KZ
Магжан Жумабаев: биография
Новости Факты и Лайфхаки

Магжан Жумабаев: биография

Расcказать Вконтакте

Магжан Жумабаев — талантливый поэт ХХ века. Его называют основателем новой казахской литературы. Писатель с драматической судьбой, которому суждено было заплатить жизнью за любовь к Казахстану. Прикоснемся к биографии этого тонкого лирика и пылкого патриота.

Источник фото: ru.wikipedia.org

Магжан Жумабаев: биография писателя

В судьбах великих сынов нации отражается ее судьба. Этот тезис по праву касается жизненного пути Жумабаева (1893–1938).

Мағжан Жұмабаев родился в семье знатного человека — волостного управителя, бия Бекена из племени атыгай. Семья на момент рождения третьего сына Магжана жила на севере Казахстана, в урочище Сасыккуль (Петропавловский уезд).

Будущий поэт был сыном Бекена от узбечки Гульсум — первой жены. Отец позаботился о том, чтобы дети были хорошо образованными. Первоначальные знания Магжан получил в отчем доме. В четыре года начался его путь в мир филологии. Он изучает арабский, персидский и турецкий языки, знакомится с шедеврами восточной литературы.

В 12 лет будущий поэт поступил в медресе — школу мусульман, расположенную в Кзыл-Орде. Здесь он получил среднее мусульманское образование. Медресе «Галия» — следующий этап образования юноши. Сюда он поступил в 17 лет.

Чтобы получить высшее мусульманское образование, Жумабаев перебрался в Уфу. Здесь талант молодого человека заметил словесник Галимджан Ибрагимов — будущий классик татарской литературы. Под его чутким руководством Магжан начинает литературные опыты.

Через год после завершения обучения в медресе выходит дебютный сборник поэзий Магжана Жумабаева «Шолпан». Молодой поэт пленил революционную казахскую интеллигенцию, стал для нее кумиром и светочем патриотизма.

В Омской учительской семинарии, куда Магжан поступает в 1913-м, его таланты замечают  академик Григорий Потанин и директор учебного заведения Александр Сидельников. Они берут его под свое покровительство, потому что талант молодого человека несомненен. В юном даровании видят второго Чокана Валиханова.

Источник фото: strategy2050.kz

Миржакип Дулатов помогает Жумабаеву выучить русский язык. Казахский поэт знакомится с произведениями русской и европейской литератур.

В этот период формируются эстетические и национальные взгляды сына казахских степей. Он стремится служить родине, поэтому выбирает журналистскую стезю — пишет статьи и публикует свои поэзии в газете «Казах».

В это время разворачивается и набирает силу движение «Алаш», под крылом которого собираются национально сознательные представители казахского народа. Жумабаев — активный участник общества «Бирлик» и редактор журнала «Балапан».

1918 год — период гражданского противостояния большевиков и патриотов. По приказу руководителей «Уш жуз» — партии противников — Магжана Жумабаева арестовывают. Семь месяцев писатель просидел в Омской городской тюрьме. Спасся чудом. Карающий меч революции по необъяснимым причинам миловал Магжана.

Некоторое время после освобождения Жумабаев занимается журналистикой, переезжает в Ташкент, где с 1922-го преподает в Казахско-киргизском институте, обучает будущих учителей. В этот период на страницах периодики («Шолпан», «Акжол», «Сана») поэт публикует стихи.

Анатолий Луначарский приглашает талантливого казахского ученого, педагога и писателя преподавать в Московском институте востоковедения. Параллельно Жумабаев учится в Литературном институте. Его талант замечает русский поэт-символист Валерий Брюсов. Ему импонирует поиск молодым поэтом собственного литературного почерка.

Источник фото: abai.kz

В этот период деятель казахской литературы размышляет о создании творческого объединения национальных поэтов. Рождается программа литературного союза, который получает название «Алка». Под его крылом сплотились писатели Казахстана. Однако это объединение признали националистическим и ликвидировали.

В конце 1930-х гг. Магжан Жумабаев возвращается в Казахстан. Он преподает в Петропавловске, активно публикует свои произведения. В рядах большевиков начинаются первые преследования творческих людей, вызванные обвинениями в пантюркизме и национализме.

