KZ

Соцопрос: На 8% вырос уровень доверия населения к госслужащим за последний год

Уровень доверия к государственным служащим за последний год повысился до 79%. Только за первое полугодие 2019 года уполномоченными по этике восстановлены права 116 заявителей, разрешены 147 конфликтов, сообщили в пресс-службе Агентства РК по делам государственной службы.

Соцопрос: На 8% вырос уровень доверия населения к госслужащим за последний год
Иллюстративное фото pixabay.com: Facebook

Сегодня ключевую роль в обеспечении этики госслужащих играют советы и уполномоченные по этике. Акцент в их деятельности полностью смещен на профилактику этических нарушений, защиту прав и интересов государственных служащих и формирование благоприятного морально-психологического климата.

«В целом, профилактические меры оказали существенное влияние на изменение в положительную сторону диспрактики, уменьшилось количество этических правонарушений по определенным направлениям. Если наблюдать динамику развития с 2015 года, то можно наблюдать, что количество этических правонарушений и проступки, дискредитирующих государственную службу значительно минимизированы: в 2015 году – 746, в 2016 – 422, в 2017 – 399, в 2018 – 353, в первое полугодие 2019 – 129», - рассказала главный консультант департамента контроля в сфере государственной службы Агентства РК по делам государственной службы РК Айнур Енсегенова.

Однако, почему же каждый день мы видим из новостных лент и читаем в социальных сетях о происшествиях, связанных с некорректным поведением государственных служащих? В 2018 году научно-исследовательским центром «Казына Аралы» совместно с ПРООН проведено социологическое исследование, согласно которому установлено, что 77% опрошенных проявляют нулевую терпимость к правонарушениям со стороны госслужащих, и более того, готовы заявить об этом в соответствующие уполномоченные органы.

«Именно благодаря активной гражданской позиции наших граждан, мы своевременно реагируем на некорректное поведение государственных служащих. То, о чем мы говорим, есть результат формирования открытого общества, когда проблемы не умалчиваются, когда все прозрачно и люди откровенно говорят о том, что их волнует. В данном контексте следует отметить, что пятая реформа в плане нации «100 конкретных шагов» нацелена на формирование подотчетного государства. Казахстан предпринимает усилия по созданию открытого правительства и выражает серьезные намерения в повышении подотчетности госорганов, что достигается путем формирования открытого электронного правительства», - отметила представитель АДГС РК.

Так, в глобальном рейтинге ООН по индексу электронного правительства по итогам 2018 года Казахстан находится на 25 строчке в списке лидирующих стран.

«Подобные положительные результаты вдохновляют на дальнейшую работу во благо населения, в том числе по линии формирования профессионального и этичного государственного аппарата. Здесь необходимо отметить, что современные этические стандарты появились не сами по себе. Это результат поэтапной эволюции. Мы одними из первых на постсоветском пространстве в 2005 году утвердили Кодекс чести госслужащих. С тех пор на госслужбе появились новые принципы и новая система отношений», - делится Айнур Енсегенова.

По ее словам, в первую очередь – это клиентоориентированность, переход на электронную форму работы, исключающие прямой контакт с людьми. Все это потребовало принятия нового Этического кодекса госслужащих, который работает более трех лет. Так, совет по этике стал органом, оказывающим настоящую практическую помощь в вопросах профилактики и предупреждения нарушений, как в деятельности служащих, так и государственных органов.

«На сегодняшний день совет по этике – это современная конструктивная диалоговая площадка, в рамках которой появляется возможность обсудить проблемные вопросы, обменяться мнениями, порой, может быть, совершенно полярными, выработать единые подходы к повышению эффективности деятельности. За истекший период советами по этике проведено 81 заседание, на которых рассмотрено 569 вопросов», - упомянула главный консультант департамента.

Советами по этике в целях координации деятельности уполномоченных по этике, взаимодействия с дисциплинарными комиссиями государственных органов, совершенствования форм и методов предупреждения коррупции выработано 1734 рекомендаций и предложений, которые на сегодняшний полностью исполнены. Как отмечается, члены советов по этике начали работать на самостоятельной основе. Они принимают активное участие в проведении профилактических мероприятий, осуществляют прием граждан и по своей инициативе поднимают различные вопросы на заседаниях советов по этике.

«К примеру, Президент страны поручил местным исполнительным органам перейти на новый формат взаимодействия с населением. Акимам поручено оперативно реагировать на запросы населения и проводить разъяснительную работу, обеспечив максимальный охват, открытость и оперативность реагирования. Однако, требования не исполняются в полном объеме акимами городов и районов. Так, во время обзвона приемных некоторых акимов районов и сельских округов установить телефонный контакт с ними не удалось. В 90% случаях секретари отказываются соединять граждан по телефону с акимом, указывая на возможность обратиться к нему только в приемные дни», - сообщила главный консультант департамента контроля в сфере государственной службы Агентства РК по делам государственной службы РК Айнур Енсегенова.

Немало нареканий вызывает неосведомленность и поведение при телефонном разговоре секретарей приемных руководителей государственных органов. Так, в отдельных государственных органах секретари не называют наименование учреждения, не владеют информацией о телефонах доверия, интернет-ресурсах, графике приема граждан, а также разговаривают с гражданами в некорректной форме.

«Более того, за нарушение требования Этического кодекса государственных служащих, выразившееся в некорректном общении с жителями села, аким сельского округа в Акмолинской области на основании решении совета по этике привлечена к дисциплинарной ответственности в виде «строгого выговора». За аналогичное нарушение, выразившееся в разговоре в неуважительной форме и с употреблением нецензурной лексики с водителем, уволен с занимаемой должности аким сельского округа Есильского района Акмолинской области», - сказала представитель департамента.

Еще одним инструментом продвижения морально-этических ценностей является институт уполномоченного по этике. Который доказал свою состоятельность. Это подтверждается более чем десятикратным ростом количества обращений в адрес уполномоченных по этике за последние три года.

«Одной из функций уполномоченного по этике является содействие по соблюдению государственными служащими установленных законами ограничений и запретов, формированию культуры взаимоотношений в коллективе, а в случаях нарушения прав и законных интересов государственных служащих принятие мер, направленных на их защиту и восстановление», - резюмировала Айнур Енсегенова.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1814172-socopros-na-8-vyros-uroven-doveria-naselenia-k-gossluzasim-za-poslednij-god.html