KZ

Портфолио в садик для дошкольника: правила составления

Опубликовано:

Воспитатели занимаются с детьми в дошкольном учреждении
Портфолио в садик: Pexels

Во многих дошкольных учреждениях при зачислении ребенка в группу родителей просят предоставить портфолио. Электронный или печатный документ помогает узнать больше о малыше, о его увлечениях и талантах, определить уровень его развития. Методисты Марина Виноградова и Анастасия Храновская рассказали, что такое портфолио в детский сад, для каких целей и как его составляют.

Что такое портфолио для детского сада?

Портфолио дошкольника — это своеобразное досье, копилка творчества, успехов, результатов и достижений малыша в различных сферах деятельности. В книге «Портфолио дошкольника» обозначено, что такой неофициальный документ содержит:

  • личные данные;
  • физические параметры;
  • навыки;
  • увлечения и стремления.

Портфолио создают, чтобы воспитатель, учитель или тренер смог понять, с каким ребенком столкнулся, на что следует обратить внимание, как правильно организовать план занятий для этого малыша. Портфолио способствует:

  • развитию способностей и творческих задатков;
  • взаимодействию всех участников образовательного процесса;
  • повышению качества обучения и развития;
  • систематизации результатов творческих успехов малыша, его наград, достижений и забавных высказываний.

Чаще составляют портфолио дошкольника 5–7 лет. Согласно рекомендациям Анастасии Храновской, можно подготовить его в такой форме:

  1. Печатное портфолио. Традиционный формат в виде альбома, папки с документами, книги. Одним из подвидов печатного считается портфолио-раскраска. Оно представлено в виде шаблонов, которые ребенок раскрашивает и заполняет.
  2. Электронное портфолио. Презентация либо папка с файлами, размещенная на цифровом носителе.
  3. Портфолио смешанного вида, которое сочетает цифровой контент и печатные материалы.
Пример креативной обложки для детского портфолио
Пример креативной обложки для детского портфолио: Pexels

Вот главные функции портфолио:

  1. Мотивационная. Мотивирует участников образовательного процесса к совместной творческой деятельности, способствует достижению целей.
  2. Диагностическая. Позволяет сравнивать нынешние достижения дошкольника с прошлыми успехами и планировать дальнейшую образовательную деятельность.
  3. Содержательная и развивающая. Раскрывает спектр выполненных работ и помогает создать непрерывность обучения ребенка.
  4. Рейтинговая. Позволяет определить количественные и качественные достижения воспитанника.

Для успешной работы при создании детского портфолио соблюдайте такие условия:

  • Добровольность. Отбор материала ребенок должен делать самостоятельно. Если он не согласен что-то разместить, делать это не нужно.
  • Индивидуальность. Каждое детское портфолио отличается количеством и названием разделов, рубрик, тематикой, оформлением, содержанием.
  • Содержательность. Необходимо определить, для чего создано портфолио, обозначить его тематику и включать в него только необходимые сведения.
  • Систематичность и периодичность работы. Важно добавлять новую информацию с определенной периодичностью (раз в месяц или в полгода). Это поможет увидеть динамику развития ребенка.
  • Доступность и удобство хранения. Информацию следует систематизировать, разбить на разделы и папки.

Вид, структуру и содержание детского портфолио определяют родители или воспитатель дошкольного учреждения. При этом документ должен нравиться малышу, отображать его характер и предпочтения. Желательно, чтобы портфолио было красочным, содержало фотографии, рисунки, иллюстрации, раскраски.

Структура портфолио и пошаговая инструкция по его составлению

Как заполнить портфолио в детский сад? Отражайте в структуре портфолио информацию из различных источников:

  1. От родителей. Сведения о весе и росте, состоянии здоровья, достижениях, сильных и слабых сторонах ребенка.
  2. От педагогов. Наблюдения за ребенком во время пребывания в детском саду. Ключевые направления: социальные контакты, коммуникативные навыки, трудовая и творческая деятельность.
  3. От ребенка о самом себе: рисунки, игры, рассказы о себе, о друзьях.
  4. Объективная информация из внешних источников (награды, дипломы, грамоты).
Детский рисунок
Детский рисунок: Pixabay

Как сделать портфолио в детский сад своими руками? Строгих требований к портфолио нет. Марина Виноградова в методических рекомендациях по его созданию предлагает вариант с такими рубриками:

  1. Титульный лист. Может содержать основную информацию о дошкольнике (фамилия, имя, отчество, дата рождения, фотография малыша).
  2. Рубрика «Давайте познакомимся». Включает дополнительную информацию (знак зодиака, любимый цвет, камень-талисман), значение имени ребенка, его генеалогическое древо. Дополнительно можно включить вкладыши «Я люблю», «Мне нравится», «Обожаю, когда», в которых записывают предпочтения ребенка.
  3. Раздел «Я расту». Делят на 2 подраздела: физические показатели (вес, рост, можно прорисовать ладошку в разном возрасте), умения и навыки, которые ребенка приобрел за прошедший год (считать до 10, выговаривать сложные звуки).
  4. Рубрика «Моя семья». Записывают краткую информацию о родителях и других членах семьи, их фото, краткие рассказы малыша.
  5. Раздел «Золотые ручки» или «Чем могу — помогу». Родители описывают помощь ребенка по дому, его поделки, рисунки. Для подтверждения добавляют фотографии и комментарии.
  6. «Мир вокруг нас» — рубрика с фотографиями и описанием совместного отдыха, прогулок интересных мероприятий.
  7. «Расскажи обо мне» — раздел, в котором информацией о характере, навыках и достижениях малыша делятся родители и старшие родственники.
  8. Раздел «Размышления вслух». В нем добавляют смешные и необычные высказывания детей, интересные речевые обороты, размышления в разном возрасте.
  9. «Мои достижения» — рубрика содержит грамоты, информацию о кубках, медалях, благодарственные письма.

Схема портфолио приблизительна. Ее можно менять и дополнять по своему усмотрению.

Ребенок читает
Привлеките ребенка к созданию портфолио: Unsplash/Stephen Andrews

Алгоритм работы над портфолио состоит из таких этапов:

  1. Объясните ребенку и другим членам семьи, для чего нужно портфолио.
  2. Обозначьте, какой тематики оно должно быть.
  3. Определитесь с формой, структурой и видом (книжка, альбом, папка с документами). Сколько в нем будет разделов и на какую тему.
  4. Определите временной отрезок для сбора информации, например, с рождения или с 3-х лет до нынешнего момента.
  5. Найдите и отберите самые памятные и красивые фото, рисунки. Вспомните интересные моменты жизни ребенка, его необычные слова и действия.
  6. Подберите шаблон или сделайте альбом самостоятельно. Для этого понадобятся альбомные листы, краски, цветные карандаши, ножницы, клей, красивые картинки, декор (пуговицы, бусины, сухие цветы, атласные ленты) и весь собранный материал (фото, рисунки, грамоты).

Важно, чтобы ребенок помогал на каждом этапе, подсказывал, давал советы и рекомендации. Так удастся создать портфолио, которое действительно характеризует малыша, отражает его видение мира.

Портфолио дошкольника помогает улучшить воспитательно-образовательный процесс, фиксировать наработки, старания и прогресс ребенка. Следуйте основным этапам подготовки, ориентируйтесь на готовые схемы, продумайте все детали и начинайте создавать портфолио, в котором будут описаны лучшие моменты жизни ребенка.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1786393-kak-sozdat-portfolio-v-sadik-primery/

jitsu gif