Кровавый исход китайских казахов в Турцию (фото)
Опубликовано:
На сегодняшний день в Турции проживает свыше 20 тысяч казахов, потомки которых в прошлом веке пострадали от притеснения со стороны китайских властей и были вынуждены эмигрировать, сообщает NUR.KZ.
В начале 30-х годов китайским наместником в Синцзяне был деспотичный и отчасти независимый от Нанкина (столица Китая в то время) деятель Шэн Шицай. Этот человек с целью упрочить свою власть в Синцзяне начал вести агрессивную миграционную политику на вверенной ему территории.
Он начинает ввозить большое количество мигрантов-ханьцев с центральной части Китая. Под их расселение начинают выделять лучшие земли, тем самым притесняя коренное население региона. В частности, пострадали уйгуры, монголы, дунгане, казахи и киргизы, которые проживали там.
В итоге многие казахские семьи начали голодать, поскольку будучи кочевым народом они вынуждены были пасти скот на землях со скудной растительностью. Также очень тяжело жилось казахам из-за непомерных налогов.
Возмущенные казахи в августе 1935 года в местечке Койсу проведя всеобщую встречу, потребовали у Шэн Шицая особого положения для восточно-туркестанцев, но это требование не было выполнено.
Тогда в 1936 году старейшины во главе авторитетного деятеля Зайипа Тайиджи в Баркуле обратились за помощью к известному в Китае армейскому генералу-мусульманину Ма Буфану, но тот хотел их использовать в своих личных политических целях. Казахи в итоге ответили отказом. Это обернулось натянутыми отношениями, которые привели к кровавой развязке в 1939 году, когда Ма Буфан приказал казнить группу переговорщиков-казахов.
Примерно в эти же годы происходит первое массовое переселение казахов из Китая. Большая партия казахских семей (около пятисот) переселяется в Монголию. Все это происходит достаточно спокойно и без кровопролития.
Еще в начале 20-го века у синцзянских казахов возникла идея перебраться через Тибет в Индию. Но эта попытка прорыва в Индию закончилась в какой-то степени трагично.
Известный в Илийском крае Боке-батыр решил провести 5 тысяч сородичей через Тибет, но был обезглавлен в Лхасе, а голова его была в 1904 году выставлена на обозрение в Урумчи. Часть уцелевших казахов вернулась обратно, а часть сумела добраться до Индии.
Уже в 1940 году 500 казахских семей во главе с Зайипом Тайиджи попытались переселиться в Индию. К ним примкнули несколько тысяч казахов из других районов Синцзяня.
Но в Тибете многочисленные тибетские племена регулярно нападали на караваны Тайиджи. В ходе этих нападений погибло около 2 тысяч казахов. Среди убитых был и сам Тайиджи.
В итоге в сентябре 1941 года до границ британской Индии добрались лишь 3039 казахов, которых после длительных переговоров британцы отправили в Ладакх. Казахскую общину возглавил Елисхан-батыр.
Но на это мучения кочевого народа не завершились. Казахские семьи были размещены в охраняемом и окружённом палаточном городке в Музаффарабаде. Ежедневно от голода и истощения в лагере погибало несколько человек.
Численность казахов в лагере не переставала падать — за год численность упала с 3 тыс. до 1,2 тыс. человек.
Лишь в 1943 году 450 казахам разрешили переехали в Бхопал. В том же году в возрасте 34 лет скончался Елисхан-батыр, возглавлявший общину казахов. Со временем казахи стали расселяться из этого лагеря по разным регионам.
В 1944 года группа казахов покинула Бхопал и переселилась в Лахор, Дели и Калькутту. Не прижившиеся в Индии казахи стали искать пути переезда из этой страны.
В посольстве Турции в Бомбее казахам было отказано в переселении — недавно вышедшая из войны страна не имела материальных возможностей для этого.
В итоге часть казахов переселилась в Пакистан, а другая часть вернулась обратно в Китай.
Но самым кровавым исходом послужило бегство казахов от коммунистов. После победной революции в 1949 году в Китае к власти пришел Мао Дзедун. Китайские коммунисты стали вести агрессивную политику на перифериях империи. Расстрелы, тюрьмы, пытки стали обычным явлением в том же Синцзяне.
Из-за этого 28 марта 1950 года примерно тысяча казахских старейшин собрались на совещание в Баркуле, на который их созвал Оспан-батыр (о нем у нас выходил отдельный материал).
В ходе совещания половина старейшин решила перебраться в Индию. Но Оспан-батыр и Жанымхан Тилеубайулы решили остаться и бороться против коммунистов до конца.
Таким образом, в 1950-м году осенью несколько тысяч казахов начали великое переселение из Синцзяня в Китай. Это был очень тяжелый путь. Ночью в степи и пустынях было холодно, днем неимоверно жарко. Питаться скоту было нечем, падало поголовье, росла смертность среди женщин, стариков и детей.
По пути следования караваны казахских семей часто подвергались нападениям со стороны диких племен и разбойных групп, хозяйничавших в то время в Тибете. Во время длительного пути столица Тибета Лхаса была занята китайскими коммунистами, целью которых стало недопущение выезда бежавших из Синцзяня.
Первой группе (несколько сотен человек) удалось незаметно обойти Лхасу и перейти границу в Пакистан. Но основная часть казахских семей была замечена пакистанскими пограничниками и им отказали в переходе. В итоге беженцы вынуждены были разместить огромный лагерь на границе с Пакистаном.
Несколько недель они жили там, пока однажды ночью вооруженные отряды китайских коммунистов не напали на лагерь.
После увиденного пакистанские пограничники дали разрешение на пересечение границы и 10 октября уцелевшие после нападения казахи перебрались в Пакистан.
Далее лишь немногим казахам, оказавшимся в Индии или Пакистане, удалось получить гражданство этих стран. Большей части беженцев пришлось искать другие варианты.
В Саудовскую Аравию решено было не ехать, потому что арабские страны были слишком непривычны для казахов. Также был отметен вариант с Тайванем (хотя там обосновалась до этого небольшая группа казахов), так как беженцы перестали на тот момент доверять китайцам.
Было предложено отправиться в США (американские власти готовы были и разместить), но старейшины боялись, в Америке казахи могли потерять этническое и религиозное самосознание. В Пакистане и Индии далее невозможно было оставаться. В итоге выбор пал на Турцию, которая была близка казахам по религии и языку.
В 1952 году Турция официально разрешила казахским беженцам из Пакистана, Индии и Саудовской Аравии на переезд. Последние группы беженцев покинули лагерь в Сринагаре в 1954 году.
Благодаря переселенцам из Синцзяня в Турции начало развиваться кожевенное производство и пошив изделий из кожи. Небольшие мануфактуры превратились в фабрики, появились первые казахские магазины и ателье. основная часть казахов в настоящее время проживает в Стамбуле, есть небольшая диаспора в Измире.
Читайте также:
18-летняя девушка объявила о продаже своей девственности за миллион евро (фото)
Мужчина шокировал весь мир способностью усыплять змею (видео)
Головкина может ожидать важная схватка в Казахстане
Как выглядят белорусские красавицы в Сети
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/world/1314942-krovavyy-iskhod-kitayskikh-kazakhov-v-tu/