KZ

Об успехах в развитии казахского языка рассказали в МОН РК

Книги
Иллюстративное фото: Pixabay

Всего в Казахстане обучаются порядка 3,6 миллиона учащихся. Всего функционируют 7445 школ, из них 6941 государственных, в том числе 3735 организаций — с казахским языком обучения. О том, как развивается казахский язык в школах, рассказала корреспонденту NUR.KZ Председатель Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмира Каримова.

Она отмечает, что обучение родному языку помогает укоренять в сознании подрастающего поколения национальные идеалы. Именно поэтому во всех школах страны предметы «Обучение грамоте», «Қазақ тілі» изучаются с 1 класса.

«В школах с казахским языком обучения на освоение казахского языка и литературы выделено 2 306 часов в год, а в 1-11 классах школ с неказахским языком обучения — 1 596 часов», — говорит специалист образования.

Современные вызовы требуют повышения интеллектуального потенциала Республики и выдвигают сферу образования на первый план. Именно поэтому уровень заботы о развитии казахского языка в учебных учреждениях со стороны органов власти только повышается. В каждом программном документе страны задаются новые высокие стандарты для образовательного сектора, в частности, повышения статуса государственного языка.

Сегодня более 2,5 миллиона школьников обучаются на казахском языке, что составляет 76% от общего количества учащихся. Для сравнения — в 2005 году этот показатель составлял 51%.

Образовательный капитал

Основой образовательного капитала являются такие ценности, как Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, Уважение, Сотрудничество, Открытость, Труд и Творчество, Обучение на протяжении всей жизни.

«Дети впитывают это через содержание школьных дисциплин, организацию внеурочной деятельности, — объясняет Гульмира Каримова. — Патриотические порывы рождаются на уроках истории, классных часах, посвященных теме культуры, традиций страны, ее современных достижений».

Гуманитарные и языковые предметы помогают развивать толерантное отношение к различным культурам и мировоззрениям, а также гражданственность, уважение к языку, обычаям казахского и других народов.

Творческий потенциал ребят выстраивается через художественную литературу, приобщение к мировым художественным ценностям различных эпох.

Современная методика преподавания

Глава Комитета рассказывает, что современная методологическая наука значительно продвинулась вперед. Сегодня педагог, прежде всего, творческий человек. Обновленная программа требует большой подготовки от учителя, его творческих ресурсов, чтобы направить учеников на самостоятельный поиск.

«Учителя поднимают свой образовательный уровень ежегодно. Только в 2020 году курсы повышения квалификации по казахскому языку и литературе прошли 4 912 педагогов. В этом году 2 064 филолога казахского языка прошли национальное квалификационное тестирование», — приводит статистику эксперт.

Прежний грамматико-переводческий подход к обучению заменил так называемый «коммуникативный метод». Он формирует коммуникативную компетентность учащихся, а не заучивание грамматических правил.

«На первом уровне дети овладевают наиболее необходимыми для общения словами и фразами. На следующих уровнях постепенно количество слов увеличивается, слова и фразы усложняются. Ребенок постоянно использует их в повседневной жизни. Поскольку овладение вторым языком является непрерывным, все психологические барьеры обучения будут устранены», — поясняет Гульмира Каримова.

По результатам такой методики дети начинают свободно общаться на казахском языке как устно, так и письменно.

На основе наиболее часто используемых слов частотного словаря разработан лексико-грамматический минимум обучения казахскому языку в неказахоязычных школах по тематике обновленной образовательной программы общего среднего образования.

Доступность материала

К написанию учебников казахского языка специалисты подходят крайне ответственно. За основу берутся типовые учебные программы, разработанные по государственным общеобязательным стандартам образования.

Составлением, разработкой занимаются ученые вузов педагогических специальностей, академии наук, педагоги-методисты высшей категории, учителя школ.

Методическая часть учебника подготовлена педагогами-практиками, а научно-теоретические основы рассматриваются учеными. Учебники проходят специальную предметную экспертизу, которая состоит из нескольких этапов.

«Главный критерий для учебной литературы — это простота и доступность. И современные учебники качественны в этом отношении, они понятны детям», — подчеркивает Гульмира Каримова.

Возрождение национальной культуры

Важную роль в возрождении национальной культуры среди учащихся играет проведение массовых мероприятий.

Серией познавательных уроков и концертов было ознаменовано 180-летие со дня рождения казахского педагога-просветителя, писателя, фольклориста, общественного деятеля, ученого-этнографа Ибрая Алтынсарина.

Помнят и любят юные казахстанцы творчество казахского народного поэта Жамбыла Жабаева. Его 175-летие было грандиозно отмечено в рамках школьных часов и праздничных чтений.

Творчество всех великих деятелей культуры, искусства, образования находит отражение в школьной программе. Так подрастающее поколение приобщается к национальному достоянию, учится ценить богатство родного языка.

Кроме того, праздник Наурыз помогает ребятам погрузиться в иточник народных обычаев и традиций. А 5 сентября широко отмечается День языков народа Казахстана.

Программа для дошкольников

Во всех дошкольных учреждениях организована специальная развивающая среда для проявления у детей интереса к изучению языка.

Для дошколят это обучение начинается с запоминания отдельных слов, их правильного произношения и умения использовать в предложении. Все методы педагогов направлены при этом на овладение казахским языком как средством общения.

«Казахский язык преподается в организованной учебной деятельности и посредством детских игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических. Главная задача наставников — сформировать коммуникативные навыки детей. С этой целью используются упражнения для развития речи, считалки, короткие стихи и многое другое», — говорит Гульмира Каримова.

С уважением к другим языкам

Наряду с развитием казахского языка юные граждане не ущемляются в своем праве постигать и другие языки.

В стране насчитывается 2081 смешанная школа, где обучается более 1,3 миллиона учащихся, с русским языком обучения — 1117 средних образовательных учреждений и 8 уйгурских.

В частности, в школах с казахским языком обучения для изучения русского языка отведено 916 часов, английского — 1188.

В учебных заведениях с неказахским языком обучения русскому языку посвящено 2306 часов, английскому — 1188.

За 30-лет независимости

За годы независимости развитие государственного языка приобрело широкий размах, глубину и повсеместность. В последнее время все больше открывается школ с казахским языком обучения.

Вместе с тем в смешанных школах сокращается количество русскоязычных классов и увеличивается число классов с казахским языком обучения. То есть наблюдается тенденция трансформации школ в казахоязычные. Такая работа проводится на основе предложений общественности.

На основании программы партии Nur Otan утвержден план ввода 1 000 школ по всей стране. В текущем году ожидается открытие 200 школ с казахским языком обучения.

Гульмира Каримова
Фото: из личного архива спикера

«В формировании языковой среды большое влияние оказывает школа, где за речью детей следят педагоги. В результате ученики пытаются говорить на родном языке. Но какой бы ни была кропотливой деятельность государства и педагогов, в первую очередь родители должны обращать внимание на то, чтобы их ребенок говорил на языке своих предков даже во внешкольное время», — говорит Председатель Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмира Каримова.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nezavisimost/1939677-ob-uspehah-v-razvitii-kazahskogo-yazyka-rasskazali-v-mon-rk/

Автор: Анна Лебедева
Об успехах в развитии казахского языка рассказали в МОН РК