Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Вопрос дефицита воды в ряде казахстанских регионов обсуждается на уровне правительства

Опубликовано:

пейзаж
Фото: pixabay

Решение вопросов нехватки воды, строительства в Казахстане новых водохранилищ, а также баланса трансграничных рек и состояния крупных водных объектов на территории страны решается на высоком государственном уровне.

Реки, озера, Каспий и Арал – практически все природные водные объекты в Казахстане имеют свой набор экологических проблем. К таким выводам не первый год приходят специалисты в сфере охраны окружающей среды. Накануне министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев объехал две области – Алматинскую и Жетысу, чтобы ознакомиться с состоянием озера Балхаш, работой очистных сооружений в регионах и реальной картиной выбросов загрязняющих веществ в водоемы.

«Для улучшения экологического состояния озера Балхаш уже завершена механизированная очистка русел рек Или и Каратал. Кроме того, по проекту «Жасыл Казахстан» запланированы работы по углублению дна и очистке еще 12 водных объектов. Также будет проведен ремонт 12 каналов в бассейне озера Балхаш. Достигнуты договоренности с китайской стороной о сохранении экосистем озера Балхаш», – рассказал глава министерства.

Сериккали Брекешев сообщил, что в Алматинской области до конца года планируется реконструировать 670 оросительных каналов, поставляющих воду на поля. В результате будут вновь обеспечены поливом 12,5 тыс. гектаров орошаемых земель. Такая работа в регионе идет уже четвертый год. Инвестиции в восстановление земледелия вложил Всемирный банк. По проекту с 2018 года идут работы по реконструкции.

Также в области за счет средств Всемирного банка с 2018 года реализуется проект по реконструкции 830 км оросительных каналов в Енбекшиказахском и Балхашском районах. В целом, это позволит восстановить 18 тыс. гектаров орошаемых земель.

Разбираться с тем, кто, как и по какому праву использует реки, приходится жителям области Жетысу. Об этом местные экологи и гражданские активисты рассказали министру в Талдыкоргане. По их словам, в вопросе использования водных объектов в регионе порядка нет, каждый новый хозяин забирает столько воды, сколько считает нужным, не заботясь о балансе, чистоте и сохранении экосистемы. В результате реки мелеют, зарастают, а некоторые вообще исчезают.

Глава Минэкологии признал, культура водопользования в Казахстане низкая, рачительных хозяев, которые бы бережно и продуманно использовали водоемы, практически нет. Сериккали Брекешев пообещал, что министерство займется решением этого вопроса в ближайшее время. Как именно будут прививать культуру водопользования и учить водопользователей бережному отношению, пока сказано не было. Но владельцам рек и озер следует знать, что Казахстан уже включен Всемирным банком в список стран, где нехватка воды близка к критическому уровню.

Сериккали Брекешев подтвердил, что обеспечивать потребности хозяйств в воде для орошения, а жителей населенных пунктов – в питьевой воде уже становится сложной задачей, поскольку дефицит воды с каждым годом растет. Измерения динамики речного стока показывают, что водные ресурсы истощаются как за счет местных водоемов, так и за счет сокращения стока трансграничных рек. За 22 года средний объем речного стока в Казахстане сократился со 120 кубических километров в 2000 году до 102 кубических километров в 2022 году, а к 2030 году ожидается падение до 99,4 кубического километра.

К слову, по данным ООН, в мире уже не имеют доступа к чистой воде более 2 млрд человек, а 80% сточных вод, загрязненных людьми, выбрасывается в реки и моря вообще без очистки.

В Казахстане дефицит воды, в условиях сокращения стока рек роста водозабора на нужды населения и промышленности, прогнозируется к 2030 году в объеме 23,2 кубического километра.

О состоянии казахстанских водных объектов и мерах, которые принимаются для решения вопроса дефицита воды Сериккали Брекешев ранее говорил на брифинге в службе центральных коммуникаций (СЦК). Тогда глава Минэкологии сообщил, что указанные вопросы решаются в рамках национального проекта по развитию АПК до 2025 года, а также нацпроектов «Жасыл Казахстан» и «Сильные регионы – драйвер развития страны».

В рамках первого из национальных проектов, по словам министра, запланировано сокращение ежегодных потерь воды на 4 кубических километра к 2025 году при орошении сельхозугодий, а также на 1,3 кубического километра сократить объем забора свежей воды промышленными предприятиями.

Кроме того, глава Минэкологии обратил внимание на проблемы ирригационной сети. По данным министерства, из около 21,5 тыс. км магистральных каналов в 2020 году в неудовлетворительном состоянии находились 11,9 тыс. км, то есть, более 50%. Как заверил Сериккали Беркешев, реконструкцию каналов планируется полностью завершить к 2025 году. По его словам, из них до 2021 года уже были восстановлены 5,6 тыс. км, оставшиеся разрушенные каналы планируется реконструировать за 3-4 года. Ожидается, что, после обновления ирригационной сети, потери воды уменьшатся на 1,7 кубических километров в год.

