KZ

Инклюзивное образование в Казахстане и за рубежом

С каждым годом в мире возрастает количество детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Есть они и в РК. Перед обществом, системой образования и родителями таких детей стоит вопрос получения ими образования. Инклюзивное образование в Казахстане — реальная возможность адекватной социализации ребят. Расскажем об этом подробнее.

Инклюзивное образование в Казахстане и за рубежом

Инклюзивное образование в Казахстане

В Казахстане, по данным профильного министерства, живет более 150 тыс. детей-инвалидов. Однако и эти цифры относительны, потому что иногда родители, избегая такого социального определения возможностей детей, не ставят их на учет.

Кроме того, есть дети — представители других языковых и культурных групп, религий, те, кто проживает в сельской местности, те, которые принадлежат к маргинальным группам. Они также относятся к категории людей с особыми потребностями, потому что социокультурный формат их воспитания, обучения и жизни отличается от установленных в государстве стандартов. Эти дети также нуждаются в особом подходе, когда речь заходит об образовании и социализации.

Таким образом, более 3% несовершеннолетних — дети, которые требуют особого подхода в обучении и воспитании. Государство озабочено тем, чтобы эти члены общества получили адекватное образование, которое в дальнейшем поможет им адаптироваться к социуму, реализовать свой потенциал.

Инклюзивное образование в Казахстане и за рубежом

В первую очередь это касается детей с ограниченными возможностями. Казахстан в 2008 году стал участником международной Конвенции по защите прав инвалидов. Инклюзивное обучение — обязательная составляющая этого документа.

Что же это такое? Инклюзивное образование — это специальная система дошкольного и школьного воспитания и обучения, которая предполагает вовлечение в процесс на равных правах детей, не требующих психофизиологической помощи, и тех, кому она необходима. Простыми словами, это школа, где в одном классе обучаются дети-инвалиды и дети, у которых не наблюдается отклонений психосоматического характера.

До недавнего времени детки, которые имели серьезные проблемы со здоровьем, попадали в категорию неполноценных. Это мальчики и девочки, страдающие ДЦП, глухонемые или слепые, с легкими формами умственной отсталости, в том числе страдающие аутизмом. Обычно таких детей родители отдавали в специализированные школы коррекционного формата — в интернаты. Так было и в Казахстане.

Но с недавних пор ситуация стала меняться. Поскольку образование в Казахстане доступно всем, то стал вопрос о создании таких типов учебных заведений, где бы ребята, независимо от их физиологических или психологических возможностей, получали адекватную социализацию и обучались.

Инклюзивное образование в Казахстане и за рубежом

Инклюзивное образование в РК — новое явление. Это направление в школьном реформировании, которое предполагает равные возможности для удовлетворения всех нужд и потребностей детей в образовании независимо от состояния их здоровья.

Рассмотрим, каковы основные моменты и цели такой системы обучения в Казахстане:

  • все дети — равные участники образовательного процесса;
  • школа адаптирует детей к жизни;
  • у детей-инвалидов будет сформировано понимание их востребованности в обществе, значимости и перспектив социальной реализации;
  • будет создана гуманистическая позиция общества, сделан воспитательный акцент на милосердии, доброте и равенстве всех людей.

Казахстан в плане внедрения инклюзивности в общеобразовательную систему опережает центральноазиатские страны. В стране работает 7 центров, которые предоставляют методическую и психолого-педагогическую помощь образовательным учреждениям, педагогическому составу и родителям, которые участвуют в этом процессе. Среди них есть региональные центры по внедрению инклюзивности в Актюбинской и Акмолинской, Карагандинской и Западно-Казахстанской областях, в Кызылорде.

Коррекционную поддержку таким деткам оказывают в тринадцати реабилитационных центрах, ста сорока девяти кабинетах коррекционного направления, пятидесяти восьми консультациях психолого-медицинского типа.

Инклюзивное образование в Казахстане и за рубежом

По состоянию на 2017 год в Казахстане 495 детских садов стали работать по инклюзивному типу. В них получали соответствующее образование и воспитание более 6 тыс. детей. Более 3 тыс. казахстанских школ создали условия для внедрения инклюзивного обучения. В этой программе приняли участие 40 тыс. школьников с особыми потребностями.

Предполагается, что к 2020-м гг. в Казахстане такие средние учебные учреждения составят около 70% от общего количества таких заведений, а дошкольные — 30%.

С какими проблемами сталкивается казахстанское общество в процессе внедрения инклюзивного образования?

