jitsu gif
    Провели подряд дней с нами

    Ничего не успеваю: зачем нам нужен тайм-менеджмент и как эффективно управлять своим временем

    Ноутбук с часами и блокнот с ручкой на столе
    Ноутбук и блокнот на столе: Pexels

    Что такое тайм-менеджмент и может ли он помочь в выполнении бытовых задач? Бизнес-тренер Михаил Корецкий уверен, что принципы и правила организации времени сделают повседневную жизнь более комфортной.

    КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
    Данный текст создан автоматически при помощи ИИ и не проходил проверку редактора, поэтому может содержать фактологические или грамматические ошибки. Подробности в публикации
    • Тайм-менеджмент применим не только в бизнесе, но и в повседневной жизни для более эффективной организации времени.
    • Основные проблемы в организации времени - многозадачность и отсутствие записанного плана, которые можно решить, систематизируя задачи.
    • Ключевые правила тайм-менеджмента в быту включают постановку целей, фиксацию задач, расстановку приоритетов, делегирование и периодический анализ своей деятельности.

    Что такое тайм-менеджмент? Красивое слово или рабочий инструмент? Дань моде или реальная необходимость? Предназначен ли он только для бизнес-процессов или его можно с успехом применять в быту? Эти и некоторые другие вопросы мы обсудим сегодня.

    Итак, тайм-менеджмент переводится с английского языка как «time» — 'время' и «management» — 'управление'. Что же это получается — управление временем? Но разве мы можем управлять временем? Можем ли мы его ускорить или замедлить? Обратить вспять или перескочить вперед? Разумеется, нет. Более корректно будет говорить о контроле над временем, потраченном на конкретные виды деятельности, при котором увеличивается эффективность и продуктивность.

    Этой теме посвящено большое количество книг. Много исследователей, в том числе Дэн Кеннеди, Дэвид Аллен и другие, разрабатывали и разрабатывают методы и инструменты по проблемам тайм-менеджмента. Если посмотреть список курсов на эту тему («Аудит личной и управленческой эффективности», «Планирование времени», «Основы планирования», «Искусство определять приоритеты» и многие другие), становится ясно, что этот серьезный инструмент, помогающий организовывать свое время, не утрачивает актуальности.

    Тайм-менеджмент прочно вошел в бизнес. Трудно себе представить процветающую компанию без организации рабочего времени. Мне не раз в качестве бизнес-тренера доводилось проводить тренинги и семинары по этой теме для коллективов различных компаний. Но если с бизнесом все понятно, давайте разберемся, есть ли необходимость тайм-менеджмента в повседневной жизни. И если есть, то какие методы организации времени мы можем использовать в быту?

    Мужчина смотрит на часы, сидя перед ноутбуком
    Мужчина сидит перед ноутбуком и смотрит на часы: Pexels

    Проблемы организации времени и планирования

    Уверен, что у каждого из вас была ситуация, когда в течение недели мы строим планы на выходные: сходить куда-то с детьми, посетить, убраться, написать, сделать и так далее. А вечером в воскресенье понимаем, что не сделано практически ничего. То же самое можно сказать про время отпуска, праздничные дни и т. п. Но почему так происходит? Ведь мы собирались сделать конкретные дела, совершить конкретные действия.

    В организации свободного времени есть две большие проблемы, которые усиливают друг друга, — многозадачность и отсутствие записанного плана.

    Многозадачность

    Мы ставим перед собой одновременно несколько задач, а потом, как тот буриданов осел, не знаем с какой начать, что и когда делать. Для наглядности, выполните простое упражнение. Запишите, как показано ниже, по порядку в первый столбик числа от 1 до 10 арабскими цифрами (1, 2, 3 ...), во второй столбик также числа от 1 до 10, но уже римскими цифрами (I, II, III ...). В третий столбик запишите буквы алфавита от А до Й.

    1 I А

    2 II Б

    3 III В

    4 IV Г

    5 V Д

    И так далее до 10. А теперь проведем эксперимент. Засеките время и сделайте то же самое, но построчно. Например, 1 — I — А, 2 — II — Б, 3 — III — В, заполните так все 10 строчек. Когда выполнили первую часть эксперимента, засеките время еще раз и сделайте то же самое. Но теперь пишите цифры и буквы уже по столбцам: сначала все арабские цифры (1, 2, 3, ...), затем все римские (I, II, III, ...), затем буквы от А до Й. Обычно на первый эксперимент уходит 40–45 секунд, а на второй — 15–20 секунд.

