Top.Mail.Ru
Здоровье

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как программа управления заболеванием меняет жизни пациентов

Опубликовано:

Хроническое заболевание можно держать под контролем и жить при этом полноценной жизнью. В этом казахстанцам помогает Программа управления заболеваниями (ПУЗ).

Как программа управления заболеванием меняет жизни пациентов

ПУЗ направлена на профилактику и борьбу с хроническими неинфекционными заболеваниями. Пока в Программу входят три заболевания: артериальная гипертензия, сахарный диабет 2 типа, хроническая сердечная недостаточность. От осложнений и обострений этих болезней ежегодно умирают тысячи казахстанцев, в их лечение государство вкладывает многомиллионные средства. Именно поэтому и возникла необходимость в ПУЗ: программа учит пациентов управлять своим здоровьем. Стоит отметить, что ПУЗ входит в пакет государственного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), и с введением с 2020 года системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), также останется бесплатной. Подробнее о том, какие еще услуги войдут в обновленный пакет ГОБМП, вы можете узнать здесь.

ПУЗ: от плана действий к конкретным результатам

Как программа управления заболеванием меняет жизни пациентов

В городской поликлинике №8 города Нур-Султан ПУЗ запустили в пилотном режиме в 2016 году. Тогда программа работала по одному направлению – в ней могли участвовать только больные с хронической сердечной недостаточностью (ХСН). В 2018 году сюда включили еще два заболевания.

По словам врача общей практики Анар Асубековой, которая ведет Программу, сегодня в нее участвуют 1107 пациентов поликлиники. Большинство из них – 696 – страдают от артериальной гипертензии, 309 участников ПУЗ болеют сахарным диабетом, и еще 103 – сердечники.

«Почти за 4 года работы ПУЗ, число экстренных случаев госпитализации по хронической сердечной недостаточности заметно снизилось. Больные стали реже вызывать скорую помощь. К примеру, в 2016 году, когда мы только начинали, из 69 участников ПУЗ, в скорую обратились 26 человек. В 2018 году зафиксировано всего 6 обращений», - приводит данные Анар Асубекова.

Участники ПУЗ - это хронические больные, состоящие на динамическом учете. Важно, чтобы сам пациент был заинтересован и был готов работать на результат. Уже на первом приеме врач дает ему полную информацию о его заболевании, объясняет, как работает программа, и что нужно делать, чтобы поддерживать и улучшать свое здоровье.

Далее разрабатывается своеобразный маршрут движения пациента, в зависимости от его диагноза. При этом учитываются все жизненно важные параметры, которые нужно контролировать.

«Мы приглашаем пациентов на приемы и специальные тренинги, чтобы донести до них суть такого понятия, как «самоменеджмент». Если они соглашаются, то мы заключаем с ними социальный контракт и вводим их в базу.
Так, больные получают рекомендации, учатся самостоятельно контролировать свое здоровье, оказывать себе первую помощь в кризисных ситуациях, узнают, какие факторы могут спровоцировать ухудшение состояния. Как правило, негативно влияют на здоровье малоподвижный образ жизни, неправильное питание, стрессы. Ну и, конечно, для пациентов составляется индивидуальный план действий: график приема лекарств, объем физических нагрузок, диета»,- рассказывает врач общей практики.

По ее словам, главное, что дало внедрение ПУЗ: люди стали понимать, что их здоровье напрямую зависит от их действий и бездействий.

«Как правило, у нас люди старой закалки считают: «Я болею, врач должен меня вылечить!». Обратной отдачи от пациента нет. Бывает и так, что пациенты вступают в ПУЗ, но не поддаются лечению.
Когда мы видим, что сдвига нет, подключаются психологи и соцработники. Также мы приглашаем на тренинги тех участников, которые достигли значительных результатов, приводим показательный пример. Это очень стимулирует», - говорит ВОП.

