Как искаженная экономика привела к дефициту стимулов для производителей
Опубликовано:
Искаженная экономика, основанная на длительном сдерживании цен и опоре на государственные программы кредитования, создает условия, где производители не имеют естественных стимулов к развитию. Когда цены регулируются, а доступ к "дешевым" деньгам идет через государственные институты, бизнес не видит необходимости инвестировать в модернизацию или искать конкурентные преимущества. Вместо того чтобы повышать эффективность и качество продукции, компании все чаще рассчитывают на льготные кредиты и субсидии. В итоге формируется зависимость от государства, снижается предпринимательская инициатива, а производственный сектор утрачивает способность к самостоятельному росту, передает NUR.KZ.
Председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Елена Бахмутова на форуме Astana Finance Days 2025 отметила, что политика искусственного сдерживания цен и чрезмерная ориентация на государственные программы поддержки бизнеса в последние годы привели к искажению рыночных стимулов.
По ее словам, в условиях, когда цены на многие товары и услуги регулируются, а кредитование осуществляется в значительной степени через государственные институты, у производителей снижается мотивация к повышению эффективности и модернизации.
По данным Национального банка, совокупный корпоративный долг предприятий Казахстана в 2024 году превысил 30 трлн тенге, что составляет почти 40% ВВП. При этом значительная его часть приходится на кредиты с государственным участием, что говорит о высокой степени поддержки государства.
"Однако, есть отрицательные эффекты. Это то, что у нас процентный канал, через который реализуются механизмы ДКП, работает плохо. Работает он плохо по причине того, что у нас присутствует два параллельных мира кредитования: рыночное и льготное кредитование за счет госпрограмм. До тех пор, пока мы не уберем это льготное кредитование, к сожалению, рыночные инструменты работать будут плохо", — заявила глава АФК Елена Бахмутова.
Критика госкредитов
Согласно данным Фонда развития предпринимательства "Даму", в рамках поддержки МСБ по итогам 2024 года оказал поддержку проектов МСП на сумму 1,7 трлн тенге, что составляет 11,2% от корпоративного портфеля банковского сектора. При этом большую часть поддержки получают малые предприятия (порядка 75%), в отраслевом разрезе — обрабатывающая промышленность.
"Сохраняющаяся модель реализации экономической политики государством через квазигосударственный сектор и нерыночные инструменты порождает доминирование низкопроизводительных предприятий с одной стороны, а также малоэффективный и зависимый от государства сектор МСБ с другой. В обоих случаях это дестимулирует кредитование бизнеса банками. Кроме того, недостаточно устойчивый уровень развития МСБ также относится к сдерживающим факторам расширения кредитования", — говорится в отчете Halyk Finance.
Таким образом, кредитование МСБ во многом зависит от госпрограмм льготного кредитования, что мешает расширению рыночного кредитования банками и не способствует повышению эффективности и конкурентоспособности бизнеса.
Рост банкротств
Задачи не ограничиваются лишь вопросами кредитования. В 2024 году в Казахстане было зарегистрировано более 4,8 тыс. случаев банкротства и ликвидации компаний. Эти цифры показывают следующую тенденцию: бизнес теряет устойчивость, а предприниматели сталкиваются с невозможностью выполнять свои обязательства перед банками, поставщиками и сотрудниками.
"Рост числа банкротств связан не только с высокой долговой нагрузкой, но и с общими тенденциями. Регулируемые цены в ряде отраслей ограничивают возможности для роста доходов, тогда как расходы компаний, включая стоимость заемных средств и производственные издержки, продолжают увеличиваться. В условиях снижения платежеспособного спроса многие предприятия оказываются в замкнутом круге: они не могут поднять цены, но вынуждены наращивать долги, чтобы выжить", — говорит эксперт Руслан Ануарбеков.
Спикер уверен, что накопление структурных дисбалансов ведет к постепенному вытеснению с рынка слабых игроков и сокращению предпринимательской активности. Вместо здоровой конкуренции и обновления бизнес-среды страна сталкивается с усилением зависимости от государства, которое вынуждено компенсировать провалы через новые программы поддержки и субсидирования. Это подрывает долгосрочные стимулы для частных инвестиций и развития реального сектора экономики.
"Сочетание этих факторов привело к своеобразному порочному кругу. Бизнес вместо инвестиций в развитие и повышение конкурентоспособности ждет новых государственных программ поддержки. В итоге экономика теряет гибкость, а производители — стимулы к самостоятельному росту", — отмечает эксперт.
Стоит отметить, что текущая модель действительно в кризисы помогала сглаживать провалы в экономике и удерживать социальную стабильность. Но сейчас это приводит к дефициту рыночных стимулов, росту зависимости от госфинансирования и замедлению структурных реформ.
Нашли ошибку в публикации? Сообщите нам об этом.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/2289534-kak-iskazhennaya-ekonomika-privela-k-deficitu-stimulov-dlya-proizvoditeley/