KZ

Бухар жырау: биография и творчество акына

Акын Бухар жырау с музыкальным инструментом в руках
Бухар жырау Калкаманулы: YouTube/Kuanysh Nassimoldin

Выше всех искусств у кочевых народов ценилось красноречие. У казахов оно воплощалось в жанре толгау — песне, поэтическом раздумье. В них авторы — жырау — давали моральные наставления, затрагивали вопросы общественной жизни и государственного управления. Одним из таких выдающихся творцов был Бухар жырау Калкаманулы. Благодаря таланту, знаниям и мудрости он влиял на правителей Казахского ханства, был видным государственным деятелем XVIII века.

Бухар жырау: биография казахского акына

В племени Аргын Среднего жуза был мужественный батыр и военачальник Калкаман, происходивший из родовой знати. Среди его предков — старшины и родоначальники. Бухар жырау был сыном этого батыра, родился он в 1668 году (по другим источникам — в 1685-м или 1693-м).

Советник Тауке-хана и ученый Анет Баба Кишикулы давал имя новорожденному. По тюркской традиции он назвал ребенка по названию местности, в которой жили его родители, а это было близ Бухары. Но в то же время Бухар значит и ‘средоточие учености’. Пожелание мудреца младенцу иметь звонкий голос, к которому будут прислушиваться люди, оказалось пророческим.

Легенда гласила, что Бухар до семи лет, а то и старше, был глухонемым. Потом его случайно закружил вихрь смерча, после чего он стал и слышать, и говорить, но изъяснялся стихами. Одно несомненно:

  • мальчик обладал острым умом;
  • в нем рано проявились способности к импровизации.

Так формировался будущий акын — сын батыра Калкамана и продолжатель знатного рода. Отец отправил одаренного сына-подростка учиться в Бухару — центр наук, творчества, ремесел. Мальчик стал лучшим среди учеников в медресе Кокелдаш. Продолжил образование в Дамаске (Сирия), в высшем учебном заведении мусульман.

Получив образование, молодой человек вернулся на родину в Бухару. Эмир назначил его как ученого-философа своим советником. Политическую карьеру ученого и акына прерывает обострение отношений с джунгарами и их вторжение. Бухар переселяется в Туркестан, преподает в медресе в городке Карнак неподалеку от столицы.

Как преподаватель Бухар предлагает ввести новые предметы: ряд правовых дисциплин, логику, мастерство ведения дискуссий. Он применял уникальную методику изучения предметов — давал материал в форме песен на казахском языке, что значительно облегчало усвоение.

Бухар жырау в зрелом возрасте
Бухар жырау: YouTube/Kuanysh Nassimoldin

При Тауке-хане Бухар жырау наряду со знаменитыми биями составлял свод обычаев «Жеты Жаргы». Его знания пригодились при формировании норм всех видов права, правил землепользования, а также в разделах о налогах, о семейных отношениях. Это свидетельствует, что Бухар жырау был влиятельным государственным деятелем того времени. А рекомендации, которые он давал правителю, способствовали укреплению власти хана.

После тяжелого периода раздробленности ханства в политике проявил свой потенциал султан Абылай. Золотой страницей в истории назвали своеобразное содружество мудрого акына и энергичного правителя. Бухар жырау — советник Абылай-хана с 1771-го. Он стал сначала наставником хана, а затем поддерживал его во всех сферах:

  • Стал идеологом в главном вопросе — объединении казахов. Его способности помогали налаживать отношения с родами, которые пытались выйти из повиновения.
  • Как дипломат, владеющий многими языками, побывал с Абылаем во всех соседних странах.
  • Ценил Абылай-хан дар прорицателя, которым отличался Бухар жырау. По расположению звезд и поведению животных он называл удачные дни начала походов, их маршруты. Умел мудро толковать вещие сны хана.

Известен Бухар прежде всего как жырау, воспевавший хана Абылая. Но он был одним из редких людей в окружении, кто мог критиковать поступки правителя. Это свидетельствовало о высоком престиже его как общественно-политического деятеля.

мавзолей акына
Мавзолей Бухар жырау: YouTube/LiFe 09

Ненадолго пережил мудрец правителя. Прощанию с ним он посвятил одну из своих песен. Умер акын и ученый в 1781 году, прожив 113 лет. Захоронение Бухар жырау обнаружено в Баян-Ауле, в 1993 году возведен мавзолей на этом месте.

