126194  Нуржуман Ихтымбаев - первый казахский актер, сыгравший в Голливуде, г... Культура и шоу-бизнес

Нуржуман Ихтымбаев: Не стоит равняться на Голливуд

 Нуржуман Ихтымбаев - первый казахский актер, сыгравший в Голливуде, где в его активе более 150 ролей. В этом году на фестивале "Звезды Шакена" Нуржуман Байжуманович признан лучшим актером года и удостоен почетного приза "За вклад в развитие киноискусства". Несколькими месяцами ранее аналогичной награды его удостоила Всеамериканская ассоциация поддержки деятелей кино. С Нуржуманом Ихтымбаевым беседует киновед Георгий Афонин.

Чем вы сейчас заняты как актер?

Нуржуман Ихтымбаев. Фото: Изтурган Алдуев
Сейчас я не снимаюсь в кино. Временно, конечно. В последнее время, отложив на время актерское ремесло, пришлось поработать на стройке. Имею в виду объявленную президентом Казахстана и проходящую под патронажем столичного акимата программу "Строим Астану". Недавно я вернулся из столицы, где принимал участие в строительстве нового бизнес-центра "Азия-Парк". Кстати, был бригадиром. А в бригаде моей трудились музыкант Едиль Хусаинов и его этнографический ансамбль, другие талантливые молодые ребята.

И как успехи на новом поприще?

Эта работа для меня лично не нова. Многие из сегодняшних артистов, особенно моих коллег - актеров кино, вышли из рабочего класса. Я, например, тракторист и горжусь этим. Мне близок и понятен простой труженик, с уважением отношусь к физическому труду, не считаю его зазорным. Поэтому мне неприятно, когда нас, артистов, считают белоручками. Приехали, мол, в Астану не неделю, потыкали прутиком в емкость с раствором, а сами ни одного кирпича не положили. Где им! Когда я услышал это от одного зрителя на торжественной церемонии закрытия программы, подошел к нему и говорю: "Давайте поздороваемся". Пожал ему руку как следует (а ладонь у меня как лопата), тогда он и поверил, что мы, артисты, не даром проводили время на стройке: наравне со всеми работали, жили этой идеей, радовались общим успехам - тому, как растет и строится наша столица.

Что вам запомнилось больше всего в Астане?

Конечно, сам процесс работы. Мы замешивали раствор, клали кирпичи… До этого на протяжении десяти лет об Астане складывались песни и стихи, снимались фильмы. Но впервые казахстанские артисты, известные и не очень, выходят на строительные площадки, чтобы своим участием показать, как важно общее дело… Приятно было, что на церемонии закрытия аким Астаны поздравил меня с днем рождения, который мы отпраздновали накануне. Акимат подарил всем нам строительную форму, каски, специальную обувь. Это ведь тоже - особый жест. Ну и, конечно, не забыли о кино. Отметили. Через два дня на закрытии фестиваля "Звезды Шакена" мне вручили приз "За вклад" и присвоили титул лучшего актера года.

У вас много наград. Какие приятнее было получать - что-то из прежних призов или нынешние подарки в Астане?

Не знаю даже, что приятнее - простая строительная каска или фестивальный приз… Я не отрываю себя от нашего кино. Но судьба у каждого своя. Казахское кино, например, переживает не лучшие времена, и состояние это затянулось. А я работаю, снимаюсь, причем последние пять лет были для меня очень успешными. Посмотрите, сколько замечательных картин снято нашими режиссерами за ту же пятилетку: "Записки путевого обходчика" Жанабека Жетыруова, "Курак корпе" Рустема Абдрашева, его же "Подарок Сталину", "Суета" Кано Касымбекова и Сабита Курманбекова. Не скрою, меня не все устраивает в этих картинах, но мне приятно работать с этими режиссерами. Мне как актеру постоянно нужна какая-то творческая подпитка, новые идеи, новые образы, которые я бы мог воплотить на экране. Я с удовольствием сыграл в дебютных лентах этих режиссеров, уверен, что они заявят о себе и другими работами - более зрелыми и не менее интересными. Это гораздо приятнее, чем сниматься в голливудских лентах.

