jitsu gif
Провели подряд дней с нами
Новости русской службы Би-би-си

Как Куба готовится к эпохе, наступившей после свержения Мадуро в Венесуэле

Флаг Кубы
Флаг Кубы. Иллюстративное фото: John Elk III/Getty Images

Ни одна страна в Америке, если не считать саму Венесуэлу, не пострадала от событий в Каракасе сильнее, чем Куба.

Обе страны разделяли политическое видение государственного социализма с тех пор, как в 1999 году молодой кандидат в президенты Венесуэлы Уго Чавес встретился с пожилым лидером Кубинской революции Фиделем Кастро на взлетной полосе аэропорта Гаваны.

На протяжении многих лет их взаимные связи лишь укреплялись: венесуэльская нефть поступала на управляемый коммунистами остров, а в Венесуэлу направлялись кубинские врачи и медики.

После смерти обоих лидеров именно Николас Мадуро — прошедший подготовку и наставничество на Кубе — стал преемником Чавеса, выбранным отчасти потому, что он устраивал братьев Кастро. Он олицетворял преемственность как для Кубинской революции, так и для венесуэльской.

Теперь он лишился власти в Каракасе, схваченный элитным подразделением армии США Delta Force. Перспективы Кубы в его отсутствие выглядят мрачными.

На данный момент кубинское правительство решительно осудило операцию США как незаконную и объявило двухдневный национальный траур по 32 кубинским гражданам, погибшим в ходе ее проведения.

Их гибель выявила ключевой факт, давно известный в связи с влиянием Кубы на венесуэльскую власть и армию: служба безопасности Мадуро почти полностью состояла из кубинских телохранителей. Граждане Кубы также занимают многочисленные посты в разведслужбах и вооруженных силах Венесуэлы.

Куба долго отрицала наличие действующих солдат или сотрудников служб безопасности на территории Венесуэлы, однако освобожденные политзаключенные нередко утверждали, что во время содержания под стражей их допрашивали люди с кубинским акцентом.

Более того, несмотря на бесконечные публичные заявления о солидарности между двумя странами, считается, что закулисное влияние Кубы в венесуэльском государстве привело к расколу между министрами, близкими к Гаване, и теми, кто считает, что отношения, установленные Чавесом и Кастро, стали принципиально несбалансированными.

По сути, эта фракция считает, что в последние годы Венесуэла получает слишком мало взамен за свою нефть.

Считается, что Венесуэла ежедневно поставляет на Кубу около 35 000 баррелей нефти — ни один из других основных энергетических партнеров острова, среди которых Россия и Мексика, даже близко не приближается к этому показателю.

Тактика администрации Трампа по конфискации венесуэльских нефтяных танкеров, находящихся под санкциями, уже начала усугублять топливный и энергетический кризис на Кубе, и он может очень быстро принять крайне острый характер.

Даже в лучшем случае будущее осажденного карибского острова без Мадуро у руля в Каракасе выглядит все более неопределенным. Куба уже и так переживает самый тяжелый экономический кризис со времен холодной войны.

На протяжении нескольких месяцев по всему острову наблюдаются веерные отключения электроэнергии. Это чрезвычайно осложняет жизнь простых кубинцев: недели без надежного электроснабжения, гниющая еда в холодильниках, неработающие вентиляторы и кондиционеры, рои комаров и горы неубранного мусора.

В последние недели на острове наблюдается масштабная вспышка заболеваний, передаваемых комарами: огромное количество людей пострадало от лихорадки денге и чикунгунии. Кубинская система здравоохранения, некогда жемчужина революции, с трудом справляется с ситуацией.

Картина совсем не радужная. Но это повседневная реальность для большинства кубинцев.

Мысль о том, что Делси Родригес может прекратить поставки венесуэльской нефти на Кубу, вселяет в кубинцев ужас — особенно если она решит умиротворить администрацию Трампа после американского рейда против ее предшественника и предотвратить новые акты насилия.

Президент Трамп настаивает, что теперь именно Вашингтон диктует условия в Венесуэле.

Хотя эти заявления были в некоторой степени смягчены его Госсекретарем Марко Рубио, нет сомнений в том, что администрация Трампа теперь ожидает от Родригес, как исполняющей обязанности президента, не меньше чем полного подчинения.

Если же она «не будет вести себя должным образом», то будут и дальнейшие, еще более серьезные последствия, пригрозил Трамп.

Такая риторика — не говоря уже о самой операции США в Венесуэле — шокировала и возмутила критиков Вашингтона, которые считают, что Белый дом продемонстрировал худшее проявление американского империализма и интервенционизма в Латинской Америке со времен Холодной войны.

Подобное отстранение Мадуро от власти равнозначно похищению, утверждают критики, и дело против него должно быть прекращено судом в Нью-Йорке.

Неудивительно, что Трампа, похоже, не смущают подобные аргументы, и он предупреждает, что при необходимости может проделать то же самое с президентом Колумбии.

Трамп назвал новые обстоятельства в Латинской Америке «доктриной Донро», отсылая к доктрине Монро — внешнеполитическому принципу XIX века колониального толка, который предостерегал европейские державы от вмешательства в сферу влияния США в Западном полушарии.

Иными словами, Латинская Америка — это «задний двор» США, и Вашингтон имеет неотъемлемое право определять, что там происходит. Рубио использовал именно этот термин — «задний двор» — в отношении региона, оправдывая действия против Венесуэлы в воскресных ток-шоу на американских телеканалах.

Он также остается ключевым фактором в будущем Кубы. Экономическое эмбарго США действует уже более шести десятилетий и так и не смогло сместить братьев Кастро или их политический проект.

Рубио — американец кубинского происхождения, бывший сенатор от Флориды и сын кубинских эмигрантов — больше всего хотел бы стать тем человеком (или человеком за спиной другого человека), кто положил конец 60 годам коммунистического правления на родине своих родителей.

Он считает, что стратегия устранения Мадуро и выдвижения жестких условий более сговорчивому правительству Родригес в Каракасе является ключом к достижению этой цели в Гаване.

Куба и раньше переживала тяжелые времена, и ее правительство продолжает демонстрировать непокорность перед лицом этого акта военного вмешательства США в регионе.

32 «храбрых кубинских бойца», погибших в Венесуэле, будут удостоены почестей за то, что они «сражались с террористами в имперской форме», заявил президент Кубы Мигель Диас-Канель.

«Куба готова пасть», — парировал Трамп на борту президентского борта Air Force One.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах

Instagram
Закладки
Пока здесь пусто
Используйте кнопку «
» на странице публикации, чтобы сохранить её в свой личный список закладок.