«Также сейчас мы решаем вопрос изношенности плотин. По данным обследования гидротехнических сооружений, проведенного в 2017 году, тогда в Казахстане в аварийном состоянии было 41 водохранилище. За пять лет (до конца 2021 года) отремонтированы 16 объектов, в текущем году будут восстановлены еще шесть, а к 2025 году планируется реконструировать оставшиеся 19 водохранилищ. Это позволит сэкономить порядка 800 млн кубометров воды», – добавил министр, выступая в СЦК.

Также, по его словам, в целях выстраивания оптимального водного баланса в стране до 2025 года будут простроены девять новых водохранилищ общим объемом накопления до 1,7 кубического километра. Из этого списка запланированных гидротехнических объектов уже сдано в эксплуатацию в 2021 году водохранилище «Кенсай-Коскорган-2» в Туркестанской области.

«По остальным водохранилищам сейчас идет разработка проектной документации», – уточнил Сериккали Брекешев.

Новые контррегуляторы и накопители должны появиться в Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской и Туркестанской областях.

Кроме того, выступая в СЦК, глава Минэкологии указал благополучные и сложные в отношении дефицита воды регионы Казахстана. Самая насыщенная водными ресурсами – восточная часть страны, а вот в центре республики предсказуемо возникают проблемы с обеспечением водой, так как эта часть страны максимально удалена от крупных водоемов, а речная сеть развита слабо. От сопредельных государств и, соответственно, от стока трансграничных рек зависимы южные и западные регионы страны. И именно в них специалисты прогнозируют самый большой дефицит воды, связанный с интенсивным земледелием, жарким климатом и снижением объемов стока по рекам.

Рассматривая вопросы водного баланса, нельзя оставить без внимания самый крупный водный объект, имеющий огромное значение для Казахстана – Каспийское море. Когда речь заходит о Каспии, в первую очередь, интерес вызывает экономическая сторона вопроса – добыча углеводородов, работа казахстанских морских портов, трубопроводов и транспортных коридоров в Европу через Азербайджан, Грузию и Турцию. Но когда во главу угла ставятся вопросы получения прибыли, развития транзита и экспорта, зачастую вне пределов внимания остаются экологические проблемы Каспия, ситуация с водным балансом, биоразнообразием и сохранением уникальных экосистем.

Тем временем, программы для решения экологических проблем и восстановления объемов воды в Каспии существуют и их реализацию необходимо контролировать. Как отмечал ранее министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев, одна из таких программ выполняется соседней страной.

«В России есть большая федеральная программа по оздоровлению и сохранению реки Волги. Эта река – один из крупнейших источников пополнения Каспийского моря. Годовой сток Волги составляет около 250 млрд кубометров воды», – рассказал министр.

Еще один крупный источник воды для Каспия – река Жайык (Урал). И по этой водной артерии в последние годы возникают большие вопросы. По словам министра, годовой сток Жайыка сократился почти наполовину за несколько лет.

«Причины – это изменения климата и зарегулированность реки выше по течению на территории РФ. По нашим данным, вверх по течению реки построено очень много водохранилищ. Сейчас мы отрабатываем этот вопрос с российской стороной, на данный момент принята соответствующая «Дорожная карта», по которой запланирован ряд мер до 2024 года. В частности, будут проводиться дноуглубительные и берегоукрепительные работы, а также научные исследования русла реки, по итогам которых будут выработаны рекомендации», – пояснил глава Минэкологии.

Между тем, мониторинг показывает заметное снижение уровня воды в Каспии с 2006 года.

Экологи разных стран неоднократно поднимали тревогу, делали неутешительные прогнозы, согласно которым Каспийское море повторит судьбу Аральского, ведь за 16 лет площадь акватории сократилась на 22 тыс. квадратных километров. И это становится проблемой для всех прикаспийских государств, не только для Казахстана. Надежду вселяет факт, что в последние несколько лет уровень воды в Каспийском море стабилизировался.

Вопросы водоснабжения и водного баланса в Казахстане решаются, в том числе в рамках национального проекта «Сильные регионы – драйвер развития страны». В частности, нацпроектом установлены индикаторы до 2025 года – обеспечение 100% доступа к услугам водоснабжения в городах и сельских населенных пунктах.

Десятый общенациональный приоритет в рамках плана – сбалансированное территориальное развитие – предусматривает такие задачи, как пространственное развитие страны при сохранении ее территориальной целостности, повышение уровня урбанизации, обеспечение доступа граждан к услугам водоснабжения и повышение удовлетворенности работой местных органов власти. Кроме того, в рамках того же приоритета планируется реализация концепции «Smart City» («Умный город») и ряд мероприятий по развитию «зеленой» экономики и охране окружающей среды.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/zhanakazakhstan/1998793-vopros-defitsita-vody-v-ryade-kazahstanskih-regionov-obsuzhdaetsya-na-urovne-pravitelstva/

pixel