13 июля 2020 года – день общенационального траура в Республике Казахстан

Выйти
KZ

Как Казахстану справиться с дефицитом IT-специалистов

Рассказать в Telegram Расcказать Вконтакте

Казахстан еще в 2017 году взял курс на ускоренную цифровизацию экономики, приняв государственную программу «Цифровой Казахстан». Акцент на это неслучаен: цифровые технологии становятся все более важными для экономического развития государств на фоне Четвертой промышленной революции. Ее суть заключается в многосторонней трансформации, которая затрагивает технологии, экономику и общество.

Как Казахстану справиться с дефицитом IT-специалистов?

Фото: Pixabay.com

Этот тренд укрепляется, о чем говорят цифры. По прогнозам компании IDC, к 2023 году более 50% всех расходов в сфере информационно-коммуникационных технологий придутся именно на цифровую трансформацию и инновации. При этом исследования показывают, что цифровая экономика растет в среднем в 2,5 раза быстрее всей экономики в целом, а инвестиции в цифровые технологии опережают «не цифровые» в 6,7 раза.

Препятствием на пути Казахстана к цифровизации может стать не нехватка денег или отсутствие технологий – все это стране доступно, а дефицит кадров – квалифицированных специалистов, которые способны внедрять и развивать технологии. Что происходит в этой сфере сейчас и какие пути выхода есть?

Что происходит с IT-образованием в Казахстане?

Читайте также

Зеленая экономика в Казахстане: проблемы и перспективы

В Казахстане специалистов ИКТ-отрасли готовят 83 из 116 вузов. Всего, по озвученным 30 июня на заседании Правительства данным, учебные заведения в стране выпускают порядка 50 тысяч IT-специалистов. Всего же в этой отрасли трудятся, по данным комитета по статистике Миннацэкономики, около 151,8 тысячи человек, на предприятиях – 32,8 тысячи специалистов.

Достаточно ли этого количества выпускников для удовлетворения потребностей экономики? По данным того же комитета по статистике, в 2019 году потребность ИКТ-сферы в кадрах составляла 6 398 человек. По информации рекрутинговой платформы Headhunter, ежегодно в Казахстане есть потребность в найме не менее 1 500 сотрудников этой отрасли.

Но находят ли они работу? Возможно, есть проблемы именно с качеством подготовки IT-специалистов. Как и в большинстве отраслей, квалификация новых кадров не соответствует требованиям работодателей по навыкам и знаниям, критически нужным для работы.

В исследовании Data Science Kolesa Group говорится, что на рынке есть дефицит именно middle и senior специалистов, то есть среднего и старшего звена, которое решает комплексные задачи в аналитике данных и применении виртуальной реальности, управляет проектами и так далее. Обычно, чтобы занять senior-позицию, специалисту в нынешних реалиях рынка нужно активно трудиться в этом направлении на протяжении 3-7 лет.

Читайте также

Дуальное образование: перспективы внедрения в Казахстане

В Казахстане с этим что-то делают?

В последние годы ситуация с подготовкой кадров постепенно улучшается, в том числе и за счет создания профильных образовательных организаций. В 2019 году в столице Казахстана открылся Astana IT University, где готовят ИКТ-кадры по востребованным специальностям.

Кроме того, в прошлом году на базе технопарка Astana Hub начала работу школа программирования alem. Обучение уже проходят два потока учеников. Курсы продлятся два года, и на выходе экономика должна получить разработчиков middle и senior уровня, которые востребованы в экономике Казахстана. В апреле 2020 года на базе Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА открылась школа высоких технологий QWANT с автоматизированным обучением, которое длится шесть месяцев. В обеих школах оно проводится бесплатно.

Такая организация обучения – это мировой тренд. Например, в 2013 году во Франции была создана инновационная школа программирования «Ecole 42». За шесть лет работы она открыла представительства в более чем 20 странах мира и выпустила тысячи учеников.

Другой путь развития IT-кадров – это сотрудничество отраслевых компаний с организациями образования. Например, в России корпорации «Яндекс», «Сбербанк», Mail.ru, «Лаборатория Касперского», «Тинькофф-Банк», «2ГИС» и HeadHunter проводят бесплатные курсы и школы программирования для разных групп населения.

Читайте также

Востребованные профессии в Казахстане для девушек

Если говорить конкретнее, то Mail.ru сотрудничает с семью российскими вузами, где IT-специализацию можно получить во время обучения, «Яндекс» организовывает очное обучение по 10 разным направлениям программирования, а у «Тинькофф-Банка» есть собственная финтех-школа «Тинькофф финтех» для аналитиков и разработчиков.

