Интересное на NUR.KZ. Как работается в Казахстане женщине-пилоту (фото)
Опубликовано:
Пилот самолета – профессия, в которой девушек встретишь нечасто. Во всяком случае, в нашей стране.
Однако еще каких-то двадцать лет назад с сомнением и недоверием относились к редкому тогда явлению - женщинам за рулем автомобиля, а сегодня слабый пол "седлает" более мощных железных коней – небесных.
Полина Павлова – одна из немногих (надеюсь, пока) женщин, кто поднимает в небо большую птицу. Она – второй пилот самолета в авиакомпании "Эйр Астана". О том, почему девушки выбирают самолеты, не боятся ли пассажиры женщин за штурвалом и что делают пилоты во время полета, читайте далее в интервью.
Как вы решили стать пилотом?
Были ли в семье работники авиации? Да, мой папа - пилот, он работал командиром на самолетах ЯК-40, ТУ-154, сейчас он работает в авиакомпании "Тянь-Шань" главой инспекции по безопасности полетов. Ну и брат мой младший тоже заканчивает нашу Академию (гражданской авиации – при. автора) по специальности пилот.
Почему люди выбирают ту или иную профессию?
Перебирала профессии, и мне не хотелось быть инженером-технологом или специалистом текстильной промышленности, пищевой промышленности, мне казалось, это очень скучно, и не создана я для этого. Не хочется мне каждый день ходить в офис или на завод. Присматриваясь к этой профессии, поняла – вот так я смогу.
Папа брал в детстве в самолёт?
Доводилось, тогда был еще "Аэрофлот", и по праздникам для работников устраивали обзорные экскурсии вокруг города. Я на таких экскурсиях бывала, и пассажирами мы с папой летали. Насколько трудно было освоить эту профессию? Трудности были, наверное, как у всех. Сам процесс обучения - не скажу, что он очень легкий. Но каких-то особенных сложностей, психологических проблем – такого не было.
Свой первый полет помните?
Да, помню. Мне тогда было 24 года или 25 лет. Естественно, очень сильно переживала. Мне было страшно, я боялась как меня воспримут мужчины, но инструктор оказался очень грамотным, спокойным, полет прошел нормально. Никаких стрессовых ситуаций не было, это был именно инструкторский полет. Инструктор был для меня примером - как нужно себя вести, как нужно делать. Я на него смотрела как на образец поведения.
Наверняка пришлось немало отлетать на небольших самолетах, прежде чем сесть на "Боинг"?
Мне повезло, я на маленьких самолетах летала в период учебы и практики, обучение в нашей Академии предполагало отлетать определенное количество часов на АН-2 и на "Цесна". И пока учились в Америке – только в период обучения летала на маленьких. А потом - сразу же на большую птичку. Сегодня я летаю на Боинг-757, 767. Сейчас я налетала уже 1500 часов.
Как семья относится к вашей профессии?
У меня есть супруг, деток, к сожалению, пока еще нет. Муж нормально относится, когда мы поженились, мы были уже достаточно взрослые, он знал, что я буду пилотом, для него это не стало неожиданностью. У него абсолютно земная профессия, он повар, работает су-шефом в Esentai Gourmet, у него тоже не пятидневка. Воскресенье в нашей семье тогда, когда выходной, особенно у обоих. Если это понедельник - то понедельник, если это среда - то среда. Никакой проблемы нет, чтобы один из нас пошел на работу в воскресенье, или 8 марта или в Новый Год. Кроме того, сейчас век инновационных технологий, и где бы я ни находилась, всегда есть WhatsApp, скайп, телефон и прочее. Позвонить друг другу и обсудить, как прошел день, несмотря на то, что мы находимся в разных странах – это как правило.
А знакомство ваше как-то было связано с самолетами?
Косвенно, можно сказать. Я закончила нашу Академию гражданской авиации, но в "Эйр Астану" пришла не сразу, а через программу Ab-Initio. Эта программа предполагала обучение за границей, в Америке. Там мой будущий супруг жил и работал. Он из Украины, но познакомились мы там, в США, абсолютно случайно. Так завязались отношения, и, в конце концов, мы перебрались сюда и здесь уже поженились.
Как мужчины относятся к женщине-пилоту? Нет стереотипа, что "женщине не место в кабине"?
Я пришла на работу именно вооружившись теми стереотипами, что женщины у нас не признаны, не смогут работать - были такие страхи. Но все оказалось не так страшно, мужчины абсолютно нормально воспринимают женщину в кабине, никаких неожиданностей не было. Я думаю, это потому, что, во-первых, женщины-пилоты очень часто встречаются за границей, там это не редкость, и каждый из мужчин-летчиков когда-то уже видел женщин-пилотов, женщин-инструкторов. И я так думаю, что каждый из них для себя определил, что это нормальное явление. Тем более в авиакомпании работала до меня много лет Тоты Амирова. А с пассажирами пилоты практически не контактируют, а больше бортпроводники, поэтому я не знаю, как они относятся. Но когда идешь по аэропорту, смотрят с интересом.
Еще не было случая, чтобы кто-то сказал "я сойду с этого самолета лишь потому, что им управляет женщина"?
Произошел смешной случай, когда на рейсе в Куала-Лумпур мой супруг летел со мной пассажиром. Причем он-то знал, что туда командир полетел, а обратно я управляла самолетом. И он потом рассказывал – "стою на границе, собрались пассажиры, обсуждают, и один говорит – "слушай, вот командир какой, и второй пилот у него женщина, как он справляется. И трясло так сильно по дороге, а посадил-то так хорошо". Муж говорит мне:"Так хотелось сказать, что командир руками штурвала даже не касался, что это женщина, которую вы так боитесь, так хорошо посадила".
