Женщины в терроризме: почему женщины становятся частью террористических группировок
Опубликовано:

Казахстан занимает 100-е место в Индексе терроризма (GTI), что свидетельствует о низком уровне террористической деятельности в стране. Однако глобальная угроза остается высокой, затрагивая не только мужчин, но и женщин. Почему женская половина общества встает на этот путь и как ситуация в Казахстане отличается от других стран Центральной Азии, читайте в материале NUR.KZ.
Точных данных о том, сколько казахстанских женщин задействовано в террористической деятельности, к сожалению, нет. Однако, согласно отчету Исполнительного директората контртеррористического комитета Совета безопасности ООН за 2019 год, женщины в среднем составляют 10-15% членов террористических организаций. В отчете указано, что 13%, а именно 4761 человек среди тех, кто побывал в Ираке или Сирийской Арабской Республике, были женщинами.
“Сложно оценить степень вовлеченности женщин в терроризм в нашей стране. Однако достаточно вспомнить, что в иракских тюрьмах находятся шесть казахстанок за пособничество террористической организации ДАИШ. В Казахстане также действует сомнительный общественный фонд, который собирает пожертвования на их якобы освобождение, хотя такие вопросы находятся в исключительной компетенции государства. Возглавляет этот фонд женщина, ранее осужденная за разжигание религиозной розни и пропаганду терроризма. Важно отметить, что ее муж осужден за организацию серии терактов в Ташкенте в 2004 году. Он сейчас отбывает наказание в Казахстане”, — рассказал религиовед, эксперт информационно-разъяснительной группы по профилактике религиозного экстремизма и терроризма Алматы Аль-Фараби Болатжан.
Американский историк и психолог Л.Де Мос считает, что истоки современного терроризма берут начало в семейной среде, где женская половина находится в подчиненном положении. Будущие террористы воспитываются в системе, которая жестко разделяет роли мужчин и женщин, формируя у детей радикальные взгляды. В семьях большинства террористов женщины сталкиваются с крайними ограничениями. Один из ярких примеров — Афганистан, где девочкам запрещают ходить в школу, а работающая вне дома женщина рискует жизнью.
Аль-Фараби Болатжан выделяет два распространенных случая, способствующих стремлению женщин в террористическую деятельность. Он отмечает, что многие из них становятся радикалами под влиянием мужей и возлюбленных. Также нередко в ряды террористок вступают одинокие женщины, находившиеся в состоянии психологического кризиса и находящие “понимание” в религиозно-экстремистской среде.
“Как правило, в террористическую деятельность вступают необразованные женщины, рано вышедшие замуж и происходящие из неблагополучных или неполных семей. Нередко это люди, оторванные от своего культурного контекста, независимо от гендера”, — подчеркнул религиовед.
В экстремистских организациях женщины выполняют разные роли: исполнителей, идеологов и вербовщиков. Как отмечает Аль-Фараби Болатжан, в большинстве случаев их функции сводятся к удовлетворению плотских потребностей “муджахидов” (прим. ред. — борцов за веру) и продолжению потомства.
“Если мужчина погибает, то его овдовевшую жену стараются как можно скорее выдать “замуж” за другого “брата”. Есть и примеры, когда женщин используют в качестве смертниц, но их меньше по сравнению с мужчинами-смертниками”, — поделился религиовед.
В своем исследовании “Женщины и терроризм” кандидат исторических наук Наталья Гришина отмечает, что шри-ланкийская группировка “Тигры освобождения Тамил Илама” обладает наибольшим опытом в сфере использования террористов-смертников. "Согласно исследованиям, на их счету более 200 успешных террористических акций с участием смертников, из которых более 35% исполнителей были женщинами”, — пишется в документе.
По мнению Аль-Фараби Болатжана, женщины осознанно вступают в террористическую деятельность, однако среди них есть и жертвы.
“Нельзя все сводить к одной крайности: есть и жертвы, и те, кто сознательно выбирает этот пусть. Некоторые женщины, боясь распада семьи, подчиняются своим мужьям-террористам. А есть и те, кто принимает это решение добровольно”, — отмечает эксперт.
По данным исследования института экономики и мира (IEP), в Центральной Азии к странам с очень низким риском терроризма, помимо Казахстана, вошли Кыргызстан и Туркменистан. В то же время Узбекистан занял 90-е место, а Таджикистан – 70-е.
Эксперт Аль-Фараби Болатжан подчеркнул, что ситуация с терроризмом в Казахстане отличается от других стран Центральной Азии, но не кардинально.
“В Узбекистане после деятельности Исламского движения Узбекистана (запрещенного в Казахстане), а в Таджикистане после Партии исламского возрождения власти стали более жестче реагировать на любые деструктивные проявления. Существенно больше таджиков и узбеков, включая женщин, уехали и присоединились к террористическим организациям, в отличие от казахов. В Казахстане политика в этом вопросе чуть мягче, поскольку мы не проходили таких сильных потрясений, как наши соседние страны. Однако важно не допустить подобного сценария и всегда держать ситуацию под контролем.
В Кыргызстане ситуация опасная, потому что действует экстремистская организация “Таблиги Джамаат”. Там радикализм выражен сильнее, чем у нас. Сейчас власти предпринимают попытки усилить меры противодействия религиозным группировкам. Но “Таблиги Джамаат” и другие экстремистские организации продолжают действовать официально и чувствуют себя достаточно свободно. О ситуации в Туркменистане судить сложно, так как это закрытая страна. Поэтому мы не знаем о людях, присоединившихся к террористическим организациям. Возможно, они есть, но их значительно меньше по сравнению с другими странами”, — поделился мнением он.
Согласно отчету института экономики и мира, терроризм по-прежнему остается одной из самых серьезных глобальных угроз. В 2023 году в Евразии произошло 18 терактов, унесших жизни 199 человек. Это рекордный показатель с 2010 года. Наибольший уровень террористической угрозы зафиксирован в Буркина-Фасо, Пакистане и Сирии.
Религиовед и эксперт информационно-разъяснительной группы по профилактике религиозного экстремизма и терроризма Алматы Аль-Фараби Болатжан подчеркнул, что пока идет распространение террористической идеологии, риск появления террористов будет высоким, независимо от гендерной принадлежности.
Напомним, что в прошлом году подразделения Министерства внутренних дел по противодействию экстремизму раскрыли 85 преступлений, связанных с разжиганием религиозной и национальной розни, пропагандой терроризма и участием в экстремистских организациях. По итогам расследований к уголовной ответственности привлекли 44 человека.
Кроме того, за нарушения в сфере религиозных отношений и распространение запрещенных материалов к административной ответственности привлекли около 400 человек.
Особое внимание уделили защите объектов, подверженных риску террористических угроз. В течение года проверили уровень безопасности на 9930 объектах, в результате чего выдали 3581 предписание об устранении нарушений и составили 1244 административных протокола.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2231831-zhenshchiny-v-terrorizme-pochemu-zhenshchiny-stanovyatsya-chastyu-terroristicheskih-gruppirovok/