Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

"Нужен баланс": Зулфухар Жолдасов об экокодексе и его влиянии на промышленность

Опубликовано:

Отныне эффективность работы департаментов экологии будут оценивать не по количеству и суммам наложенных штрафов, а по тому, насколько улучшилось качество окружающей среды в их регионе. Об экологической ситуации, изменении экологических ориентиров развития и о влиянии нового экокодекса на экономику страны в интервью NUR.KZ рассказал председатель Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Зулфухар Жолдасов. 

«Нужен баланс»: Зулфухар Жолдасов об экокодексе и его влиянии на промышленность
Зулфухар Жолдасов. Фото: Виктор Федюнин: Twitter

-Радует ли вас прогрессирующий, как во всем мире, так и в Казахстане, эко-активизм?

- Я вам скажу больше, мы активно участвуем в этом процессе, стимулируем активность учасников движения и взаимодействуем с ними. Одна из главных целей министерства экологии -  масштабное изменение экологического поведения и развитие экологического сознания общества. Наша задача – вовлечь в эту активность большие массы населения. В начале года мы провели республиканский слет активистов.  Сегодня в каждой области есть свои эко-амбассадоры – так называемые экологические послы, которые активно участвуют в решении большого спектра экологических вопросов.

Социологи говорят, что для построения экологически развитого общества необходимо привить соответствующую модель поведения у 5% населения. Этого будет достаточно для того, чтобы объединить эко-ментальностью всех людей. И начинать как всегда надо с молодого поколения. Это одна из наших глобальных целей.

- За время карантина во всем мире стали отмечать улучшение экологической обстановки. Насколько природа очистилась у нас?

- Это действительно так. К примеру, отмечается улучшение качества воздуха в Алматы, особенно в верхней части города в 1.5 и 2 раза, что связано с уменьшением транспортного потока на 80 %, ну и сокращения всей деятельности в целом, однако прослеживаются превышения отдельных загрязняющих веществ в воздухе, видно воздействие ТЭЦ и отопления в частном секторе, но в целом, конечно, есть прогресс.  Это временное очищение является неопровержимым доказательством прямого результат воздействия человеческой деятельности на природу и на нас с Вами. Мы на днях провели видеовстречу с коллегами из Минэнерго, комитетов транспорта и техрегулирования, где обсуждали, как нам улучшить качество воздуха, как убрать с дорог машины, выбросы которых не соответствуют требованиям, как усилить контроль станций техосмотра и качества топлива, вопросы газификации частного сектора, очистке выбросов ТЭЦ др.  

- Насколько критична сегодня экологическая ситуация в Казахстане?

- Эта ситуация неоднородна. Так высокий уровень загрязнения воздуха у нас традиционно наблюдается в Павлодарской, Атырауской, Карагандинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской областей, обусловлено влиянием индустрии, а в городах Алматы, Нур-Султан и Шымкент главные виновники загрязнения – автомобили и угольная энергетика и печное отопление.

- Как вы решаете эти проблемы?

 - Мы перестроили работу комитета экологического регулирования и контроля. Во-первых, мы стали максимально доступны, создали площадки для диалога с экологами от общественности и предприятий, где открыто обсуждаем имеющиеся проблемы и пути их решения. Например, нами, заключены соглашения по сокращению на 30% выбросов АрселорМиттал Темиртау, 20% выбросов Казцинка и уменьшению на 3 миллион тонн отходов КазМунайГаз. Это не останавливает нашу обычную контрольную деятельность, - мы, как и раньше выявляем и пресекаем множество нарушений, и в том числе на АрселорМиттал Темиртау, ERG, ТШО, NCOC, АНПЗ, СНПС .

Но теперь, индикатором успешной работы областных департаментов экологии является не сумма наложенных и взысканных штрафов, а только улучшение качества окружающей среды. Министерство экологии не должно ассоциироваться с фискальными или карательными органами. Наша цель – благоприятная экологическая среда и разумный баланс социальных, экологических и экономических интересов Казахстана. И мы движемся в этом направлении. 

- Тем не менее, сейчас готовится к принятию новый экологический кодекс, который многие эксперты называют документом, построенным на системе штрафов и платежей. Есть опасения, что документ может стать нагрузкой для многих промышленных предприятий.

 - Мы знаем о высказываниях по этому поводу. При разработке кодекса мы изучали мировой опыт и выезжали в страны ОЭСР.  Успешным способом улучшить экологическую ситуацию в странах послужило внедрение наилучших доступных технологий - НДТ., утвержден  перечень технологий, которые отвечают трем требованиям, - они наилучшие (оказывают наименьшее воздействие),  - они экономически эффективные, и - они уже апробированы.  До 2023 года  будут разработаны казахстанские справочники таких технологий. 

Таким путем Европа, только за 15 лет, снизила свои выбросы по основным токсичным веществам практически на 90%. Это как раз та «волшебная таблетка», которая действительно решает большие экологические проблемы. К сожалению, никаких других успешных альтернативных механизмов на сегодняшний день нет, - во всем мире нет! Конечно, процесс этот не быстрый, продолжительный, постепенный. Мы планируем, что переход на НДТ займет не менее 10 лет, с 2025 по 2035 годы.

Для предприятий в переходе на НДТ на самом деле зачастую важен не столько экологический аспект, но прямая экономическая выгода. 

В любом случае, рано или поздно, нам надо модернизировать промышленность, увеличить глубину передела и извлечения полезных веществ,  а это, к тому же будет другая, - повышенная добавленная стоимость и возросшие доходы компаний. Понимая это, в Казахстане уже есть предприятия, причем это крупные загрязнители, которые сами выходят с предложением начать внедрение НДТ раньше, они заявляют - мы не хотим дожидаться 2025 года, нам нужен механизм НДТ и экономические преференции  уже сейчас, это позволит нам на международных рынках соответствовать мировым стандартам.

