KZ
Повар из Алматы рассказал, как обманываются казахстанцы, заказывая банкеты в ресторанах

Повар из Алматы рассказал, как обманываются казахстанцы, заказывая банкеты в ресторанах

Расcказать Вконтакте

24-летний Ерназар из Алматы работает поваром на протяжении 6 лет. За это время молодой человек сменил четыре заведения, два из которых - банкетные залы, предусмотренные для проведения массовых мероприятий. Ерназар рассказал о деталях работы в "тойхане", передает корреспондент NUR.KZ.

Повар из Алматы рассказал как обманываются казахстанцы, заказывая банкеты в ресторанах

Иллюстративное фото: pixabay.com

"Я отучился на повара в профессиональном лицее, куда поступил после девятого классов. Сразу же после окончания меня устроили на работу в столовую, в которой я проработал в течение года в должности помощника повара. Там мне понравилось.
Я получил основные навыки в работе, но была маленькая зарплата, всего 70 000 тенге и шансов, что ее повысят, не было никаких. Пришлось уйти в тойхану - банкетный зал, предназначенный для свадеб, торжеств и поминок. В тойхане я посмотрел на свою работу с другой стороны, сделал много выводов о том, как зарабатываются деньги",- откровенничает Ерназар.

По словам парня, он сменил две тойханы, однако в обеих царила одна и та же обстановка - каждый, кто причастен к этому бизнесу стремился к наживе.

"В тойхане обманом жили все - начиная от хозяев банкетного зала, заканчивая их снабженцами, поварами, официантами и уборщицами. Безусловно, больше всего делают денег владельцы заведения, а служащие "щипают" понемногу.   
Хозяева заведения, где я работал, по моим самым скромным подсчетам зарабатывают 5 млн тенге в месяц. Это при том, что заведения не самые популярные и далеко не высокого уровня кухни и обслуживания. С каждого банкета владельцы заведения имеют едва ли не 50% уплаченных денег. Будьте уверены, что, если за банкет уплачено 500 тыс. тенге, то лишь 250 тыс. из них уйдут непосредственно на банкет, все остальное отправится в карман владельцев", - рассказывает Ерназар.

Ерназар утверждает, что хозяева банкетных заведений экономят буквально каждую копейку, лишь бы сделать банкет, как можно дешевле.

"Хозяева сразу начали учить меня готовить все "стык в стык" - делать объемы блюд за счет гарниров и овощей, а мяса использовать как можно меньше - оно ведь дорогое. Здесь же мне объяснили, что, если блюдо красиво украсить и оформить, то мало, кто заметит, что еды на тарелках мало.
На качестве продуктов, конечно, хозяева не рисковали экономить, всегда покупали все свежее и недешевое, потому что это всегда заметно, а вот с объемами еды "мошенничали", как только могли. Что касается алкоголя, то здесь владельцы "обрабатывали" уже официантов, чтобы те следили, сколько алкоголя стоит на столах и не допускали, чтобы его выпили слишком много.
Алкоголь, как и некоторые фрукты и мясные деликатесы, заказчики банкета могли приносить свои, а могли заказать у нас. И, поскольку хозяева жутко экономили, выходило так, что водкой с одного банкета поили людей еще с двух банкетов. Это не говоря о том, что некоторые блюда продаются дважды. Это делается не так часто, потому что гости обычно забирают еду с собой после мероприятия, но, если гости не забирают еду, то мы ставим эти же продукты на стол еще раз при условии, что они свежие",- рассказывает молодой человек. 

По словам Ерназара, хозяева заведений подобного типа, как правило, являются людьми экономными и персоналу стараются не платить много денег.

"Все сотрудники кафе получают зарплату на ежедневной основе - так выходит выгодней хозяевам. Сотрудников, к слову, немного - 3 повара, 2 посудомойки и техничка. Официантов всегда по-разному, но не больше трех на один зал.
Платят весьма скромно. Повар получает 10 тыс. тенге в день, официант - 5 тыс. тенге. Мы полагаем, что это крайне мало, ведь мы выполняем огромный объем работы, в день проводится 2-3 банкета - детский утренник, садака в обед и свадьба вечером. Но нам приходится терпеть, потому что нас выбрали таким образом, что мы зависим от своих работодателей. На работу здесь берут самых бедных и нуждающихся, чтобы не было много "понтов", и все исправно работали и держались за свое рабочее место", - говорит Ерназар.

По словам молодого человека, именно тот факт, что работодатели не хотят раскошеливаться на нормальную заработную плату сотрудникам, возникают случаи воровства.

"Каждый сотрудник ресторана выносит в день 3-4 килограмма продуктов и несколько напитков, потому что это - естественная плата за то, что нам не выдается заработная плата, которую мы достойны. Благодаря этому, мы можем не тратить деньги на покупку еды для дома. Я так и делал.
Безусловно, мне и моим коллегам стыдно за это, но какой у нас был выход? На наши просьбы о повышении заработной платы хозяева не реагировали. В конечном итоге, после всего этого я уволился оттуда и ушел работать в настоящий ресторан.
В ресторане выяснилось, что весь мой предыдущий опыт работы ни к чему не годится, и взяли меня снова помощником повара, несмотря на то, что в тойхане я был шеф-поваром. Дело в том, что в ресторане другой уровень готовки блюд - это сложные заказные блюда, которые готовятся по одной порции, в которых важно соблюдать граммовку и калькуляцию.
В тойхане же я готовил, в основном, одни и те же блюда - бешбармак, куырдак, запеченных сазанов и борщ. В итоге, я потерял так много времени и не вырос, как профессионал. Да, сейчас мне приходится несладко - учусь всему заново, но я ни за что не вернусь на работу в тойхану и подобные заведения общепита. Бизнес, который построен на лжи и обмане не принесет мне удовольствие", - признается молодой человек.

В нашем Telegram-канале только самые важные и интересные новости. Это удобно. Подписывайтесь!

Ваша реакция
16
8
69
45
3
39
17
Спасибо за Ваше мнение Вы уже голосовали
Новости Казахстана
Mailfire view pixel