Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Органическая продукция казахстанского производства охватывает Европу

Опубликовано:

Ильи Пампур
Фото: из личного архива Ильи Пампур

Компания "Диканшы" в Северо-Казахстанской области - крупный переработчик органического сырья в стране, выпускающий готовую продукцию, как на экспорт, так и для внутреннего рынка. Руководитель отдела производства и развития органической продукции Илья Пампур рассказал о производстве и продаже органики, передает NUR.KZ.

С 1998 года фирма "Диканшы" занимается продажей зерновых, масличных культур, а так же пшеничной муки на экспорт. На данный момент, компания сотрудничает с производителями-фермерами, предлагая различные технологии по выращиванию органической продукции, помогает с процессом сертификации, в выборе культур пользующихся спросом и реализацией самой продукции.

- Илья Дмитриевич, сегодня отрасль органики находится на стадии формирования, как вы пришли к производству?

- В 2012 году мы узнали об этой сфере от наших зарубежных коллег, и с этого же года стали активно изучать эту тематику и поэтапно внедрять систему органического производства в нашей стране. В то время это было в новинку, и данная система воспринималось с сильным скептицизмом и потребовалось много усилий и доводов, чтобы доказать фермерам всю пользу и выгоду этого направления. На сегодняшний день, мы работаем вместе с фермерами, в одной цепочке, где у каждого звена есть своя уникальная задача, однако в дальнейшем мы все же планируем приобрести собственное хозяйство.

- Чем для вас стало производство органики? Поиск прибыли или забота об экологии и здоровья населения?

- Для меня это деятельность, которая позволила совместить оба понятия. Занимаясь органикой нужно быть в первую очередь увлеченным этой темой, потому что она требует времени и усилий. В результате появляется достойная прибыль.

- Какие перспективы? Будет ли в Казахстане развиваться органическое фермерство?

- Уже развивается, но хотелось бы этот процесс ускорить. Интересующихся становится больше, но основные препятствия остались те же: отсутствие поддержки производителей органической продукции со стороны государства и отсутствие Казахстанского аккредитованного по европейским стандартам сертификационного органа. Последние несколько лет, проводится больше выставок, семинаров и обсуждений относительно темы органического производства, однако производителям необходима реальная финансовая и информативная поддержка. Внутренний рынок потребления органической продукции развит слабо - основной спрос на такую продукцию на сегодняшний день это Европейские страны.

Европейская Сертификация не дешевая, а Казахстанская система органической сертификации еще не развита в полной мере и пока не дает возможности экспортировать в Европу под статусом «Органик». Если эти препятствия будут решены - появиться помощь от государства в виде субсидий, возмещений затрат и т.д, а также будет создан аккредитованный на Европу казахстанский сертификационный орган, то производителей станет больше. В Европе фермеры получают до 600 евро на гектар, при производстве органической продукции. Такие субсидии не только покрывают расходы на сертификацию, но так же стимулируют фермеров продолжать заниматься органическим производством.

Все же, есть все основания полагать, что Казахстан ждет успех в данном направлении, например, основываясь на том, что, наша страна занимает первое в мире место по выращиванию семян льна - а эта культура хорошо оценивается и пользуется большим спросом на Европейском органическом рынке. Мне известно, что Министерство торговли и интеграции с Национальным центром аккредитации принимают меры по развитию данного направления и это очень радует.

Ильи Пампур
Фото: из личного архива Ильи Пампур

- Какой у вас объем экспорта?

- В сезоне 2019/2020 году экспорт составил около 5 тысяч тонн органической продукции. В этом сезоне 2020/2021 планируем экспортировать 8-10 тысяч тонн. Сырье мы экспортируем в Польшу, Чехию, Нидерлады, Литву и Германию.

- Вы работаете на внутренний рынок?

- Внутренний рынок является одним из направлений деятельности нашей компании. Данное направление активно развивается, на данный момент в наличии 6 позиций органической фасованной продукции "Диканшы", в частности полба, мука полбяная, крупка полбяная, семена льна, овсяная мука и пшеничная мука. Планируется расширение ассортимента и увеличение точек продаж.

- Органические продукты всегда стоят дороже традиционных аналогов. Сколько реально стоит органическая продукция? Ведь ее производство дешевле традиционной?

- В Академии Международной Федерации Органического Движения (IFOAM), я услышал интересную мысль, подтвержденную цифрами, что в действительности традиционная продукция является недооцененной и на самом деле является даже дороже органической - ведь мы не закладываем в расходы связанные с ухудшением состояния почвы, окружающей среды и экологии вследствие применении пестицидов.

Ту органическую продукцию, которую мы видим на полках магазинов с сертфиикатом – в основном привезена к нам из Европы или Америки. Например, те же семена льна (не исключено что купленные с Казахстана), в Европейской упаковке, будут стоить в 4 раза дороже аналогичной продукции местного производства. В Европе разница в цене составляет 20-30% и это та доплата за товар, которую понимающий покупатель готов внести за свое здоровье, а так же чтобы поддержать здоровое отношение к земле, экологии и окружающей среде.

- Органика традиционно является очень привлекательной отраслью для мошенничества, как не поддаться на маркетинг и выбрать действительно органическую продукцию?

- Существует система сертификации, существует маркировка органической продукции. Данная система, создана для полной прослеживаемости продукции, чтобы покупатель, выбирая органическую сертифицированную продукцию, был уверен в ее качестве. Этому нужно учить и рассказывать с детства, а уполномоченным органам в свою очередь, тщательно контролировать это систему внутри страны.

Сегодня существует большое количество знаков, обозначающие статус органической продукции. Самые известные среди них - это знак зеленого листа (Евролист) и Американский знак USDA (NOP). Под знаком Евролиста указываются буквы и цифры - код, который обозначает страну производства продукции с сертификационный орган который выдал сертификат.

Разберем на примере кода KZ-BIO-170, который имеется на этикетках нашего товара, КZ - означает что продукция, произведена в Казахстане, ВIO – продукция органическая, а цифры 170 – обозначают, что сертификат выпущен сертификационным органом ОУ «EKOAGROS» (Литва). Данный орган в свою очередь на постоянной основе осуществляет инспекции на всех стадиях выращивания органики и ежегодно подтверждает статус органической продукции. Все это можно найти в интернете и проверить наличие сертификата у компании.

- Каким вы видите будущее отрасли через 10 лет?

- К 2030 году Евросоюз планирует увеличить количество органических земель до 25%, это большая цифра. Мы же через 10 лет при хорошем темпе развития можем достичь сегодняшнего уровня системы органического производства и сертификации в Европейских странах. Органика в нашей стране только зарождается. Думаю, что через 10 лет количество земель занятых под органическое производство увеличится в трое.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan-economy/1882394-organiceskaa-produkcia-kazahstanskogo-proizvodstva-ohvatyvaet-evropu/

pixel