Младший школьник в силу физиологических особенностей быстро устает. Физминутки помогают детям расслабиться, сбросить психологическое напряжение и сосредоточиться на уроке. Издания CDC, Health direct и писатель-биолог Ирина Андржеевская объясняют для чего, когда и по каким требованиям проводятся физминутки.
Физминутка и условия ее проведения
Проведение увлекательных физкультминуток помогает детям 1, 2, 3 и 4 классов высидеть в школе все уроки практически неподвижно. Дети в этом возрасте привыкли к активной деятельности на протяжении дня. Как пишет CDC (Министерство здравоохранения и социальных служб США), ежедневная поддержка школ в организации физического воспитания может дать учащимся возможность и уверенность в том, что они будут физически активными на протяжении всей жизни.
Зачем нужна физминутка
Детям нужна физическая активность, чтобы развить силу, координацию и уверенность в себе, заложить основу здорового образа жизни. Для чего нужна физминутка в школе? Онлайн-портал Health direct утверждает, что занятия спортом до 60 минут в день дают ребенку такие преимущества:
- хорошее состояние костей, мышц, суставов, сердца и легких;
- формирование координации, силы и мышечного контроля;
- поддержка здорового веса тела;
- развитие гибкости тела;
- улучшение баланса и осанки;
- повышение способности к концентрации, развитие навыков мышления.
Благодаря этому у детей меньше шансов на развитие хронических заболеваний, таких как болезни сердца и диабет 2 типа. Оздоровительные физминутки повышают выносливость всего организма.
Когда нужны физминутки
По словам портала Playworks, Институт медицины США рекомендует школам разработать общешкольный подход, предусматривающий не менее 30 минут в день активной или умеренной физической нагрузки. В начальной школе Казахстана физкультминутки проводят на постоянной основе.
Сколько физминуток должно быть в первом классе? Для школьников первого класса проводят 2 физминутки через 15 минут после старта урока и на 25 минуте урока. Для школьников младших классов физминутка проводится в несколько подходов через 20 минут после того, как прозвенел звонок, а также через 30 минут работы на уроке. На уроках учитель проводит физминутку для:
- избавления от излишней энергии;
- переключения внимания на основную деятельность;
- разминки затекших или уставших частей тела.
Иногда перед стартом урока физминутку может провести один из учеников класса. Это может стать традицией, и дети могут по очереди руководить занятием.
Правила проведения физминутки
Физминутку подбирают в зависимости от предмета урока и его содержания. Упражнения должны быть разнообразными и хорошо продуманными в условиях классной комнаты:
- комплекс, как правило, включает до 5 упражнений, каждое из которых требует 4‒6 повторений;
- упражнения могут выполняться сидя или стоя.
При выполнении упражнений стоя важно, чтобы детям не мешала школьная мебель, они не мешали друг другу и могли быстро вернуться на свои места. В комплекс включают упражнения на сгибание и разгибание пальцев рук, ног и туловища, расслабление кистей, движения головой, дыхательные упражнения и для профилактики нарушения осанки.
Подборка физминуток для начальных классов
Какие есть физминутки для школьников? В книге «Физкультминутки. 50 упражнений для начальной школы» Ирина Андржеевская рекомендует выполнять:
- гимнастику для мышц шеи «Любознашки»;
- общеукрепляющую гимнастику «С удовольствием учись!»;
- разминку «Я иду-иду-иду»;
- дыхательную гимнастику «Ветерок».
Упражнения могут быть не точно выполнены. Главное — расслабиться и активно подышать. Разберем все этапы каждой пятиминутки.
Любознашки
Гимнастика для мышц шеи включает упражнения, которые можно выполнять сидя за партой. Упражнения выполняют медленно, на каждый слог одно движение:
Как мне нравится учиться (наклоны головы вверх-вниз),
Изучать весь мир вокруг (повороты головы вправо-влево)!
С каждой новою страницей (наклоны головы вправо-влево)
Все понятней стало вдруг (круговые движения головой по одному разу в одну и в другую сторону).
Это простая гимнастика способствует укреплению зрения и мобилизации внимания. Дети смогут быстро восстановить умственную деятельность.
С удовольствием учись
Это общеукрепляющая гимнастика. Учащиеся стоят возле парты, руки сложены перед грудью. Упражнения выполняют медленно, на каждый слог одно движение:
На уроке не зевай (руки разводят в стороны и опять складывают перед грудью),
Размышляй, запоминай (руки разводят одну вверх, другую вниз и опять складывают перед грудью),
Слушай все внимательно (одна рука с поднятым вверх указательным пальцем делает грозящие покачивания, потом другая)
И учись старательно (поднимают над головой сложенные руки).
Если хочешь ты сказать (повороты в стороны со сложенными перед грудью руками),
Нужно руку поднимать (поднимается по очереди правая и левая рука, как на уроке)!
Отвечая, поднимись (подъем на носочках),
Не сутулься, улыбнись (расправили плечи, улыбнулись)!
А потом опять садись (приседания, руки по-прежнему перед грудью). С удовольствием учись (похлопали в ладоши)!
С помощью этой физкультминутки можно повторить правила поведения на уроке. Также упражнения помогут снять напряжение с мышц туловища.
Я иду-иду-иду
Разминка выполняется возле парты. Можно повторить несколько раз. Упражнения делают в умеренном темпе и сопровождают такими словами:
Я иду-иду-иду (ходьба на месте)
И знакомлюсь на ходу (ходьба на месте, покачивание руками, вытянутыми перед собой в замке)!
Все знакомства, как монетки (прыжки на месте),
Я в копилочку кладу (присели на корточки)!
Это одно из любимых упражнений среди детей, так как выполняется под веселую детскую музыку. Небольшая кардионагрузка позволит взбодрить тело и ум.
Ветерок
Дыхательная гимнастика, выполняемая сидя за партой. Необходимо поднять голову вверх и сделать глубокий вдох. После чего надо опустить голову на грудь и сделать выдох (подул тихий ветерок). Упражнение повторите 8 раз:
В чистом поле теремок,
Дует тихий ветерок.
Он не низок, не высок,
Дует тихий ветерок.
Из трубы идет дымок,
Дует тихий ветерок.
Высоко растет вьюнок,
Дует тихий ветерок.
Посмотри за бугорок,
Дует тихий ветерок.
Уплывает вдаль челнок,
Дует тихий ветерок.
Резво скачет скакунок,
Дует тихий ветерок.
Улетает соколок,
Дует тихий ветерок.
Благодаря этой физминутке активизируется кислородный обмен в организме ребенка. Это нормализует и оптимизирует работу в целом.
Учитель может придумать свои физминутки с учетом интересов и увлечений школьников. Малыши с радостью декламируют стишки, поют песни и играют. Самое главное — обеспечить положительную атмосферу и поднять настроение. Этого можно добиться с помощью веселых и простых стихотворных текстов, комментирующих движения, наблюдая при этом, как дети с азартом участвуют в процессе.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1778003-fizminutki-dla-nacalnyh-klassov-v-stihah/
В случае, если ваш никнейм не соответствует требованиям правил, пожалуйста, измените его до 4 октября. В противном случае, он будет заменен автоматически.