Как Казахстану справиться с дефицитом IT-специалистов?

Фото: Pixabay.com

Что дальше?

В 2019 году Казахстан по Индексу человеческого развития занял 50 место среди 189 стран мира. Помимо отраслевых ИКТ-кафедр в учебных заведениях, по республике работают 1 826 кабинетов робототехники, 447 STEM-лабораторий, 1 746 IT-классов и 21 IT-центр. Уровень цифровой грамотности населения Казахстана при этом достиг 82,1%.

Чтобы двигаться дальше, в стране начнут реализацию проекта «Цифрлық білім» («Цифровое образование»), чтобы повысить и дальше повышать цифровую грамотность населения. В рамках этого проекта планируют ежегодно обучать более 400 тысяч человек.

«Проект включает три основных направления: это базовые цифровые компетенции, подготовка специализированных IT-кадров и работников других отраслей в сочетании с IT-компетенциями. В результате этого проекта будут выведены новые специалисты с глубокими IT-знаниями», - отметил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов на заседании кабмина 30 июня.

Читайте также

Гранты на обучение в Казахстане на 2018–2019

Премьер-министр страны Аскар Мамин отметил, что в рамках этой работы важно не только готовить кадры с IT-компетенциями, но и адаптировать навыки уже работающих граждан к цифровизации.

«Все казахстанцы должны уметь работать на цифровых площадках, получать электронные услуги», - подчеркнул Аскар Мамин.

Для этого Минобразования вместе с Министерством цифрового развития и акиматами регионов нужно совместными усилиями запустить масштабного проекта «Цифрлық білім». При этом Аскар Мамин обратил внимание на необходимость разработать программы по обучению цифровым навыкам, подготовке и переподготовке IT-специалистов, учитывая опыт и предложения Международного финансового центра «Астана».

Управляющий МФЦА Кайрат Келимбетов в свою очередь отметил, что успехи в развитии человеческого капитала в эпоху цифровизации могут быть достигнуты на уровне национальных инициатив, направленных на подготовку кадров не только в IT-сфере, но и смежных секторах и отраслях экономики.

«Мы предлагаем масштабировать опыт Сингапурской программы «Skills Future» («Навыки будущего»). Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА успешно адаптировало ее для подготовки специалистов финансовой индустрии», - сказал Кайрат Келимбетов.

Читайте также

Повышение зарплаты госслужащим в 2019 году в Казахстане

Ключевые моменты в этой программе – непрерывное профессиональное развитие без отрыва от производства, применение проектного подхода и активных методик обучения и прикладной характер обучающих программ. Достигается этого за счет сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений.

Крупные компании, институты развития и организации образования могли бы взаимодействовать между собой, развивая, например, корпоративное обучение. Бизнес в этом случае выигрывает от получения кадров, соответствующих его потребностям, а вузы – от обновления своих образовательных программ и прямого «контакта» с рынком, чтобы не отставать от его развития.

Здесь работу, по словам управляющего МФЦА, можно вести по двум направлениям. Так называемый «горизонтальный» вектор развития позволит повысить базовую цифровую грамотность населения, включая знания «на стыке» отраслей – это агротех, финтех, EdTech и другие. Так новые технологии могут менять традиционные на первый взгляд отрасли, повышая эффективность производства и предлагая новые для рынка услуги.

Для внедрения этой инициативы предлагается актуализировать образовательные программы школ, колледжей и вузов с внедрением проектного подхода в обучении. Это может охватить более 1 млн человек в ближайшие 5-10 лет.

Читайте также

Профессии будущего: топ-10

Чтобы правильно структурировать программы обучения, в МФЦА предложили создать «Центр развития образовательных технологических программ» совместными усилиями Минобразования, Министерства цифрового развития и МФЦА на базах уже существующих институтов холдинга «Зерде», Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА и других ведомств.

Другой – «вертикальный» вектор – предполагает создание «критической массы» квалифицированных IT-специалистов, которые могут конкурировать не только на казахстанском, но и на региональных и мировых рынках. Их число должно составить не меньше 50 тысяч специалистов к 2025 году.

Чтобы реализовать эту задачу, предлагается создать «Образовательный ИТ Альянс» с участием всех заинтересованных сторон на базе уже действующих проектов, например, Astana IT University, школы программирования «Алем», школы высоких технологий QWANT.

С такими инструментами Казахстан вполне сможет успеть за Четвертой промышленной революцией, чтобы трансформировать индустрию и экономику в целом. Конкурентоспособные кадры в IT-отрасли станут в этом одним из ключевых факторов успеха.

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах первыми!

Читайте также
Как Казахстану справиться с дефицитом IT-специалистов