Подростки — любители аниме, комиксов и видеоигр — часто ассоциируют себя с героями невероятных историй. Такие фантазии имеют право быть. Но до тех пор, пока ребенок не теряет собственное лицо.
Суть и проявления синдрома восьмиклассника
Синдромом восьмиклассника (chuunibyou) еще называют синдром второго года обучения в средней школе — «чунибье» или «чунька». Что такое синдром восьмиклассника? Это состояние школьников-подростков и молодых людей, которые под влиянием аниме, комиксов, видеоигр, книг, программ в жанре фэнтези, ужасов, научной фантастики воображают себя особенными людьми со сверхъестественными способностями и знаниями.
Они значительно переоценивают себя и свое значение в мире, часто подвержены мании величия, могут всерьез считать, что способны изменить мироустройство, читать мысли, управлять огнем, пишет Хтет Аунг Лин в статье «Чунибье (синдром восьмиклассника)».
В японской культуре так называют человека, всепоглощающе увлекающегося чем-либо. За пределами Японии этот жаргонный термин употребляют по отношению к фанатам японской мультипликации и комиксов.
Название «синдром восьмиклассника» в шутку придумал в 1999 году японский комик и радиоведущий Хикару Идзюин, сказав об этом в одном из радиоэфиров. Через 10 лет он пытался объяснить, что никакого синдрома не существует, это была шутка. Но термин уже получил распространение в массовой культуре, его подхватили и адаптировали в японской психологии.
Именно в Японии выпускают самое большое количество аниме в год, а 40% всей печатной продукции составляют комиксы, отмечает переводчик и писатель Борис Иванов в книге «Введение в японскую анимацию». Поэтому феномен чунибье наиболее распространен в этой стране. В 2008 году автор фэнтези-ранобэ Хея Саэгами даже написал книгу «Синдром восьмиклассника — инструкция по применению».
Как понять, что у тебя синдром восьмиклассника? Если ты живешь в придуманном мире фантазий, где чувствуешь себя всемогущим супергероем, обладающим магической силой, сверхспособностями, как персонажи твоих любимых аниме, комиксов или видеоигр, то у тебя синдром восьмиклассника. Так ты можешь самовыражаться, спасаться от сложных и даже травмирующих жизненных обстоятельств, ведь в придуманном мире тебе все по плечу.
В официальный список диагнозов синдром восьмиклассника не входит и не считается признаком психиатрического отклонения. Но такое состояние довольно распространено среди подростков вследствие их чрезмерного увлечения аудиовизуальными источниками информации типа аниме, комиксов, фэнтези. Больше этому подвержены парни.
Согласно опросу, большинство респондентов считают синдром негативным явлением, отмечает Хтет Аунг Лин. Но тайваньская писательница Ли Котоми, выросшая на японских аниме и считающая себя отаку (с синдромом восьмиклассника), уверена, что это помогло ей выучить японский язык и стать более креативной.
Какие бывают формы синдрома восьмиклассника и когда нужна помощь
Чунибье может быть разным. Хея Саэгами выделил три формы такого синдрома:
- DQN (докюн кэй) — это подростки, представляющие себя преступниками. Они ведут себя асоциально, подражая преступному миру, хотя на самом деле их редко можно действительно считать маргиналами.
- Субкультура (сабукару кэй) — это подростки, подобно хипстерам, отрицающие популярную моду и принимающие подпольную. Они самовыражаются, идя против течения, хотя и не относятся к особой субкультуре. Общаются с такими же, как и они.
- Дурной глаз (дзякиган кэй) — это подростки-фанаты фэнтези, фантастики, теорий заговоров, сверхъестественного. Они верят в свою тайную силу, магические способности, ассоциируя себя со сверхлюдьми. В связи с этим придумывают для своего альтернативного образа псевдонимы, соответственно одеваются и ведут себя.
Как правило, по мере взросления и формирования личности синдром восьмиклассника проходит. Он опасен, если человек теряет связь с реальностью и настолько глубоко погружается в свои фантазии, что ведет себя неадекватно в реальной жизни, ставит под угрозу жизнь и даже здоровье свое и, возможно, других людей. Он супергерой, могущественный преступник или кто-то еще уже не в игре, а в реальности, полностью отождествляет себя с тем образом, который на самом деле придуман.
Родителям стоит обратить внимание на следующие патологические признаки фантазирования:
- у подростка изменяется поведение и самосознание, он требует называть его другим именем, хочет изменить условия жизни;
- одержим своими идеями, пытается их систематизировать;
- характерна «кривая логика» (логические ошибки в рассуждениях);
- невозможно переубедить;
- стремится реализовать свои домыслы;
- депрессивно-гневливый или странно-восторженный по поводу идеи своего могущества и величия;
- уходит из дома, чтобы жить как герой, бандит, маг;
- происходят изменения на физиологическом уровне: плохой сон, аппетит, разговоры с самим собой.
При подобных отклонениях родителям подростка следует незамедлительно обратиться за помощью к специалисту. Если не помочь ребенку на данном этапе, во взрослом возрасте у него могут возникнуть проблемы в налаживании контактов и общении с другими людьми. Он может стать социально изолированным, предупреждает Хтет Аунг Лин. Но самое страшное — угроза здоровью и жизни.
Синдром восьмиклассника как подход может быть полезен при выполнении креативных заданий, изучении иностранных языков. Перевоплощение способно творить чудеса, но без отрыва от реальности. Фанатичная же вера в бредовые идеи нуждается в психологической коррекции и, возможно, лечении.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/2034349-sindrom-vosmiklassnika-dlya-kogo-svoystvenen-i-kak-proyavlyaetsya/
В случае, если ваш никнейм не соответствует требованиям правил, пожалуйста, измените его до 4 октября. В противном случае, он будет заменен автоматически.