Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Следователь рассказал подробности расследования дела Матаева

Опубликовано:

Руководитель Следственно-оперативной группы Сакен Таубалды рассказал некоторые подробности расследования дела в отношении президента Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева и его сына, генерального директора информационного агентства «КазТАГ» Асета Матаева. Их обвинили в мошенничестве и крупных хищениях.

По словам следователя, расследование уже завершено. Установлено, что бывшие руководители КСИИ Кальянбеков, Берсебаев, Арпабаев и Казангап, сотрудник Комитета Байбосынов и главный директор по стратегическому управлению «Казахтелекома» Маханбетажиев злоупотребляли своими полномочиями, продвигая интересы «Национального пресс-клуба» (НПК) и агентства «КазТАГ» при проведении тендеров на получение госзаказа.

«С другой стороны, Матаевы, находясь в преступном сговоре, похитили более 312 миллионов тенге. Из чего сложилась эта сумма: у Комитета было похищено 169 миллионов, у «Казахтелекома» - 143,9 миллионов. Кроме того, Сейтказы Матаев уклонялся от уплаты налогов – не уплачено в общей сложности 300 миллионов тенге. К слову, 47,1 миллионов из этих средств Матаев-старший возместил», - отметил Сакен Аманжолович.

Он пояснил, что по государственному заказу «Национальный пресс-клуб» должен был размещать информационные, рекламные материалы «Казахтелекома» в СМИ.

"Допустим, звонят сотрудники «Казахтелекома» в газету N и просят разместить там свою статью. Тариф за это составляет 1000 тенге. Сотрудники говорят «ОК», запишите на пресс-клуб, оплата пройдет позже. Так они размещают какое-то число материалов.

Через полгода появляется Матаев и говорит, что услуга стоит не одну, а две тысячи тенге. Договор между «Казахтелекомом» и «НПК» заключается по такому тарифу. После Матаев идет в газету N, где просит сделать ему небольшую скидочку, так как и так работает почти в убыток.

Скидку делают и стоимость размещения снижается, допустим, на 300 тенге. Итого, Матаев забирает себе 1300 тенге с каждых 2000 тенге. Цифры в деле, разумеется, другие, но общий принцип такой же", - рассказал Таубалды.

По его словам, только в 2011 году АО «Казахтелеком» с февраля по июль разместил в 21 печатном издании 59 669,67 тысяч квадратных сантиметров на общую сумму 71,8 миллионов тенге. Что интересно, документы на эти материалы предоставил Сейтказы Матаев, будто эту работу выполнял он. В общем же сумма ущерба, который Матаев за 2011-2013 годы нанес компании, достигает 143,9 миллионов тенге.

Следователь рассказал, что техническая спецификация госзаказа Комитета связи была составлена так, что выиграть тендер мог только «КазТАГ» Асета Матаева.

"По договору «КазТАГ» должен был готовить и размещать материалы о деятельности государства в области внутренней и внешней политики, укреплению институтов финансовой сферы, социально-экономической и общественно-политической жизни страны.

К примеру, в 2013 году требовалось выпускать не менее 5-7 аналитических материалов каждый день и три раза в неделю – интервью по заданной тематике. Фактически же они публиковались единицами, иногда вообще не размещались", - говорит Сакен Аманжолович.

Он пояснил, что во время сдачи отчетов по указанию Асета Матаева в акты выполненных работ включались все подряд новостные сообщения и статьи, кроме криминальных сводок. Главное, чтобы по объему совпадало. Подписывались такие акты руководством КСИИ практически без проверок. В целом ущерб по этому эпизоду составил 169 миллионов тенге.

"Все деньги, которые поступали в «КазТАГ», Асет Матаев перечислял в пресс-клуб, где уже его отец их обналичивал и переводил на счета родственников. Последние тратили эти средства на свои нужды – ходили в рестораны, совершали покупки в магазинах, оплачивали учебу за рубежом и в элитном детском саду", - рассказал следователь.

По его словам, Сейтказы Матаев не смог предоставить следствия бухгалтерскую документацию. Ее пришлось восстанавливать: были проведены встречные проверки во всех печатных изданиях, с которыми у «НПК» были взаиморасчеты в 2011-2013 годах. Полицейские изъяли все договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие документы. Так по крупицам мы и собрали бухгалтерию «НПК».

"В конечном итоге нами была проведена экспертиза, которая установила, что у «Казахтелекома» было похищено 143,9 миллионов тенге", - сказал следователь.

Он также отметил, что адвокаты обвиняемых решили предоставить документы уже после дого, как вся бухгалтерия была восстановлена.

"Адвокаты говорят, что восстановление документов у них заняло три месяца. Ну так следствие шло пять месяцев, плюс на ознакомление с материалами отводился еще месяц. Почему тогда они не предоставили документы раньше, например, в апреле или мае, когда проводились экспертизы по делу?.. Сейчас же адвокаты заявляют о нашем отказе принять их документы, однако нигде не говорят о том, почему им было отказано", - говорит Таубалды.

Следователь рассказал, что ОО «НПК» является общественным объединением, которое, помимо ежегодных поступлений от «Казахтелекома», получало доходы от сдачи в аренду офисных помещений в Астане площадью 5618 квадратных метров и в Алматы площадью 731,7 квадратных метров.