    Почему так происходит? Считая по порядку, мозг выполняет одну задачу, потом переключается на другую. Смешивая эти упражнения, мы вводим наш мозг в режим многозадачности, заставляем его переключаться с одной задачи на другую. Именно на переключение тратится много времени и энергии.

    Отсутствие записанного плана

    В этой формулировке мы скрыли, на самом деле, две проблемы: 

    1. У нас нет плана. 
    2. У нас нет записанного плана.

    Мы пытаемся все удержать в голове, рассчитывая на память, но в потоке информации теряем задачи, вспоминая о них, только в тот момент, когда понимаем, что чего-то не выполнили. Уже ложась в постель, мы вспоминаем, что у ребенка на завтра не поглажена форма или ножи, которые обещал наточить за выходные, так и остались тупыми.

    Эти проблемы мы можем решить, записывая и систематизируя свои задачи. Для этого есть ряд простых методик, о которых я расскажу далее более подробно. Если пользоваться ими регулярно, то ежедневные задачи и даже домашние дела будут выполняться быстро и эффективно.

    Девушка разговаривает по телефону, сидя за компьютером и блокнотами
    Девушка разговаривает по телефону, перед ней компьютер и журналы: Pexels

    Правила управления временем в быту

    Итак, тайм-менеджменту есть место в повседневной жизни. Из общих правил я бы выделил несколько особенно применимых в быту. Попробуйте следовать этим простым советам:

    • Ставьте цель. Очень желательно использовать методику SMART (конкретная, измеримая, достижимая, релевантная и ограниченная во времени). Важно, чтобы это была именно ваша цель, а не навязанная обществом. Безусловно, совершать пробежки по утрам полезно, но ваша ли это потребность или это общий посыл, который от вас совершенно далек.
    • Появилась задача, зафиксируйте ее. Не важно на каком носителе: привыкли к ежедневнику — пожалуйста, к смартфону — без проблем, но любая задача, которую нужно выполнить, должна быть записана.
    • Крупные задачи разбивайте на подзадачи. Как говорится, невозможно съесть корову целиком, но ее можно порезать на стейки.
    • Расставляйте приоритеты. Для продуктивного планирования нам необходимо понимать, что важно сделать сразу, а что можно отложить на потом или не делать вовсе. Об этом мы еще поговорим.
    • Делегируйте. Да-да, делегировать можно не только бизнес-процессы, это вполне применимо и в личных делах. Рассматривая список дел на день, задумайтесь, а не могу ли я попросить или поручить сделать это кого-нибудь другого. Безусловно, многие мужчины могут починить смеситель на кухне, но не лучше ли вызвать профессионала и оплатить эту работу. Таким образом, вы оставляете свободное время на более важные дела, например на общение с детьми. Мастер в это время сможет заработать и в той или иной степени будет гарантировать качество проделанной работы.
    • Отдыхайте, анализируйте. В тайм-менеджменте есть очень интересное понятие «затачивать пилу». Это понятие ввел Стивен Кови в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» (кстати, очень рекомендую прочитать). В этой книге он рассказал притчу.

    Некий человек увидел в лесу дровосека, с большим трудом пилившего дерево совершенно тупой пилой. Человек спросил дровосека: «Уважаемый, почему бы вам не наточить свою пилу?». «У меня нет времени точить пилу, я должен пилить», — простонал дровосек. Процитировав эту притчу, Кови рекомендовал периодически останавливаться в своих делах и «подтачивать пилу», то есть обдумывать, планировать и просто отдыхать.

    Спросите у эксперта NUR.KZ

    Задайте свой вопрос специалисту в любой сфере, и мы постараемся дать ответ как можно скорее!

    Сегодня мы определили, что тайм-менеджмент может быть очень полезным в ежедневной жизни. Я рассказал об основных правилах, которых стоит придерживаться, если вы хотите немного упростить себе жизнь и даже освободить время для отдыха или для семьи.

    В следующей публикации я расскажу о методиках, которые можно использовать для систематизации своих ежедневных задач. Мы поговорим о матрице Эйзенхауэра и методе АБВГД, которые помогут правильно составить список дел и вовремя ставить галочки «выполнено» напротив каждой важной задачи.

    Ничего не успеваю: зачем нам нужен тайм-менеджмент и как эффективно управлять своим временем

    Узнавайте обо всем первыми

    Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах

    Instagram
    Закладки
    Пока здесь пусто
    Используйте кнопку «
    » на странице публикации, чтобы сохранить её в свой личный список закладок.