Глава аэропорта Нур-Султана: Наша цель – стать ведущим пассажирским и грузовым аэрохабом

Опубликовано:

Габит Тажимуратов
Фото: аэропорт города Нур-Султан

Авиационная отрасль приходит в себя после затяжного простоя. Как воздушная гавань главного города страны возрождается после коронакризиса и какие планы наметил на ближайшее будущее, об этом мы решили узнать у председателя правления АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» Габита Тажимуратова.

— Габит Калиевич, Вы около трех лет руководите аэропортом столицы, расскажите, с какими трудностями Вы столкнулись за этот период?

— В декабре 2022 года исполнится ровно три года с момента моего назначения на пост председателя правления. Через пару месяцев кризис коронавируса «накрыл» практически все аэропорты в мире. Решать вопросы, связанные с новой болезнью, пришлось практически с «колес».

Мы первыми встречали рейс из Уханя с эвакуированными казахстанцами, наши сотрудники из медицинского пункта работали в режиме нон-стоп. Аэропортом было выделено на борьбу с коронавирусом свыше 500 миллионов тенге.

Остро стоял вопрос о сохранении кадров и недопущении потери квалифицированных специалистов. Мною был усилен менеджмент предприятия. Более 2000 сотрудников аэропортов городов Нур-Султана и Кокшетау (филиал предприятия) сохранили свои рабочие места.

— После того как снизилось количество рейсов, соответственно упали доходы аэропорта. Каким образом вы справлялись с этой ситуацией?

— Вы правы, количество рейсов резко сократилось. До коронакризиса мы обслуживали более 100 рейсов в день. После резкого падения пассажирских перевозок мы переориентировались на транзитные грузоперевозки. Сейчас мы принимаем 60–70 рейсов в сутки. Сейчас возобновлены рейсы по 10 международным направлениям из 40 выполнявшихся в доковидный период.

— Как развивается грузовая инфраструктура в аэропорту?

— Аэропорт развивает грузовые авиаперевозки как одно из основных направлений стратегий развития. Стоит отметить, что Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев имеет лучшую наземную инфраструктуру и специальное техническое оборудование в Центральной Азии, что позволяет быстро и качественно обслуживать рейсы.

Взлетно-посадочная полоса аэропорта одна из лучших в Центральной Азии. Также наша уникальная система заправки сокращает трату времени на предполетные процедуры и позволяет ускоренно обслуживать авиакомпании. К примеру, заправка 100 тонн топлива для большегрузного лайнера занимает всего 30–40 минут.

— Какими характерными особенностями отличается аэропорт столицы?

— В пассажирских терминалах был существенно расширен спектр услуг и сервиса для пассажиров. У нас доступны магазины и пункты питания с разным ценовым диапазоном для всех категорий граждан. Представлены известные мировые бренды как в ритейле, так и в общепите. Модернизируется телекоммуникационная и IT-инфраструктура.

30 июля Международный аэропорт внедрил мобильное приложение NQZ для скачивания пользователям систем IOS и Android. Мы закупили 5 современных снегоуборочных машин, которые существенно ускорят очистку ВПП и перрона в любые погодные условия.

— Через службы аэропорта проходит огромное количество грузов и большой пассажиропоток. Какими количественными показателями в этом аспекте Вы можете похвастаться?

— За 8 месяцев 2022 года было обслужено более 3,5 миллиона пассажиров, к концу года пассажиропоток составит 5,5 миллиона. Это хороший показатель, учитывая фактор ограничений на международные рейсы. На 2022 год Обществом запланирован доход в размере 68,1 миллиарда тенге, что на 15,8% превышает фактически полученный доход в 2021 году.

— Какая работа ведется в направлении открытия новых рейсов?

— Несмотря на СOVID-ограничения, в 2021 году был открыт ряд новых направлений из Нур-Султана. В этом году открыли направления в Абу-Даби авиакомпании WizzAir Abu-Dhabi, Red Wings с марта в Екатеринбург, c апреля в Москву (Жуковский). Azimut с мая в Москву (Внуково), с июля в Уфу, Utair с 12 июня в Тюмень. Rossiya Airlines с апреля в Сочи, c 24 апреля в Москву (Шереметьево).

Также возобновлено Pegasus Airlines с июня в Стамбул, Air Astana с июня в Подгорицу и Тбилиси. Буквально на днях мы открыли рейс в Китай, раз в неделю от нас могут летать в город Чэнду

— Столичный аэропорт признан «Лучшим аэропортом СНГ и Центральной Азии». Расскажите об этой награде?

— Да, действительно, нас признали в Европе самым лучшим аэропортом СНГ и Центральной Азии. «World Airport Awards» (мировая награда аэропортов является самой престижной наградой в индустрии аэропортов). Награда считается эталоном качества для мировой индустрии аэропортов, оценивая обслуживание клиентов и удобства в более чем 550 аэропортах мира. Несомненно, мы были рады получить столь престижную награду.

— Вы отметили, что взлетно-посадочная полоса аэропорта одна из лучших. Есть ли в планах ее реконструкция?

— Безусловно, имеющуюся взлетно-посадочную полосу аэропорта Нур-Султана надо реконструировать в ближайшие годы. В планах строительство второй ВПП, открытие специальной экономической зоны и подведение железнодорожных путей. Все глобальные изменения делаются ради достижения двух целей.

Первая — воздушная гавань Нур-Султана должна стать крупнейшей в Казахстане по пассажиропотоку и числу выполняемых рейсов уже в 2023 году. Вторая — более чем в четыре раза увеличить перевозку грузов в ближайшие пять лет.

В этом году мы провели капитальный ремонт ВПП, закончили его раньше запланированного срока. Кстати, ВПП аэропорта была реконструирована в 2003 году и действительно нуждалась в ремонте.

— Какие планы у аэропорта на данный момент?

— Будет правильно превратить столичный аэропорт в аэротрополис, к которым можно отнести аэропорты Атланты, Нью-Йорка, Франкфурта, Амстердама и Сингапура. Все эти планы расписаны в «Концепции развития» до 2035 года. Мы планируем создать центр мультимодальных грузовых перевозок, обслуживания е-commerce и зоны свободной торговли. Планируется увеличить пассажирооборот и рейсы, расширить маршрутную сеть. Намерены построить ангары и расширить кэйтеринговый центр. Планы на самом деле грандиозные!

— Благодарим Вас за интервью!

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/power/1986472-glava-aeroporta-nur-sultana-nasha-tsel-stat-veduschim-passazhirskim-i-gruzovym-aerohabom/