В 1929 году против Магжана Жумабаева было сфабриковано дело. Его заключили в Бутырку, а затем сослали в лагеря Карелии. О поэте заботилась вторая жена — Зулейха Жалтырова (первая жена — Зейнеп — умерла во время родов).

На плечи Зулейхи пали хлопоты по освобождению любимого мужа из лагерей. Ее трепетная любовь к  поэту, самоотверженность были описаны С. Бакеновым в повести «Верность». Эта смелая женщина обратилась к Максиму Горькому с письмом от Магжана, отбывающего наказание в лагере СЛОН. Скостить срок лагерных работ с 10 до 7 лет помогла жена Горького — Екатерина Пешкова, работающая в Красном Кресте.

В 1936 году Жумабаева освободили. Однако на свободе он пробыл немногим более года. В декабре 1937 года его арестовывают в Алма-Ате, а через три месяца расстреливают в застенках НКВД.

Имя великого поэта и его творчество возвращены народу в 1960 году благодаря стараниям Зулейхи Жумабаевой. К столетию писателя на его родине установили памятник. Его именем названы школы и улицы. Народ проявил внимание и уважение к великому сыну нации.

Читайте также: Ахмет Байтурсынов: биография

Магжан Жумабаев: стихи

Портрет Магжана Жумабаева 1917–1922 гг. часто сравнивают с образом Есенина: волнистые волосы, пылкий и глубокий взгляд. Что же известно о творческом наследии Магжана Жумабаева?

Поэтическое наследие основателя новой казахской литературы прошло испытание временем и доказало свою художественную ценность. Ее главные особенности — тонкое лирическое переживание мира, разноплановые художественные образы.

Его творчество оказало могучее влияние на всю казахскую литературу послеабаевского периода. Ранние поэзии творца не известны. Еще во время учебы в семинарии Жумабаева пишет первые лирические произведения, которые выказывают лиризм и утонченность поэта. Эти качества творческого почерка Жумабаева проявились в первом сборнике его стихов «Шолпан» (1912).

Главная героиня поэзии этого периода — родная степь, природа Казахстана. Лирические пейзажи цикла «Весна», стихотворения «Коктешау», «Соловей», «Береза», «Закат солнца» и другие представляют интимную беседу поэта с родным краем.

Веяния революции 1917 года пробудили в нем патриотические чувства. Поэт ощущает связь с родной землей, указывает на необходимость возвращения к национальным истокам.

Жумабаев обращается к героическим страницам национальной истории. В его поэмах оживают Аблай-хан и батыр-Баян, Асан-кайгы.

Поэт говорит о Казахстане как о прародине кочевников: в поэме «Батыр-Баян» и поэзии «Домбра» Жумабаев создает образ легендарной земли Турана. Автор призывает не забывать о чести и доблести, геройстве — качествах, которые должны проявляться в потомках тюрков.

Эту же мысль реализует поэт в стихотворении «Прошлое», где обращается к истории джунгарского порабощения. Жумабаев призывает народ сбросить оковы неволи. Позднее эта тема была продолжена в поэме «Сказка» о сыне Кенесары Касымова батыре Сыздыке.

Во времена обучения в Московском литературно-художественном институте Жумабаев обращается к поэтике символизма. Он стремится познать запредельное и выразить суть явлений в символах.

Жумабаев заявляет о себе как о непревзойденном лирике, размышляющем о непростой судьбе беззащитной женщины, которую шариат делает бесправным, бессловесным существом, униженным и гонимым даже родными и близкими.

Поэт-гуманист, Магжан Жумабаев отстаивал права угнетенных. Он болезненно переживал кровавый путь революции, стремился увидеть в туманном будущем достойную жизнь казахов. Именно это делает его творчество таким ценным и важным для развития культуры Казахстана.

Читайте также: Шамши Калдаяков: биография

Ваша реакция
1
1
4
1
5
17
2
Спасибо за Ваше мнение Вы уже голосовали
Новости Казахстана
Mailfire view pixel