А накрасить губы в полете не возбраняется?
Сегодня я достаточно ярко выгляжу, обычно косметикой пользуюсь слегка, и прическа скромнее, губы в полете я стараюсь не красить. Потому что в случае чего, если вдруг произойдет разгерметизация, и мы оденем кислородные маски, то кислород вступит в реакцию с жиром, который содержится в губной помаде, и можно получить ожог. Каких-то косых взглядов от того, что намазала руки кремом, вообще не бывает, потому что многие мужчины тоже делают это. Ведь воздух в самолете сухой.
Случались в вашей практике форс-мажорные, аварийные ситуации?
Бывали какие-то неожиданности, мелкие неприятности, но даже не связанные с работой пилотов – вовремя не подали трап, задержка по какой-то причине, но серьезных аварийных ситуаций, слава богу, не возникало, я надеюсь, и не будет их. Все в спокойном, штатном режиме. Было пару раз, что пассажир покурил, но такими вопросами занимаются бортпроводники. На этот случай разработана целая система: если вы покурили первый раз, вам сделали замечание, и вы извинились, вам могут дать предупреждающую карточку. А могут и не дать. А если начали пререкаться и не собираетесь останавливаться – ее обязательно дадут. Если пассажир начинает под воздействием алкоголя, как это часто бывает, наглеть, то мы вынуждены по прилету вызвать полицию, но если он буйный, мы можем приземлиться по пути следования.
Какая страна нравится больше?
Люблю летать в Европу, особенно если это связано с работой, потому что в Европе все четко, надежно, предсказуемо, все стандартно, спокойно, красиво. Там можно побродить. Мне нравится летать в Азию, особенно в теплые страны, такие как Малайзия, Таиланд, тамошний климат. Я бы даже жить там смогла. Но в плане полетов это немножко не так, как в Европе – существуют разные особенности, в том числе языковые. Опять же климатические условия. Когда мы отсюда вылетаем, здесь могут быть условия обледенения, минус 20 за бортом, а там +30. Но в принципе, мне нравится летать везде. В Астану нравится летать, потому что самое интересное в работе, как правило, взлет и посадка. Восемь часов сидеть, летя в Куала-Лумпур – тяжеловато, а в Астану – недолго, зато поработал и опыт получил.
А что делают пилоты во время восьмичасового полета?
Бдят. Не поверите, но бдят. Существует миф, что пилоты спят, или еще что-то делают. Такого нет. В каждом полете есть pilot flying и pilot monitoring. Первый – это тот, кто пилотирует самолет, а второй – это человек, который ведет радиосвязь, который смотрит за тем, что делает второй человек, и в случае чего может подсказать. У него есть свои обязанности, особенно, если то горный маршрут, поэтому работы предостаточно, на каждом пункте надо связаться с диспетчером, выполнять все его требования. Это только кажется – взлетели, кнопку нажали, и расслабились, на самом деле работы действительно много.
Профессия требует хорошей физической подготовки, занимаетесь ли спортом? Как поддерживаете форму?
Спортом я занималась раньше, это было очень давно, я занималась таэквондо, на протяжении лет восьми-девяти, и закончила это занятие в 18 лет. Вот уже девять лет прошло после этого. Теперь основные занятия спортом – это дома либо в гостиницах, в которых мы останавливаемся, там практически везде есть спортзалы, где можно позаниматься.
Как проводите свободное время?
Время между полетами называется эстафета, когда мы где-то останавливаемся. Сейчас частота рейсов достаточно плотная. Порядка пяти-семи раз в неделю. Это означает, что где-то мы находимся меньше суток. За это время нужно отоспаться, покушать и снова отоспаться. Занятия у меня весьма заурядные. Я не большой любитель ходить на экскурсии, рассматривать достопримечательности, когда я на работе. Потому что работа есть работа, даже находясь в гостинице, я чувствую какую-то ответственность. Грубо говоря, я должна удостовериться в собственной безопасности, то есть ехать непонятно куда, непонятно с кем не стоит.
И поэтому занятия такие весьма прозаичные - сходить в спортзал, может быть что-то купить и вернуться в гостиницу. А в Алматы любое свободное время хочется провести с семьей, с друзьями. Орхидеи люблю выращивать, это мое единственное хобби.
На годовщину свадьбы мы с супругом решили полетать на парапланах, но как люди неподготовленные мы летали вместе с инструктором. Вот тогда мне было очень страшно. У меня было ощущение, что я болтаюсь как сосиска, и ничего не делаю, а подо мной такая высота. Потом анализируя и пытаясь понять, почему так получилось, я пришла к выводу – я не имела никакого контроля над ситуацией. А в кабине - это как водить машину. Ты сам выбираешь, удобная ли у тебя скорость, ряд и прочее.
Часто бывают споры – хлопать или не хлопать пилотам после приземления? Что вы скажете?
Мы-то этого не слышим, на самом деле. Обычно нам бортпроводники говорят, что было так хорошо, пассажиры аплодировали. Ну это, конечно, приятно. Кто-то может промолчать, кто-то может сказать – ну было нормально. Все это индивидуально, но нам приятно, когда говорят, что салон аплодировал.
NUR.KZ благодарит за помощь в подготовке интервью авиакомпанию Air Astana
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/338453-interesnoe-na-nurkz-kak-rabotaetsya-v-kazahstane-zhenshhine-pilotu-foto/