Пример для подражания

Как программа управления заболеванием меняет жизни пациентов

Один из таких образцовых пациентов - Сабырбек Сайкенов. Мужчине 54 года, 15 из которых он страдает от ХСН. Почти 4 года назад его состояние стало ухудшаться. Тогда же врачи предложили ему участие в ПУЗ. Правда в тот момент он не совсем понимал, как это работает на деле. Но, исправно выполняя все рекомендации медиков, уже вскоре стал замечать первые результаты.

«Сейчас самочувствие стало намного лучше. Сердечко конечно беспокоит, но не так, как раньше. Я стал правильно питаться, заниматься легкой гимнастикой. В молодости был спортсменом, поэтому тело до сих пор просит.
Стараюсь много ходить, ну и бросить курить – хоть пока и безуспешно. Слежу за своим давлением, его мне регулярно измеряет супруга, она же контролирует мою диету, если кашу с утра не поем, все равно заставит. По часам принимаю лекарства», - говорит Сабырбек ага.

По словам жителя столицы, все что нужно делать участнику ПУЗ – следить за своим самочувствием, выполнять требования врачей, меньше нервничать.

«Эта программа очень удобна. Например, нужно записаться к врачу, анализы сдать, я звоню медсестрам, они готовят мне направление, я спокойно прихожу, беру направление. Они и сами мне звонят, когда подходит время приема или обследования, напоминают.
По шкале от 1 до 10 мое здоровье стало лучше на 9,5 баллов. По сравнению с тем, как я чувствовал себя 4 года назад, когда впервые столкнулся с болезнью. Тогда мне было очень плохо, я был морально не готов к болезни. Но врачи и эта программа, в частности, помогли мне. Я понял, что в основном все зависит от меня самого», - отмечает участник ПУЗ.

История одной медсестры

Как программа управления заболеванием меняет жизни пациентов

Каждый рабочий день медсестры диспансерного кабинета Кадиши Иманшариповой начинается с запуска программы, которая показывает, кого из участников ПУЗ пора пригласить на прием или назначить обследование. Для этого в специальном электронном регистре напротив имени пациента загорается красный колокольчик. Медсестра тут же набирает его номер. В день она совершает около 40 таких звонков.

«В мои обязанности входит вызывать пациентов на прием, проводить тренинги и читать лекции, приглашать их на анализы и обследование, выдавать направления, говорить с ними, подсказывать, как себя вести. Например, если они чувствуют, что у них поднялось давление, мы учим: «В таких случаях, нужно прилечь, расслабиться, успокоиться и не делать резких движений, после чего принять лекарство», - разъясняет медсестра.

В том, что ПУЗ – действительно эффективная программа медсестра высшей категории убедилась и на личном примере.

«Я и сама состою в Программе, так как страдаю и артериальной гипертензией, и сахарным диабетом. Сейчас вешу 83 кг, еще 3-4 года назад весила на 60 кг больше – это было связано с тем, что я какое-то время принимала гормональные препараты. Участвуя в программе, несмотря на то, что я - медицинский работник, открыла для себя много нового. Стараюсь придерживаться всех правил.
Приступов больше нет, реже стала случаться одышка и подниматься давление, сахар не прыгает. Я стала соблюдать диету, исключила сладкое и чай, стала пить больше воды и вовремя принимать лекарства. Не буду кривить душой, раньше я относилась к здоровью халатно, все было не до себя, а благодаря ПУЗ стала внимательней к своему здоровье», - заключает медсестра.

Отметим, что, по данным Республиканского центра развития здравоохранения (РЦРЗ), сегодня в ПУЗ по всей стране вовлечено 425 155 казахстанцев, что составляет 26% от общего количества пациентов, находящихся на динамическом наблюдении.

Как отмечают специалисты РЦРЗ, внедрение программы дало положительные результаты: у 77% пациентов с гипертензией удалось стабилизировать давление, у 33% диабетиков-участников ПУЗ наблюдается снижение контрольного уровня гликолизированного гемоглобина, сократилось число новых случаев госпитализации среди пациентов с хронической сердечной недостаточностью.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/healthcare/1803398-kak-programma-upravlenia-zabolevaniem-menaet-zizni-pacientov/

pixel