- Да, но таких единицы и это скорее исключение. В большинстве своем для предприятий эти затраты непосильны – об этом говорят эксперты и представители крупной промышленности. Так, к примеру, в нефтегазовой отрасли расходы на переход на НДТ в ближайшие 10 лет могут составить 1,2 трлн. тенге. Понятно, что проект кодекса несет благую цель, но учитывались ли при его разработке риски для ключевых отраслей?

- Безусловно. Мы на протяжении двух лет, в ходе разработки кодекса, собирались с общественностью и представителей промышленности, более 40 раз и многое обсуждали.  Надо понять, что переход на НДТ не значит, - снести старый завод и построить абсолютно новый, применив самые дорогие европейские технологии! Именно так подсчитывают триллионы ожидаемых расходов некоторые представители промышленности, что является ошибочным и вводит всех в заблуждение. Обратите внимание, еще справочники НДТ не составлены с перечнем таких технологий, а горе-эксперты уже подсчитывают триллионные суммы затрат на неизвестно что! В действительности все будет с учетом реальных особенностей и возможностей нашей промышленности. На предприятиях сейчас проводится аудит для того что бы оценить состояние нашей индустрии. И справочники НДТ будут создаваться с участием самих производств.  Это будет очень взвешенный и выверенный список, составленный с глубоким вовлечением промышленности. 

Конечный ориентир – это уменьшение негативного воздействия, вредных выбросов в окружающую среду при сохранении и повышении конкурентоспособности экономики Казахстана.

На реализацию перехода к НДТ дается срок - 10 лет и к тому же, обратите внимание только за юридически подтвержденное «обещание» перехода на НДТ предприятие будет освобождено от    платы в бюджет эко-платежи и здесь можно сказать, что государство участвует совместно в финансировании НДТ.  

 - Опять же, есть мнение, что тот механизм поддержки, который сегодня предусмотрен новым законом, по сути, не покрывает будущих затрат предприятий. Например, в странах ОЭСР это налоговые льготы, кредиты по выгодным условиям. Не кажется ли вам, что у нас поддержка со стороны государства скорее номинальная? 

- Естественно, никто не говорит о том, что это будет даром, абсолютно экономически безболезненно и не затратно для производств

Например, в  Словакии  каких-либо финансовых программ или  финансовых поддержек предприятиям  не оказывалось при переходе на НДТ, были лишь точечные гранты, т.е. предприятия  были  поставлены в боле жесткие условия выживания. Хотя опыт разных стран отличается.

Мы же не противники собственной экономики и собственного производства. В кодексе написано, что любые решения должны приниматься на основе сбалансированности экономики и экологии. К сожалению, сейчас у нас в сознании превалируют интересы больше экономики, но, в конце концов, мы должны решать экологические проблемы Темиртау,  Усть-Каменогорска и других городов. С другой стороны, вы правы, - надо рассматривать вопросы поддержки для модернизации экономики, я думаю, это будет еще рассматриваться.

- Скажите, а нет ли вероятности, того, что затраты энергостанций на модернизацию отразятся в тарифах для населения, и что за это в итоге будет расплачиваться конечный потребитель?

Да, у сектора теплоэнергетики возникают такие вопросы. К сожалению 74% всех наших ТЭЦ работают на угле и на их долю приходится более 40 % всех выбросов в республике. Как правило, ТЭЦ расположены вблизи городов и прямо влияют на население. Существует общемировой рейтинг стран по индексу экологической эффективности. Печально, но Казахстан находится на 100 месте по загрязнению воздуха. Эти обстоятельства не позволяют нам вывести из внимания энергетическую отрасль. Речь идет не только об экономике, но о сохранении здоровья людей.

На самом деле модернизация и реконструкция уже заложена в тарифной стоимости. В принципе, предприятия уже на протяжении многих лет проводят частичную модернизацию, заменяют турбины, котлы, газоочистное оборудование. Но делает это в ограниченном объеме, в том числе и потому что в законах  отсутствуют стимулы для такой модернизации.

- В условиях коронавирусного кризиса, который грозит стать самым худшим за последние сто лет, уместно ли пересмотреть требования экокодекса для предприятий?

Еще в 2019 Правительством был внесен на рассмотрение в Парламент разработанный проект кодекса. Тогда, конечно, никто не мог знать о надвигающихся проблемах.  

- Сейчас документ находится в законодательном органе и решение по нему будет принимать Парламент. Самое важное в проекте кодекса – это внедрение НДТ и комплексного экологического разрешения, но эти внедрение этих норм итак запланировано с 2025 по 2035 год. Это долгосрочная перспектива, и я думаю, наша экономика восстановится гораздо быстрее. Конечно, в рамках рассмотрения кодекса все эти важные вопросы еще обсуждаемы. Сроки перехода запланированы очень длительные, и я не вижу серьезной угрозы текущего кризиса для их реализации. 

Естественно, нужно, чтобы все было сбалансированно – учесть и экономику, и экологию, а также возможности дальнейшей поддержки.  

- Что сегодня первичней - экономика или экология и как найти баланс?

- Это все равно, что спорить, – что важнее, будущее здоровье или сытость сегодня. Все важно, и должно быть сбалансированное решение, и оно будет. В любом случае, мы должны решить экологические проблемы во всех наших проблемных регионах и естественно, все интересы общества должны быть учтены – и экономика, и экология, и социальные аспекты.

Новости Казахстана. Фото и Видео. Эксклюзивы. Подпишись на нас в Telegram >>

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1852589-nuzen-balans-zulfuhar-zoldasov-ob-ekokodekse-i-ego-vlianii-na-promyslennost/

pixel