"За 2011-2015 годы ОО «НПК» получило доход от сдачи в аренду, размещения рекламно-информационных материалов и оказания прочих услуг денежные средства на сумму 1,3 миллиардов тенге, из которых 307,6 миллионов тенге он перечислил своим родственникам и знакомым. С указанных сумм Матаев должен был оплатить налоги в бюджет", - отметил Сакен Аманжолович.

В результате было установлено, что подозреваемый за 2011-2015 годы не заплатил налог на сумму свыше 300 миллионов тенге. Следователь отметил, что органами госдоходов корпоративный подоходный налог (КПН) за 2015 год не учитывался, поскольку проверка проводилась в январе, а крайний срок сдачи отчетности – 31 марта.

"Сейчас в СМИ говорят, что Матаев не исполнил налоговые обязательства, потому что не до конца понял налоговые требования. Можно было бы это понять, если бы речь шла об этом налоговом периоде, но когда человек из года в год на протяжении пяти лет не подает декларации, имея более миллиарда тенге дохода, это говорит только о его намерении уклониться от налогов", - уверен полицейский.

Он также рассказал, что офисные помещения в Астане в Доме Министерств изначально были оформлены на предприятие Сейтказы Матаева – ТОО «НПК».

"Чтобы скрыть поступления от налоговых органов, подозреваемый оформил формальный договор между ТОО «НПК» и ОО «НПК», в котором в качестве стоимости аренды указал 7 миллионов тенге. А потом эти же помещения сдавались в субаренду за 200 миллионов в год. При этом, ТОО «НПК» платило налог только с 7 миллионов тенге", - сообщает Таубалды.

По его словам, заявления адвокатов Сейтказы Матаева о том, что налоги он должен был заплатить только от поступлений «Казахтелекома», а это всего 42 миллиона тенге, ошибочны.

Также следователь прокомментировал множественные заявления в СМИ о том, что те или иные действия Матаева обусловлены "давлением следствия".

"Ни для кого не секрет, что у Сейтказы Матаева есть свое интернет-издание «КазТАГ». С самого начала следствия, используя собственный медиа-ресурс, он публиковал в нем надуманные материалы в отношении следствия, пытаясь выставить его в плохом свете", - считает Сакен Аманжолович.

Он отметил, что в отношении Сейтказы Матаева был избран домашний арест на основании его заявления.

"Так вот, после избрания в отношении Матаева домашнего ареста, которому, к слову, было разрешено в дневное время выходить из дома, чтобы исполнить обещанное, он в буквальном смысле заперся у себя дома. Каждый раз, когда наши сотрудники приходили оповестить его о необходимости явиться для участия в следственных действиях, Матаев поднимал крик, вызывал скорую помощь. В последствие каждое приглашение в департамент он в красках описывал на «КазТАГе», - говорит следователь.

Полицейский заметил, что заявление домашнем аресте Матаев написал в присутствии своих адвокатов, чьи подписи имеются в нем.

"Уже после перевода под домашний арест Матаев начал игнорировать следственную группу – с 23 февраля он не участвовал ни на одном следственном действии, постоянно ссылаясь на состояние своего здоровья...

В результате мы были вынуждены провести судебно-медицинскую экспертизу, которая подтвердила, что Матаев может участвовать в следственных мероприятиях. Но и после этого он ни разу не явился на следственные действия. С материалами дела он ознакамливался дома", - говорит Таубалды.

Также полицейский сообщил, что в ходе следствия установлено, что Кальянбеков, Берсебаев, Арпабаев и Казангап, Байбосынов и Маханбетажиев, используя свои полномочия, лоббировали интересы Сейтказы Матаева.

Они разрабатывали технические спецификации под его компании, чтобы гарантированно обеспечить госзаказами. При этом, они не получали материальной выгоды, все деньги похитили Матаевы. Вина этих лиц в злоупотреблении должностными полномочиями полностью доказана.

Но, вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Уголовного кодекса, в связи с раскаянием и оказанием содействия следствию должностные лица Комитета связи, информации и информатизации и АО «Казахтелеком» освобождены от уголовной ответственности.

"Применение таких мер – нормальная практика, которая используется всеми правоохранительными органами. Если бы, к примеру, Сейтказы Матаев примирился с потерпевшими, а затем обратился к нам с заявлением прекратить уголовное дело в связи с примирением, я был бы обязан это сделать. В таком случае, он не только мог избежать наказания, но и конфискации имущества", - отметил Сакен Аманжолович.

В заключение он добавил, что в настоящее время следствие по делу окончено, оно передано с обвинительным актом в прокуратуру города Алматы для изучения.

Читайте также:

В Алматы передумали сносить наклонившуюся многоэтажку в "Алгабасе">>

В ВКО в лобовом столкновении автомобилей погибли двое и пострадали пять человек>>

В Солнечной системе нашли новую планету>>

"Келинка Сабина" стала лучшей на международном фестивале в Швеции>>

В Караганде черные риелторы сожгли двух братьев ради квартиры>>

В ВКО горожанин до смерти забил прохожего>>

Самые нелепые провалы казахстанских чиновников>>

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1187346-sledovatel-rasskazal-podrobnosti-r/

pixel