Почему вы прохладно отзываетесь о "фабрике грез"?

"Фабрикой грез" Голливуд был, наверное, давно. Сейчас это - стопроцентный бизнес, ориентированный исключительно на извлечение прибыли. Люди туда приезжают со всего мира - зарабатывают деньги (или разоряются) и уезжают обратно. Там их ничего не держит. А мы живем здесь и прочно связаны с нашей землей. Поэтому, думаю, надо и кино создавать такое, которое бы отражало наши чувства, при этом могло бы и рассказать миру о нашей стране. Ведь Казахстан - уникален. Государства с такой историей и этническим составом нет больше нигде в мире. Нужно использовать этот потенциал. Недавно меня приглашали для участия в голливудской картине. Съемки должны были проходить в Анголе. Но я отказался - время сейчас неспокойное. Может быть, предложат сниматься на родине. С удовольствием соглашусь, предпочтя мой Казахстан Анголе, Америке или Японии. На Голливуд равняться вообще не стоит.

Так что должно быть в фильме, дабы вы согласились в нем играть?

Не так уж и много - две "струны". Одна - режиссерская, другая - моя. Если есть созвучие - тогда можно работать, что-то искать. Если в сценарии есть хоть что-то, за что можно зацепиться, я соглашаюсь на роль, но если этого нет, и режиссер продолжает упорствовать, чтобы не "открывать дорогу" актеру для поиска образа, говорю: "До свидания". Говорю так, потому что убежден: кино, созданное в отрыве от жизни, "для себя", недолговечно, а то, что исследует чувства и мысли реального живого человека, - на все времена.

Есть актеры, которых любят за узнаваемость, есть те, которые в каждой новой роли - другие. К какому сорту актеров относите себя вы?

Действительно, есть и те и другие. Среди первых я отметил бы Георгия Юматова, Николая Еременко-старшего и Вячеслава Тихонова - прекрасных актеров и людей большого таланта. Но мой мастер Нурмухан Жантурин советовал мне создавать на экране образы, внутренне не похожие друг на друга.

То есть каждой новой ролью опровергать себя прежнего?

Нет, все гораздо сложнее… Речь идет даже не о смене масок, характеров. Хотя как можно изменить характер? Не знаю, как объяснить это словами… Сложный вопрос. Я научился довольно быстро перевоплощаться в разных героев. Из крупных совместных проектов отмечу "Дневной дозор" Тимура Бекмамбетова и голливудскую картину "Ближний бой" по сценарию, написанному казахстанским драматургом Ермеком Турсуновым. На съемки меня пригласили американские продюсеры, после того как увидели моего героя - хранителя мела Зоара в "Дневном дозоре".

Последние ваши работы также успешны?

Успех их разнится от того же "Дозора". Там - реклама и заинтересованность продюсеров. А в фильме "Суета", например, больше душевных переживаний, юмора, народного характера. В южнокорейском Пусане, где состоялась премьера этого фильма, меня даже не пустили в кинотеатр - он был забит до отказа, и зрители возмущались, если кто-то во время сеансе заходил в зал. Там это не принято. Пришлось стоять полтора часа за дверью. А потом, когда я признался, что играю в этой картине главную роль, администрация киноцентра вначале не поверила. Пришлось выходить на сцену - под аплодисменты зрителей. Днем ранее на фестивале показали "Подарок Сталину". Там мой герой - монументальный, малоподвижный, молчаливый. А в "Суете" - добродушный сельский аким, маленький начальник, ставший волею судьбы простым библиотекарем.

Как вы переносите время вынужденного простоя, перерыва между съемками?

Отношусь к этому как неизбежности актерской профессии. Нельзя играть постоянно, иначе можно просто сгореть. Есть поговорка - "Актер должен ходить полуголодный, как волк". Я оборудовал дома небольшую мастерскую, делаю ремни из кожи, украшаю их серебром. Все чеканю сам. Люблю петь, аккомпанирую себе на домбре. Но чувствую, что внутри меня находится сжатая пружина. И она готова в любой момент распрямиться.

В статье: Астана

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .