KZ

Чего добилась этнополитика Казахстана за 30 лет независимости

Ассамблея народа Казахстана
Фото: assembly.kz

Этнополитика и особенности конфликтологии всегда были в поле зрения у казахстанских ученых. NUR.KZ побеседовал с доктором политических наук, заведующей кафедрой Ассамблеи народа Казахстана ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Натальей Калашниковой о новых трендах современной этнополитики, уникальности АНК и специфике конфликтов в Казахстане.

- Наталья Павловна, Ассамблея народа Казахстана в прошлом году отметила свой 25-летний юбилей. Каких результатов достигла наша страна за этот период как в политике, так и в социальной жизни?

- За 25-летнюю свою историю АНК и ее структурные подразделения, которые динамично развивались, трансформировались в новый инструмент инклюзивной этнополитики, когда единство и общественное согласие становятся императивами нашей жизни, скрепами духовного обновления нации.

В канун предстоящей сессии, которая пройдет 28 апреля под девизом «30 лет единства, мира и согласия» еще больше актуализируются слова ее Председателя Елбасы Нурсултана Назарбаева, сказанные на Совете Ассамблеи народа Казахстана о значительном вкладе АНК в обеспечение и укрепления мира, национальной идентичности, роли казахского языка как объединяющего фактора – все это формирует определенный запрос на обновленную политику в сфере межэтнических отношений. Полагаю, что именно вокруг ценностных основ, скрепляющих общество, в том числе и в условиях ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, пойдет разговор на сессии, но уже с проекцией на современные реалии и приоритеты будущего развития Казахстана.

Философы древности еще до нашей эры отмечали, что единственная постоянная вещь в мире – это изменения. Данное изречение актуально и сегодня: изменения непрерывно происходят в жизни каждого человека и страны в целом. Научиться управлять ими – это важнейшее условие для самосохранения и достижения успеха. Если обратиться к науке об управлении изменениями, обществу важно не только понимать суть изменений, что во многом зависит от эффективной информационно-коммуникативной политики государства, но и от участия и вовлечения граждан в процесс практической реализации перемен, что в свою очередь напрямую зависит от каждого в отдельности и гражданского общества в целом. Сфера межэтнических отношений, определенно, должна регулироваться в соответствии с динамично идущими изменениями.

Наталья Калашникова
Фото: из личного архива Натальи Калашниковой

Тренд современной этнополитики, провозглашенный Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым - «Единство нации – в ее многообразии», основанный на преемственности курса Елбасы, позволяет обеспечивать стабильность и консолидацию общества, регулировать межэтническими процессами на основе конструктивного диалога. Возвращаясь к вашему вопросу о результатах, считаю, что сохранение общественного согласия и общенационального единства в полиэтничном обществе это и есть основной результат деятельности АНК. Ведь полиэтничность в казахстанской этнополитике исторически рассматривается как важнейшая ценность, обогащающая спектр возможностей для устойчивого развития страны. В многообразии этносов, конфессий, цивилизаций и культур – уникальный источник дальнейшего укрепления стабильности. Структурно и содержательно этнополитика наполнилась именно в канун 25-летия АНК, к 2020 году. Это объясняется динамичным развитием ее общественно значимых структур, в том числе и этнокультурного, экспертного сообщества.

- Как Вы считаете, в чем состоит уникальность казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства?

- Говоря об истоках казахстанской модели, следует подчеркнуть, что она неразрывно связана с историей формирования полиэтничного общества, созданием структур, способствующих общественному согласию и общенациональному единству. АНК, созданная по инициативе Первого Президента - Елбасы Нурсултана Назарбаева, являясь конституционным органом, обеспечивает реализацию этих приоритетов в сфере межэтнических отношений. Она развивается в контексте реализации стратегии равных возможностей для всех этнических групп и справедливого доступа этносов к управлению государством. Тем самым, закреплены равные права и обязанности всех граждан страны независимо от национальности и вероисповедания.

Изначально заложенные в модели основополагающие принципы укрепления общественного согласия, политической стабильности, казахстанского патриотизма остаются неизменными, источниками которых служит основной закон государства – Конституция. Пять основополагающих базовых принципов, на которых развивается казахстанское общество: этническое, конфессиональное, языковое многообразие является нашим главным богатством; государство целенаправленно создает все условия для развития культуры и языков этносов Казахстана; важнейшими ценностями нации являются толерантность и ответственность; консолидирующая роль в обществе принадлежит казахам; единство казахстанского народа, по сути, составляют главные концепты государственной идеологии.

Инициатива правового регулирования сферы межэтнических отношений в Казахстане также принадлежит Нурсултану Назарбаеву. Законом Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20 октября 2008 года, не имеющем аналогов в мировой законодательной практике, закреплены идеологические концепты, основанные на демократических принципах уважения прав и свобод граждан, защите общенациональных интересов, отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию. Те важные изменения и дополнения, внесенные в него с момента принятия закона, подчеркивают, что демократические и управленческие принципы сферы межэтнических отношений требуют постоянного совершенствования.

Таким образом, сформированный внутриполитический курс, несомненно, доказал мультикультурное содержание общества, гармонично сочетающее с демократическим развитием как полиэтничного и многоконфессионального государства, имеющего свои межкультурные традиции.

Логичным продолжением развития модели, укрепления национального сознания и казахстанских ценностей служат сформулированные Елбасы задачи в программных статьях: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней великой степи». Процессы, связанные с дальнейшим развитием казахстанской модели, увязаны с модернизацией общественного сознания и являются их неотъемлемой частью. В этом ключе, принятая программа «Рухани жаңғыру» имеет для этого неисчерпаемые резервы.

Сравнивая нашу модель с хрустальной пирамидой, важно, чтобы каждый хрусталик в ней отражался своими гранями, при этом сохранялся как важное звено общей конструкции.

- Независимости Казахстана в этом году исполняется 30 лет. Как Вы оцениваете на сегодняшний день развитие страны в области общественного согласия и реализацию этнополитики?

- Модель государственной этнополитики за годы независимости сформировала значительный запас прочности в казахстанском обществе. Она способствует на самом высоком уровне решать проблемы развития межэтнических отношений, для этого этнополитика развивается на государственном и общественном уровнях. Высокая динамика демографических и миграционных процессов на протяжении многих десятилетий способствовала тому, что после обретения независимости Казахстан стал одним из самых многоэтничных и поликонфессиональных государств мира, открыто демонстрируя казахстанский опыт в сфере оптимизации процессов взаимодействия разных этносов и конфессий, при этом справедливо называя имеющиеся проблемы.

Наталья Калашникова
Фото: из личного архива Натальи Калашниковой

Это явилось своевременной реакцией на кризисы идентичности в мировой политике, порожденные новыми социально-экономическими условиями, информационными и коммуникационными технологиями. Казахстан за годы независимости нашел свой подход, продемонстрировал миру свою стратегию, выработал собственную действенную модель, которая работает и развивается.

Ее основополагающие принципы и в целом этнополитика демонстрируют сегодня интеллектуальный потенциал полиэтничности в дальнейшей духовной модернизации общества, опираясь на национальную историю страны и понимание значимости формирования и укрепления казахстанской идентичности. Однако важно, чтобы дальнейшая ее модернизация проходила с активным включением этнокультурных объединений, институтов гражданского общества и государственных органов, эффективно участвуя в управлении данными процессами.

В этой связи, предложенная Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым и, внедряемая во все сферы жизнедеятельности общества концепция «Слышащего государства», направлена на конструктивный диалог, цивилизованные отношения и в сфере межэтнических отношений. Для этого принимаются конкретные меры по развитию диалога на институциональном уровне и в сфере общественных отношений. Важнейшей составляющей процесса миростроительства на всем пространстве остаются вопросы организации диалога этносов, культур, религий.

Создание условий для диалога и взаимодействия институтов гражданского общества и государственных институтов в формировании межэтнического и межконфессионального общения, толерантное отношение друг другу составляют основу достижений Казахстана, включая духовные основы единения и консолидации народа, особенно в трудные периоды потрясений, такие, к примеру, как мировые финансовые кризисы, коронавирус, природные катаклизмы и др. При этом, отличительной особенностью казахстанской этнополитики остается стремление всех этносов развивать объединительные концепты. За годы своего суверенного развития для укрепления межэтнических отношений принят ряд законодательных актов, Казахстаном ратифицировано практически свыше 180 международных документов, касающихся международных стандартов в данной сфере.

