"Опаленный войной": труженик тыла вспомнил тяжелые годы ВОВ

Опубликовано:

Своим трудом приближал Великую Победу труженик тыла, почетный железнодорожник Султан-Газиз Хабибуллович Гайнутдинов, передает NUR.KZ со ссылкой на пресс-службу АО «КТЖ-Грузовые перевозки».

"Опаленный войной": труженик тыла вспомнил тяжелые годы
Фото с супругой Ольгой Николаевной из семейного архива: UGC

Когда началась Великая Отечественная война, ему исполнилось 11 лет. Он и его сверстники в одночасье стали взрослыми, на их хрупкие плечи легли все тяготы той войны наравне со старшим поколением. Детство, опаленное войной, навсегда осталось в его памяти.

Султан-Газиз Хабибуллович родился 26 сентября 1929 года в городе Акмолинск (ныне Нур-Султан) в многодетной и дружной семье. Его отец был рабочим – возчиком на строительных площадках разных объектов города.

Мама награждена Орденом «Материнская слава» 1 степени. В семье воспитывалось    девять детей. 

В 1940 году после продолжительной болезни отец ушел из жизни. Старшая сестра Софья взяла на себя все заботы о младших детях семьи. Благодаря ее терпению и любви они смогли вырасти достойными людьми, получить образование и принести пользу своей стране.

В годы войны Султан-Газиз Хабибуллович работал сначала учеником коллектора, а потом младшим коллектором Ленинградской геологической партии, которая занималась изысканием и исследованием специальной глины в Акмолинской области.

Эта глина шла на изготовление посуды и для нужд заводов, осуществлявших поставки стратегических грузов для фронта.

С детства Султан-Газиз Хабибуллович мечтал стать железнодорожником. Символично то, что он родился в год, когда на станцию Акмолинск прибыл первый поезд по новой железнодорожной ветке Кокчетав – Акмолинск.

На железной дороге работал его старший брат Султан-Хамид. В первые месяцы войны он погиб в Белоруссии. 

После войны в Акмолинске открыл свои двери железнодорожный техникум. Туда хлынул поток молодых, талантливых, целеустремленных ребят, желающих связать свою жизнь с железной дорогой. Среди них Султан-Газиз Хабибуллович.    

Он с отличием окончил техникум по специальности «Эксплуатация железных дорог» и стал одним из первых выпускников этого учебного заведения. Позже с красным дипломом окончит Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта. 

По направлению Султан-Газиз Хабибуллович пришел работать в Акмолинское отделение дороги. Сначала дежурным по станции на 91-м разъезде и на станции Косчеку.  

В 1953 году переведен   на должность ревизора по безопасности Карагандинского отделения дороги. Через некоторое время его назначают на должность заместителя начальника станции Большая Михайловка. 

Главным этапом его карьеры стала работа на станции Акмолинск. Своим примером он показал, что нет лучше руководителя, чем тот, который прошел весь путь: от дежурного и манерного диспетчера до начальника станции.

На этой должности он проявил свои лучшие деловые качества, профессионализм, инженерные способности и стремление идти вперед. 

На станции тогда уже Целиноград под его руководством была построена механизированная сортировочная горка, электрическая сигнализация стрелок и сигналов, реконструированы четный приемоотправочный и предгорочный парки. Построен хладопункт, новый железнодорожный вокзал и новый механизированный грузовой двор, внедрена пневматическая почта. На это ушло более семи лет. 

"Этот период работы был интересным и напряженным. Рядом со мной трудились добросовестные, честные и преданные своему делу не только руководители, но и простые труженики", - вспоминает Султан-Газиз Хабибуллович.    

В 1965 году он ушел на повышение в Целиноградское отделение дороги, где работал заместителем начальника, начальником отдела движения. 

В 1977 году на базе Казахской железной дороги образованы три дороги. Султан-Газиз  Хабибуллович назначен первым заместителем самой крупной железной дороги - Целинной.   

Она обслуживала быстро развивающиеся промышленность и сельское хозяйство Павлодарской, Кокшетавской, Костанайской, Целиноградской, Карагандинской и Тургайской областей.   

В это время производилась электрификация северных участков железных дорог республики и перевод их на электрическую тягу.

Целинная дорога считалась одной из лучших после Московской и Южно-Уральской железных дорог. Коллектив дороги работал слаженно. Их усердный труд не раз отмечался. 

Целинная дорога неоднократно становилась победителем отраслевых соревнований, и была одной из передовых дорог по производственным показателям, в том числе по производительности труда и себестоимости перевозок.  

На заслуженный отдых труженик тыла вышел в 1989 году с должности заместителя начальника Алматинской железной дороги. Но и после этого он оставался в строю. До 1997 года работал на разных должностях в аппарате управления Алматинской железной дороги.  

Султан-Газиз  Хабибуллович награжден нагрудным знаком «Почетный железнодорожник», орденами «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов», «Знак почета» (один из первых орденов СССР). Он удостоен звания персонального пенсионера республиканского значения. 

Вместе с супругой они воспитали дочь и сына. У них четверо внуков и двое правнуков, которые могут гордиться своим дедом и прадедом.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1854881-opalennyj-vojnoj-truzenik-tyla-vspomnil-tazelye-gody-vov/

Автор: Колмакова Виктория
"Опаленный войной": труженик тыла вспомнил тяжелые годы ВОВ