенности. Второе – это сахарный диабет. Третье – панкреатит, при котором клетки могут быть склонны к озлокачествлению. Кроме того, нельзя забывать о радиации и злоупотреблении табаком. Еще есть один советско-российский гепатобилиарный хирург Юрий Патютко, считавший, что рак поджелудочной железы может быть вызван аллергическим фактором. Как вы понимаете, какой-то одной главной причины возникновения данного онокозаболевания выделить нельзя.

- Какой вид рака наиболее распространен?

- Наиболее распространенный вид рака поджелудочной железы – это аденокарцинома протоков. Вообще, размеры поджелудочной железы – 2 см в ширину и 8 см в длину. В ней также есть тонкие протоки шириной примерно 0,1-0,2 мм. В 80% случаев рак в поджелудочной железе возникает именно в протоках. Таким образом, диагностика заболевания серьезно осложняется: доступ к опухоли получить не так просто. Необходима брать биопсию именно с протока, чтобы получить корректный результат.

Асан Жексембаев на рабочем месте
Фото: NUR.KZ / Артем Деньгин

- С какими сложностями сталкивается человек после удаления поджелудочной железы?

- Поджелудочная железа – этот орган, вырабатывающий не только гормоны для внутренних процессов, но и для внешних. Ферменты, регулирующие многие важнейшие процессы, всасываются в кровь. После удаления поджелудочной железы у пациента нет выделения ферментов, из-за чего возникает сахарный диабет. Его вполне можно коррегировать, однако качество жизни пациента все равно страдает. Приходится постоянно получать инсулин и придерживаться диеты. Самая главная задача врачей при удалении поджелудочной железы – максимально продлить жизнь пациента.

- Как много людей заболевает раком поджелудочной железы в нашей стране ежегодно?

- По статистике, которую ведет Алматинский институт онкологии и радиологии, ежегодно выявляется около 1200 случаев. К сожалению, около 80% пациентов с данным диагнозом умирает. Одной из причин высокой смертности можно назвать позднее обращение граждан за профессиональной врачебной помощью. Кроме того, рак поджелудочной железы обычно не имеет очевидных проявлений. К слову, о статистике. В скором времени откроется новый современный корпус ННОЦ, и вполне вероятно, что мы будем сами собирать статистические данные по количеству онокобольных.

- А что можно рассказать о химиотерапии при данном виде рака?

- Если опухоль прорастает в сосуды или задевает позвоночник, операция усугубит состояние больного. В таких случаях мы сначала прибегаем к неоадъювантной химиотерапии. После операции проводится адъювантная химиотерапия, обычно она составляет от шести до двенадцати курсов. В центре сейчас работают квалифицированные химиотерапевты, которые подбирают каждому пациенту подходящее лечение.

Сотрудники ННОЦ
Фото: NUR.KZ / Артем Деньгин

- Сколько пациентов в год врачам центра удается пролечить?

- В первые годы оперативное лечение в центре получали приблизительно 20-25 человек ежегодно. Сейчас мы проводим уже 40-45 операций на поджелудочной железе в год. К сожалению, многим пациентам нельзя помочь по той причине, что рак достигает той стадии, когда уже не операбелен. Данное заболевание, как вы можете понять, очень тяжело поддается лечению. Пятилетняя выживаемость после операции – всего 10%. Вместе с тем, при частичном удалении поджелудочной железы, человек может вести относительно нормальный образ жизни. Тот же сахарный диабет возникает только при полном удалении органа.

- Сталкивались ли вы в вашей практике со случаями, когда врачи не могли диагностировать рак поджелудочной железы и лечили пациента от другой болезни?

- Да, к сожалению, такие случаи бывали, особенно в регионах страны. Зачастую врачи гепатологи-гастроэнтерологи не могли выявить онкологическое заболевание в силу недостаточной технической оснащенности и начинали лечить человека от желтухи. Проходит день, два, пять, десять дней, а больному легче не становится. Они начинают форсировать лечение, выписывая желчегонные препараты, и это тоже не помогает. В итоге выясняется, что у пациента рак. Поэтому, когда мы выезжали в регионы с лекциями, постоянно говорили местным специалистам: "Если у взрослого пациента есть желтуха, пожалуйста, направьте его к нам". Следует знать, что желтуха является одним из грозных симптомов рака поджелудочной железы.

Сотрудники ННОЦ
Фото: NUR.KZ / Артем Деньгин

- Как вы думаете, в перспективе ближайших десятилетий мировое врачебное сообщество сможет добиться того, чтобы люди не умирали от рака?

- Как-то в Казахстан приезжал американский профессор – главный онколог города Питтсбург. Так вот он сказал: "Тот, кто найдет причину возникновения раковых клеток, получит Нобелевскую премию". Соответственно, кто найдет причину, тот сможет отыскать и самый эффективный метод лечения. Когда именно это произойдет, никто не знает. Возможно, в будущем медицина достигнет такого уровня развития, что хирургическое вмешательство при онкологии не будет главным методом лечения. Уже сейчас существуют система онкомаркеров для поджелудочной железы, печени и других органов. Они позволяют выявить патологические процессы еще до первых проявлений онкозаболевания.

- Напоследок спрошу о кадровом вопросе. Как вы думаете, за счет чего мы можем устранить дефицит врачей в Казахстане?

- Этот вопрос, как вы знаете, уже далеко не первый год обсуждается в нашем обществе. На мой взгляд, единственный способ добиться ликвидации дефицита врачебных кадров – повысить заработные платы медицинским работникам. Это позволит улучшить благосостояние действующих специалистов и, что немаловажно, привлечет новых людей в нашу профессию.

Больше о ННОЦ читайте по ссылкам:

Сайт ННОЦ: https://www.cancercenter.kz

Facebook: https://www.facebook.com/astana.nroc

Instagram: https://www.instagram.com/astana.nroc

Telegram: https://t.me/cancercenterkz/1741

Запись на прием к врачам ННОЦ осуществляется по единому номеру колл-центра КДЦ: +7 (7172) 702-911, +7 (7172) 702-900, WhatsApp: 8708 425 0711.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/healthcare/2054148-hirurg-onkolog-asan-zheksembaev-my-provodim-40-45-operatsiy-na-podzheludochnoy-zheleze-v-god/

pixel