Тяжело делать что-то без веры. Эффект Розенталя раскрывает огромный потенциал убеждений. NUR.KZ узнал у профильных специалистов, как проявляется этот эффект и в чем его смысл.
- Эффект Розенталя (Пигмалиона) описывает, как ожидания одного человека могут влиять на поведение и результаты другого, часто становясь самоисполняющимся пророчеством, по словам экспертов Брианы Сефчик и Гарольда Хонга.
- Явление основано на эксперименте психолога Роберта Розенталя, показавшем, как ожидания учителей влияют на успеваемость учеников, и демонстрирует силу ожиданий в различных сферах жизни.
- Эффект Розенталя может быть как положительным, так и отрицательным, и его осознание позволяет раскрыть потенциал в других и в себе, улучшить отношения и достичь целей, отмечают эксперты.
Может стать самоисполняющимся пророчеством
Если девушка верит в то, что она красивая, другие тоже считают ее такой, потому что она соответствует своим убеждениям. Если учитель верит в ученика, он с большой вероятностью оправдает его ожидания. Это эффект Пигмалиона, который может казаться парадоксальным, но исследователи доказали его истинность.
Что такое эффект Пигмалиона? Эффект Розенталя, также известный как эффект Пигмалиона, описывает, как ожидания одного человека могут влиять на поведение и результаты другого человека. В эксклюзивном комментарии NUR.KZ магистр наук, дипломированный специалист по социальной работе, сертифицированный консультант по вопросам этики, директор отделения травматологии и семейного благополучия в The Last Resort Recovery Center Бриана Сефчик объясняет:
Когда кто-то ожидает, что вы преуспеете или потерпите неудачу, его убеждения могут тонко влиять на то, как он взаимодействует с вами, часто приводя к тому, что эти ожидания становятся реальностью.
Это может стать самоисполняющимся пророчеством, когда кто-то, например, учитель, менеджер или даже родитель верит в ваш потенциал и относится к вам соответствующим образом, объясняет доктор медицины, психиатр, медицинский директор центра реабилитации наркозависимых New Waters Recovery Гарольд Хонг.
Основан на результатах эксперимента Розенталя
Явление названо в честь психолога Роберта Розенталя, который вместе с Ленор Якобсон провел знаменательное исследование в 1960-х годах.
В ходе эксперимента учителям говорили, что у некоторых учеников есть исключительный академический потенциал на основе теста на IQ, хотя они были выбраны случайным образом. К концу учебного года эти ученики показали значительное улучшение успеваемости, отражающее то, как ожидания учителей повлияли на их успеваемость, рассказывает Бриана Сефчик.
Когда мы ожидаем, что кто-то будет хорошо учиться, существуют сознательные или бессознательные предубеждения. Например, учителя могут уделять больше внимания тем, кто, как они ожидают, будет лучше учиться в школе или предлагать более сложную работу, объясняет лицензированный клинический психолог на Dubai Psychology Зита Кристо.
Альтернативное название, эффект Пигмалиона, придумал сам Розенталь. В основу лег греческий миф о скульпторе Пигмалионе. Он создал настолько прекрасную статую женщины, что влюбился в нее. Его вера и преданность побудили богиню Афродиту оживить статую. Этот миф — метафора того, как сильная вера и ожидание могут превратить потенциал в реальность, отмечает Бриана Сефчик.
Демонстрирует силу ожиданий
Эффект Розенталя демонстрирует силу ожиданий, объясняет NUR.KZ Гарольд Хонг:
Когда кто-то верит в потенциал другого человека, он часто неосознанно относится к нему по-другому: может предложить больше поощрений, возможностей, конструктивной обратной связи. Эти тонкие сигналы создают положительную обратную связь, укрепляя уверенность человека в себе и мотивацию. С другой стороны, низкие ожидания могут ограничивать возможности и тормозить рост, даже если человек способен на большее.
Эффект подчеркивает, как вера может стать реальностью в образовании, на рабочих местах, в отношениях и даже в самовосприятии.