Бухар жырау: творчество

Бухар жырау народ назвал «комекей аулие» (‘священное горло’). Свои произведения он писал на арабском языке. Нашим современникам известны более тысячи его поэтических строк, но записи творений жырау продолжают находить в зарубежных архивах (русских, китайских, узбекских).

В его творчестве отразились как актуальные проблемы того времени, так и философское осмысление жизни человека. Основные темы его сказаний такие:

Фигурка акына на фоне текста на арабском
Рукопись Бухар жырау на арабском языке: YouTube/SARYARQA TV/Сарыарқа телеарнасы

Призыв к объединению

Как патриот, человек с государственным мышлением, Бухар жырау с болью говорил о том, чем грозит разрозненность народа. Казахам угрожали джунгары, за их земли боролись с двух сторон два гиганта, стремящиеся колонизировать эти территории, — Россия и Китай.

Для сохранения страны надо было преодолевать родовые и племенные распри, мелкие клановые интересы. Жырау призывал не втягиваться в тяжбы за скот и землю, а жить в сплоченном государстве, чтобы противостоять чужим вторжениям:

Кочевать давайте дружно,

Меж собой объединитесь,

Не богатством, этой дружбой

Первым делом вы гордитесь.

Акын описывал происходящие в стране события, анализировал, обобщал их. Бухар жырау пророчески предвидел будущее страны: в песне «Черные глубокие дороги» он предчувствует будущие потрясения казахского народа.

О хане Абылае

В сказаниях Бухар жырау отражались исторические события того времени и прежде всего — деятельность Абылай-хана. В поэме «Сабалак» он поведал о его первых победах и возвышении.

Позже народный поэт воспевает хана как символ мощи, ума, человечности. Для него Абылай — носитель идеи единого государства. Но мудрый жырау предупреждает его об опасности войны с Россией, которую казахи не приветствовали:

Ты, с русскими воюя, Абылай,

Вражды к степям родным не вызывай,

С народом не живи ты во вражде…

Творцу-жырау традиционно принадлежало право указывать правителю на ошибки и заблуждения. Он позволял себе то, что не мог никто из окружения хана, — предостеречь от излишней деспотичности, от тщеславия. Как строгий учитель, советчик, он по-дружески мог посоветовать потушить огонь гнева, напоминал, что правитель должен заботиться о своем народе.

О народной жизни

Своим феноменальным словом Бухар жырау затрагивал самые глубокие струны души народа. В его произведениях создавалась картина народной жизни, ее неустроенность в те смутные времена:

Ах, времечко, ты, время,

Туманы — как зимовище.

На всем — тень подозрения!

Вокруг телки-заморыши!

Дождись, попробуй, помощи!

Не сваты, а прислужники.

Не сваты, а двурушники.

О время, что замешано

На лести и подачках!

Век злобы и наживы…

памятник Бухар жырау
Памятник Бухар жырау: YouTube/LiFe 09

Философское отношение к жизни

В поэзии Бухар жырау находят отражение его мысли о поиске истины, темы познания, силы человеческого разума. Он сопоставляет разные периоды жизненного пути человека, считает закономерным переменчивость жизни. При этом звучит сожаление о беззаботной юности и печаль о тяготах жизни стариков.

Отразились в творчестве акына вопросы этики, традиционные для народной поэзии темы наставлений, воспитания. Он оставил пожелания людям, как быть достойным человеком. При этом считал главными такие моральные требования:

  1. Быть верным Богу как главному источнику жизни, а также мусульманскому долгу.
  2. Жить в мире и согласии, заботиться о близких, защищать страну.
  3. Избегать злодеяний и невежества.
  4. Беречь здоровье — главный дар человека.
  5. Основой морали считал отношение к женщине, а долгом каждого — ценить матерей.

Глубокое изучение наследия акына только начинается. Но обширность тематики его произведений и художественная ценность позволяют называть Бухар жырау одним из основателей казахской литературы. Современные исследователи ценят его вклад в формирование национального самосознания казахского народа.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1714072-buhar-zyrau-biografia-i-tvorcestvo/