И тот факт, что впервые казахстанского дипломата Кайрата Абдрахманова избрали Верховным комиссаром по национальным меньшинствам, в крупнейшую в мире региональную организацию, занимающуюся вопросами безопасности путем сотрудничества в предотвращении конфликтов, регулировании кризисов и постконфликтном восстановлении, является стабильно развивающаяся государственная этнополитика Казахстана и его авторитет в мире.

- Как Вы считаете, существуют ли в Казахстане межэтнические конфликты? Что необходимо сделать, чтобы исключить их возникновение?

- Как свидетельствуют научные и учебные источники, этнополитика – это проявление этнического фактора в политике и в свою очередь роль политики и государства в делах этнических сообществ, управление многоэтничными государствами, обеспечение межэтнического согласия и преодоление этнополитических конфликтов. Что касается вашего вопроса, нужно знать, что природа конфликта весьма обширна, нет ни одного даже весьма благополучного и развитого общества, где бы не возникали конфликты. Эксперты определили около 20 типов конфликтов, среди которых есть и этнические и этнополитические конфликты. И задача любого общества разрабатывать превентивные системные меры по их упреждению, выявлять характерные причины, побудившие возникновение и развитие конфликтов. Здесь важны медиационные меры как на законодательном уровне, так и в сфере гражданских отношений. Среди причин конфликтов – социальный, экономический, межличностный, бытовой и другие факторы, которые порой принимаются за межэтнический.

Современный политический дискурс объясняет этнополитический конфликт как одну из форм этнических конфликтов, которая связана с политизацией этнической общности. Этнополитические конфликты представляют собой столкновение субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и ценности, связанные с достижением или перераспределением политической власти. Анализ всех конфликтных ситуаций и напряжений в Казахстане за современную историю показывает, что таких конфликтов не было.

В каждой правовой и политической системах медиация имеет свои особенности, инструменты и механизмы, статус и легитимную правовую основу. В целом медиация в Казахстане основана на Конституции РК, Законах «О медиации», «Об Ассамблее народа Казахстана» и Концепции развития АНК до 2025 года, внедрены эффективные практики медиации, в том числе такие, инициированные АНК, как общественная медиация. Разработанные ею общественные инструменты разрешения споров дали нравственный, экономический и социальный эффект. В этом году с момента принятия Закона «О медиации» прошло 10 лет, подводя некоторые итоги, следует отметить, что в казахстанском обществе не задействованы все возможные ресурсы, в том числе широкое использование национальных традиций.

В своем Послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул необходимость развития альтернативных способов разрешения споров, что позволит находить компромиссы без участия государства. Такие институты хорошо показали себя в развитых странах.

Разработка альтернативных мер предупреждения конфликтов и споров, посредством медиации, задача которая стоит перед государственными и общественными институтами. Сильное гражданское общество, развитое социально-экономическое государство, улучшение благосостояния населения и человеческого капитала, укрепление межэтнических и конфессиональных отношений, духовное развитие нации – основные факторы, способные минимизировать конфликтогенность.

- В мире происходят глобальные трансформации, появляются новые вызовы. В том числе пандемия в значительной степени повлияла на многие сферы жизнедеятельности. Какие меры необходимо предпринять, чтобы укрепить общественное согласие и что делает в этом направлении АНК?

- Условия пандемии, в которых оказалась большая часть государств мира, изменили не только сознание лидеров и правительств государств, но и сознание людей, переживающих COVID-19 и его последствия. Вначале мы все относились к профилактическим мерам поверхностно, пока, пожалуй, не увидели сколько людей в мире болеют коронавирусом, у каждого из нас есть родные, друзья, знакомые, или их близкие, кто переболел, кому мы старались оказать помощь и выразить слова сочувствия. Началась масштабная кампания по получению населением прививок.

Вместе с тем, на фоне сложившейся ситуации в сфере малого и среднего бизнеса, занятости и оплаты труда возникли определенные трудности, которые необходимо решать оперативно и системно. В этой связи, институт АНК и ее общественные структуры с первых дней объявления карантинных мер, осуществляли и сейчас проводят ряд благотворительных караванов, мероприятий по забору крови, поддержке медицинских работников, юридические сопровождения и консультаций, помощь пенсионерам в пользовании государственными услугами через мобильные приложения, поддержка семей, оказавшихся в наиболее трудной ситуации.