Каждый из нас мог прочувствовать результат этого эффекта во время учебы в школе или в другом учебном заведении. Если учитель верил в ваши способности к учебе, помогал, поощрял и хвалил, вы прилагали максимум усилий, чтобы оправдать ожидания, и все у вас получалось. Если же, наоборот, возможности ученика были гораздо больше, чем оценивал учитель, то часто его самооценка, мотивация и, соответственно, успеваемость снижались.
Суть — в оправдании ожиданий с двух сторон
Эффект Розенталя действует посредством тонких психологических и поведенческих сигналов. Допустим, учитель считает, что у ученика высокий потенциал. Этот учитель может неосознанно тратить больше времени на ответы на его вопросы, предоставление дополнительных ресурсов или поощрение его во время трудностей. Аналогично менеджер, который считает сотрудника компетентным, может предлагать ему более значимые проекты, уделять больше времени наставничеству или чаще хвалить его работу, объясняет Бриана Сефчик.
Эти действия создают положительную обратную связь: ученик или сотрудник чувствует большую поддержку, их уверенность растет, а производительность улучшается, подкрепляя первоначальные ожидания. И наоборот, низкие ожидания могут привести к меньшему вниманию, меньшим возможностям и более низкой мотивации, создавая цикл неудовлетворительной работы, резюмирует эксперт.
Когда мы ожидаем определенного поведения от других, мы, скорее всего, будем действовать таким образом, чтобы ожидаемое поведение стало более вероятным, цитирует Розенталя исследователь в области психологии и нейронауки Айеш Перера.
Негативный эффект можно предотвратить
Бриана Сефчик обращает внимание, что эффект Розенталя не становится изначально негативным и при положительном использовании может вдохновить людей превзойти ожидания. Однако опасность заключается в том, что низкие ожидания также становятся самоисполняющимися пророчествами.
Предотвращение негативной стороны этого эффекта требует сознательных усилий и самосознания, подчеркивает эксперт:
- Распознать бессознательные предубеждения и выявить скрытые предположения можно, если задать себе вопрос «Почему я ожидаю это от этого человека?».
- Ключевое — равные возможности и сбалансированная обратная связь. Сосредоточьте внимание на росте, усилиях и прогрессе, а не на воспринимаемых ограничениях.
- Создайте атмосферу поощрения и конструктивной обратной связи. Это гарантирует каждому справедливые шансы на успех, независимо от первоначальных предположений.
Поскольку многие формы поведения совершаются бессознательно, эффект Розенталя не всегда можно осознать. Из-за этого его может быть трудно устранить, отмечает Зита Кристо. Но данные способы помогут минимизировать его влияние.
Раскрывает потенциал в других и в нас самих
Действие эффекта Розенталя не ограничивается учебными заведениями или работой, он может проявляться в личных отношениях и в том, как мы относимся к себе, подчеркивает Гарольд Хонг:
Например, если кто-то считает, что не очень хорош в каком-то навыке, он может избегать попыток его улучшить или легко сдаваться, подкрепляя свои низкие ожидания. И наоборот, вера в себя может стимулировать настойчивость и стойкость даже перед лицом трудностей.
Это часто называют эффектом самоисполняющегося пророчества, когда наши убеждения о себе формируют наши действия и результаты.
Как использовать эффект Розенталя? Эффект Розенталя — мощное напоминание о том, насколько наши ожидания могут формировать реальность, будь то направленные на других или на нас самих. Независимо от того, учитель вы или менеджер, друг или родитель, вера в чей-то потенциал может катализировать невероятный рост и достижения. Она может раскрыть невероятный потенциал в других и в нас самих.
Эффект Розенталя показывает, что ожидания других и свои собственные имеют реальное влияние. Осознание этого позволяет людям достигать собственных целей, улучшать преподавание и профессиональные отношения.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1912930-effekt-rozentalya-v-chem-zaklyuchaetsya-i-kak-rabotaet/