Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как формируются цены на бензин в Казахстане, рассказал эксперт

Опубликовано:

Экономический обозреватель Денис Кривошеев представил свое видение ситуации на рынке ГСМ в Казахстане. В интервью NUR.KZ он рассказал, как формируются цены на бензин.

Канат Бозумбаев сообщил на минувшем заседании правительства, что совокупные остатки АИ-92 на сегодняшний день в стране составили 120 тысяч тонн. С учетом того, что ежемесячно Казахстан потребляет 275 тысяч, а в пиковые периоды, к которым относится и октябрь, до 330 тысяч тонн, то запасов в стране в лучшем случае на две недели.

Правда время паниковать уже прошло, считает Кривошеев. Все что могло случиться в результате полной несогласованности действий между бизнесом, квазигоссектором, профильным министерством на рынке ГСМ, уже произошло. Очереди на АЗС, пустые баки, мемы в соцсетях, всего этого уже не исправить.

Правда, дефицит никуда не делся, его закрывают импортным горючим. Сегодня до половины топлива, что заливают в баки по всей стране российского производства, тогда как обычно, это только треть.

Чтобы бензин не кончался были предприняты серьезные усилия. С министерством энергетики России и трейдинговыми компаниями достигнуты особые договоренности и получено подтверждение на отгрузку более 100 тысяч тонн АИ-92.

Но главное, было разрешено поднять цены, без последствий от Комитета регулированию естественных монополий. Ведь только 5 октября, в самый разгар кризиса, когда у АЗС начинали выстраиваться километровые очереди, КРЕМ отказался от карательных мер на рынке и согласился учитывать закупочные цены на ГСМ, в том числе на импортированные нефтепродукты, в качестве «обстоятельства, в равной мере влияющего на субъекты рынка реализации данного ГСМ».

До этого момента, антимонополисты запрещали поднимать цены на заправках, так «КазМунайГаз» попытавшись завезти более дорогой российский бензин и торговать не себе в убыток, был вынужден заплатить 500 миллионов тенге штрафа.

Сегодня тот редкий случай на рынке, когда цены на нем формируются не по разнарядке властей и это, несмотря на то, что регулировать цены на АИ-92 государство якобы отказалось еще в 2016 году, отмечает Денис Кривошеев.

Будем исходить из того, что в стране продается бензин по принципу 50/50, где половина - собственного производства, а половина - импорт из России.

Наш партнер не рассматривает бензин как стратегический или политический ресурс, там все операции с ГСМ просты и открыты, потому как проводятся через биржу. Так вот, цена тонны АИ-92 на внутреннем рынке 258,5 тысяч тенге или около 192,5 тенге за литр.

У всех игроков розницы к ресурсу равный доступ. После покупки к цене добавляются расходы на логистику, налоги и прибыль сетей. Никакого особенного контроля на рынке нет, все определяет конкуренция. У кого короче плечи, хранение дешевле, логистика и менеджмент профессиональнее, тот и может предложить максимально выгодные цены для покупателя, рассуждает экономический обозреватель.

Тем не менее, цифры разнятся не сильно, потому как предел сокращения издержек существует. Сегодня литр народного бензина на заправках в России около 218 тенге. Разница между оптом и розницей около 25 тенге за литр.

Казахстан выкупает объем дешевле, по 178,8 тысяч тенге за тонну. Из цены исключаются внутренние налоги и акцизы, это около 80 тысяч тенге на тонну, но добавляются казахстанские налоги, местная логистика, хранение и конечно интересы АЗС, и вот цена уже 229,5 тысяч тенге за тонну или 171 тенге за литр.

Если вы думаете, что маржа сетей высока, то это не так, их доход, 7-8 тенге с литра, а вот у государства все достаточно неплохо – около 30 тысяч тенге с тонны, говорит Кривошеев.

Что касается казахстанского топлива, то отпускная цена 167 тысяч 500 тенге тонна – в цене уже сидят все налоги, кроме акциза с АЗС, который составляет 500 тенге на тонну. Отечественный бензин обходится реализаторам с учетом логистики, хранения и прочих расходов, а также рентабельности, в 143 тенге за литр, продается же 157-159 тенге.

При таком раскладе получается, что АЗС работают либо с минимальной доходностью, либо вообще «пустые», если объем российского бензина в продаваемой массе выше.

Есть еще пара наблюдений. Цена российского АИ-92 обходится в 178,8 тысяч тенге за тонну, казахстанского 167,5 тенге. Разница 11 тысяч тенге и не вся она в логистике. Основной крен дает заниженная стоимость покупки нефти, именно поэтому добиться ее поставки на внутренний рынок практически невозможно.

Даже если все заводы захотят немедленно заработать на полную мощность, то не смогут этого сделать. Крупные игроки продают черное золото за рубеж, справедливо полагая, что платить налоги достаточно, чтобы поддерживать страну. Основным поставщиком нефти на внутренний рынок остаются небольшие компании, не имеющие к транснациональному капиталу никакого отношения, и китайцы, которые достаточно дисциплинированны, чтобы откликаться на требования правительства.

Стойкое убеждение соотечественников, что бензин в нефтедобывающей стране должен разливаться чуть ли не даром, приводит к существенным перекосам в ценообразовании. В конкурентную среду вмешивается государство и начинает диктовать собственные условия используя, фактически, карательные методы.

Да, допустили срывы работ по реконструкции нефтеперерабатывающих заводов, но многие пытались подстраховаться и завезти пусть более дорогое, но реально нужное топливо. За что и поплатились. Пытаться снова, пока правительство внутри себя не договорилось, рынок не стал.

Так что, если страна больше не хочет переживать топливный кризис, то в вопросах ценообразования должна отходить от командно-административных методов. Все должно проходить через открытые системы.

НПЗ покупать нефть у ресурсодержателей через биржу и тем самым платить цену комфортную. Она никогда не будет выше биржевой, а может быть и существенно ниже, ввиду короткого плеча доставки. Получаемые продукты, также должны продаваться открыто, чтобы обеспечить равный доступ к товару. Все это приведет к справедливому налоговому изъятию, а главное, предупредит любой fuelfail.

Что касается сегодняшней ситуации, можно предположить, что цена на бензин конечно снизится, но, когда заработают все три НПЗ в полном объеме, сокращая долю импорта, предположительно, стоимость литра дойдет до 153 тенге за литр. Если потребление будет полностью перекрываться за собственный счет, то на штандартах АЗС мы снова увидим цифру в 145 тенге за литр, заключил Кривошеев.

Читайте также:

В минэнерго рассказали, на сколько подорожает бензин АИ-92>>

Муратхан Токмади: Есть факты, за которые нужно отвечать (видео)>>

Павел Кулагин снялся в необычном приглашении на субботник в Алматы (видео)>>

Премьер-министр Кыргызстана выложил фото теплых рукопожатий с Сагинтаевым>>

Дожди и похолодание ожидаются в Казахстане>>

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1652503-kak-formiruyutsya-ceny-na-benzin-v-kazakh/

pixel