Безусловно, пандемия расставила свои акценты и на формат реализации этнополитики, проведение мероприятий, направленных на общественное согласие и единство. Теперь они проходят в большей степени в онлайн-режиме. Следует, пожалуй, согласиться с американским политологом Фрэнсисом Фукуямой, который в своей статье «Пандемия и политический порядок» подчеркивает, что пандемия повсюду пролила яркий свет на существующие институты, выявив их недостатки и слабые стороны. Но наряду с проблемами, кризис также показал способность правительства обеспечивать решения, используя коллективные ресурсы в этом процессе. Сохраняющееся чувство «единства вместе» укрепляет социальную солидарность и способствует развитию более щедрой социальной защиты в будущем. Это, пожалуй, и есть основная реакция на те вызовы, которые нам преподносит сегодняшняя действительность.

- Вы очень тесно взаимодействуете со студентами и, в целом, с молодежью. Как воспитать в молодежи ценности единства и патриотизма? И какую роль здесь играют кафедры АНК в ВУЗах?

- В своей программной статье «Независимость превыше всего», вышедшей в начале года, Президент Республики Казахстан акцентировал особое внимание молодежи на изучении государственного языка, его продвижении, укреплении и сохранении мира и стабильности в обществе.

Вузовская молодежь играет ключевую роль в духовном и интеллектуальном обновлении нации. Примером такой работы служит студенчество ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, продвигающее созидательный ее потенциал.

Создание и развитие молодежных крыльев АНК, дискуссионных клубов, вузовской медиации, привлечение к исследованиям молодых ученых, мониторинг инновационных тем, внедрение в образовательный и воспитательный процесс новых элективных дисциплин, направленных на укрепление патриотизма и общественного согласия с участием этнокультурного сообщества, сохранение исторической памяти – это тот круг задач, стоящих перед кафедрами АНК и РОО «Ассоциация кафедр АНК «Шаңырақ», созданные по поручению Елбасы Н.А. Назарбаева в 2013 году, на базе ЕНУ имени Л.Н. Гумилева как структурное подразделение АНК.

Объединив в своей работе 32 кафедры вузов, центров мира и согласия колледжей, в том числе и на региональном уровне, создан интеллектуальный потенциал для развития поликультурного образования и межэтнической коммуникации; воспитания у педагогов и студенческой молодежи культуры мира и общественного согласия; укрепления национальной идентичности и общенационального единства, вовлечение в реализацию объединяющих общество проектов АНК. Перезагрузка каснулась не только АНК, но и деятельности кафедр и Ассоциации АНК.

На базе ведущих вузов созданы площадки для реализации проектов, направленных на духовное единство и преемственность поколений, формирование национального сознания и укрепление казахстанского патриотизма, межвузовского и межстранового сотрудничества.

Так, с учетом имеющегося опыта, обучающий вебинар проведен в Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева на тему «Пути и механизмы внедрения императивов этнополитики Республики Казахстан в учебно-образовательный процесс вузов РК»; в Торайгыров университете - «Коммерциализация научных разработок и участие кафедр АНК и Ассоциации в реализации грантовых научно-прикладных проектов»; в региональном университете им. М. Х. Дулати «Совершенствование механизмов взаимодействия кафедр АНК с этнокультурными сообществами на примере опыта южного региона»; в Карагандинском университете имени Е.А. Букетова на тему: «Сотрудничество кафедр АНК с музеями и архивами по сохранению исторической памяти (на примере вузов Карагандинской области)», в которых прошли сертифицированное обучение по направлениям свыше 200 заведующих и профессорско-преподавательский состав кафедр АНК, представителей разных государственных органов, институтов гражданского общества.

К данным трекам проявили интерес руководители региональных органов власти, зарубежные ученые и аналитики, продемонстрировав совместные проекты в реализации и продвижении идей АНК, направленных на укрепление сферы межэтнических отношений.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nezavisimost/1908334-chego-dobilas-etnopolitika-kazahstana-za-30-let-nezavisimosti/