  1. Общество не готово к реализации такой стратегии обучения. Многие родители детей без особенностей в развитии опасаются того, что вследствие такого обучения обнаружится отставание в усвоении программы их детьми. Родители ребят-инвалидов боятся психологического дискомфорта, социального остракизма (насмешек, издевательств), которые будут переживать их дети. К тому же такие школьники требуют особого подхода, часто — коррекции, чего общеобразовательная система не предполагает. Поэтому родители обеих категорий школьников требуют дополнительной работы социальных психологов, которые поддержат и сформируют адекватное отношение к совместному обучению детей. То есть существует необходимость мотивации родителей реализовать подобную гуманистическую стратегию развития общества.
  2. Подготовка педагогического состава. Как оказалось, в Казахстане немного специалистов-дефектологов, которые могли бы обучать детей с особыми потребностями, проводить с ними коррекционные занятия. Если в 2011 году подготовка дефектологов велась в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая и на специализированной кафедре в Актюбинском государственном педагогическом университете имени К.Жубанова, то в 2017-м специалистов этого профиля готовили 17 вузов страны. С 2014 года переподготовку по этому направлению прошли 2,7 тыс. педагогов.
  3. Изменение методов и способов обучения, переоснащение технической базы. К сожалению, методика обучения детей с особыми потребностями в Казахстане не всегда отвечает духу времени. Поэтому активно ведутся разработки системы обучения таких учеников с использованием компьютеров и других современных технических средств (аудио, видео). Кроме того, жесткие государственные стандарты образования не предусматривают адекватность оценки успешности детей-инвалидов. Их нужно пересматривать и создавать более гибкую систему, которая бы учитывала индивидуальные особенности детей.

Многие относятся с сомнением к перспективе инклюзивного образования. В первую очередь это касается родителей школьников, развитие которых описывается как нормальное. Не всем хочется, чтобы ребенок учился в классе, где есть мальчик или девочка с инвалидностью, особенно если отклонения касаются не только физиологической, но и психической и психологической стороны их личности.

Давайте познакомимся с опытом других стран, чтобы понять, хорошо это или плохо.

Читайте также: Ментальная арифметика: что это такое

Инклюзивное образование: мировой опыт

Мировая практика показывает, что ограничение социальных возможностей и фактически выбрасывание особых детей из социума имеют негативные последствия для развития общества. Отчуждение человека, который имеет какие-то особые потребности, — это проявление унижения и дискриминации. Такие явления присущи бездуховному и прагматичному обществу, в котором не ценится личность.

Инклюзивное образование в Казахстане и за рубежом

Исходя из этого, западные страны формируют адекватное восприятие людей с инвалидностью как органичной составляющей общества. Они его полноценные члены, заслуживающие уважения и возможностей для самореализации.

Такое отношение формирует в первую очередь образовательная система. На Западе разработано несколько технологий взаимодействия детей с ограниченными возможностями (ОВ) и обычных ребят, среди которых:

  • Расширение доступа к образованию. Согласно ему, решение получать общее образование — самостоятельное решение человека с ограниченными возможностями или его опекунами. Государственные формы образования при этом не претерпевают сложных изменений.
  • Мэйнстриминг — форма социальных контактов, ограничивающихся праздниками и совместным проведением досуга.
  • Интеграция предполагает приведение детей-инвалидов к стандартам общего образования. То есть система обучения остается той же, а вот с детьми проводится педагогическая и коррекционная работа, которая позволяет им на уровне с обычными детьми осваивать материал.
  • Инклюзия — включение детей-инвалидов в общеобразовательную систему путем изменения методик, материально-технических баз для полноценного обучения.
Инклюзивное образование в Казахстане и за рубежом

Последний метод оказался наиболее гуманным и эффективным. Рассмотрим, как он реализован в Великобритании:

  1. В Англии более 22% всех несовершеннолетних — дети, которые имеют особые образовательные потребности. С 1976 года дети-инвалиды в Великобритании получили право обучаться в обычных школах, но тем, у кого тяжелые формы нарушений, рекомендовано учиться в специальных учебных центрах.
  2. В Британии все ступени образования (дошкольное, начальная школа и средняя) взаимосвязаны — это единый учебный конгломерат. Поэтому психологи и педагоги с ранних лет предоставляют консультации и наблюдают за особенными детьми, формируют у них необходимые навыки и умения. Эта тенденция распространяется и на старшую школу.
  3. Школы Англии, в которых реализована программа инклюзивного образования, поддерживаются государством — им выделяют ассигнования. Проводится подготовка специалистов.
  4. Детки с ОВ учатся в обычных классах наравне с другими учениками. Учителя контролируют, чтобы не возникало деления детей на более или менее развитых, с плохим или хорошим здоровьем, умственно зрелых и отстающих в развитии.
  5. Школы предоставляют детям-инвалидам по необходимости ассистента, создают индивидуальную образовательную программу, выдают приспособления и средства, которые защищают их от запугиваний и преследований.
Инклюзивное образование в Казахстане и за рубежом

В школах и дошкольных учреждениях Англии с младенчества формируют позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями. Например, деткам в саду предлагают играть с куклами, у которых очевидны признаки инвалидности, или приспособлениями, которые сопровождают жизнь инвалида, например кукольной инвалидной коляской.

Инклюзивное образование позволяет человеку с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценным членом общества, найти свою стезю и стать полезным окружающим.

Те же, кто совместно с такими детьми получает образование и не относится к категории инвалидов, учится милосердию, терпимости, разнообразию, пониманию потребностей и возможностей, учится преодолевать эгоизм, формирует позитивное отношение к миру.

Читайте также: Как научить ребенка быстро читать

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1715660-inkluzivnoe-obrazovanie-v-kazahstane-i-za-rubezom.html