Правительство Казахстана вступает в электронный бой с тенью
Опубликовано:
Министерство финансов Казахстана рассчитывает на то, что внедрение в стране системы контрольно-кассовых машин с возможностью передачи данных в режиме онлайн, а также системы маркировки товаров позволят снизить долю тени в экономике, которая сейчас оценивается в 30%, заявил 8 августа на брифинге в правительстве первый вице-министр этого ведомства Берик Шолпанкулов.
Данная система в течение трех последних лет выстраивалась телекоммуникационным оператором – АО «Казахтелеком», и в настоящий момент возможности именно этой компании становятся основным драйвером борьбы государства с укрытием от уплаты налогов.
По словам Берика Шолпанкулова, основным теневым сектором в Казахстане на сегодня остается торговля, и главной задачей фискальных органов является выстраивание онлайн-мониторинга от стадий производства и импорта товаров до приобретения им потребителями. Это даст прозрачность вопросов перемещения и ценообразования товаров, позволив снизить уровень теневой экономики, которая сейчас занимает около трети рынка.
«В Казахстане нужно проводить онлайн-мониторинг любой выпускаемой либо импортируемой продукции, вплоть до попадания ее в руки конечного потребителя. Будем проводить полноценный мониторинг движения всех товаров. Мы рассчитываем, что такой шаг поможет обеспечить прозрачность и снизить уровень теневой экономики», - заявил первый вице-министр.
Это политическое решение должно сопровождаться решениями техническими, и на данный момент полным сопровождением данной идеи в стране занимается АО «Казахтелеком», которое с 2015 года является оператором фискальных данных. И за три с лишним три года этого операторства компания уже сумела создать эффективную систему учета фискальных данных, сосредоточившись на центрах высокой экономической активности в стране.
В самой компании считают, что повсеместное внедрение контрольно-кассовых машин (ККМ), выдающих фискальную информацию в режиме реального времени, важен с точки зрения развития экономики страны. Поскольку этот проект позволит обеспечить равные и справедливые условия деятельности всем казахстанским предпринимателям.
«Мы действительно рады выполнять эту важную социальную функцию по увеличению прозрачности экономики. Мы уверены, что проект «Онлайн-ККМ» позволит создать то, чего на нашем рынке не хватает: единые и прозрачные правила игры для всех игроков с точки зрения налогообложения. Мы считаем, что развитие малого и среднего бизнеса сейчас сдерживается не высокими налогами, а как раз отсутствием этих единых правил, по которым бы играли все: сейчас кто-то платит налоги, а кто-то их не платит, и мы как социально ответственная компания рады участвовать в установлении этих равных условий для бизнеса», - говорит управляющий директор по развитию B2B продуктов АО «Казахтелеком» Леонид Муравьев.
На сегодня более 81% подключений контрольно-кассовых машин (ККМ) приходится на города страны, 72% из них – на областные центры и города Нур-Султан и Алматы. Всего сейчас в Казахстане действует 603 тыс. ККМ, из которых более половины было подключено именно после утверждения «Казахтелекома» в роли оператора фискальных данных, и больше половины из них (311 тыс.) способны работать в онлайн-режиме.
Возможность получать информацию в режиме реального времени в массовом масштабе налоговики получили именно после прихода телекоммуникационного оператора в эту сферу: если в первый год операторства «Казахтелекома» только четверть контрольно-кассовых аппаратов имели функцию онлайн-передачи данных, то в 2018 году доля таких аппаратов среди вновь установленных машин выросла до 92%. При этом оставшаяся часть ККМ вполне может быть «прошита» и подключена к системе работы в режиме реального времени при помощи оператора.
Многие апеллируют к стоимости приобретения этих аппаратов, называя ее дополнительной нагрузкой на бизнес, однако «Казахтелеком» работает над снижением цены участия бизнеса в этой системе. В настоящее время одна контрольно-кассовая машина стоит 78 тыс. тенге, что достаточно дорого для малого и среднего бизнеса с точки зрения единовременного платежа, но компания обеспечивает доступность этих машин с помощью финансового продукта «Аренда ККМ», когда бизнес может приобрести аппарат в рассрочку, оплачивая и само устройство, и его обслуживание в системе за счет ежемесячного платежа в размере менее 5 тыс. тенге в месяц.
Кроме этого, оператор фискальных данных активно развивает онлайн-кассы – мобильные приложения, которые работают в браузере с компьютера, смартфона или планшета с доступом в Интернет, и способны заменить любой физический кассовый аппарат. При этом они намного дешевле его.
Но все эти нововведения будут бессмысленны, если под них не создается надежный шлюз по передаче данных в режиме реального времени: в настоящее время обеспечить такую возможность практически по всей стране может только «Казахтелеком». Который, напомним, продолжает строительство волоконно-оптический линий связи в Казахстане. И к следующему году намерен подключить к фискальной системе более 1 млн. 256 тыс. онлайн-касс всех видов экономической деятельности и налоговых режимов.
Это может дать множество выгод как для государства, так и для бизнеса: создание «Казахтелекомом» современной автоматизированной системы полного учета выручки и контроля за применением контрольно-кассовых машин приведет к сокращению объема теневого оборота наличности, что в итоге приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет.
Стоит отметить еще один плюс для государства: работа кассовых машин в едином пространстве, созданном оператором фискальных данных, позволит ему сформировать еще и единую номенклатуру товаров в стране. Речь идет о системе, которая позволит государству в режиме реального времени получать информацию о ценах на товары и услуги и ониторить их уровень в разных регионах для своевременного принятия решений по сдерживанию инфляции как на республиканском уровне, так и в каждой отдельно взятой области.
Одновременно обязательная установка контрольно-кассовой техники снизит количество налоговых проверок, помимо этого, при использовании онлайн-ККМ, владелец бизнеса может отслеживать динамику ежедневных поступлений и при необходимости быстро принимать меры по улучшению ситуации на своем предприятии – это несомненные плюсы, которые создаваемая «Казахтелекомом» система предоставляет бизнесу.
Есть немаловажный плюс и для потребителя: при внедрении такой системы при потере или порче чека он получит возможность вернуть или обменять товар ненадлежащего качества. Благодаря тому, что все сведения о каждой торговой операции будут сохранены в фискальном накопителе и изменить или удалить их оттуда станет невозможно.
Положительные результаты этой деятельности в сфере фискальных данных были очевидны уже к 2017 году: тогда сумма собираемых налогов в 11 видах торговой деятельности, где использование ККМ является обязательным, выросла на 22%, с 81 млрд тенге до 100 млрд тенге, а количество зарегистрированных в этих сферах налогоплательщиков выросло на 6%. Причем по объемам налоговых поступлений в бюджет в эти три года неизменно лидировали те регионы, в которых «Казахтелеком» был обеспечен наибольший охват ККМ – Алматы и Нур-Султан.
Что касается дальнейших ожиданий, то предполагается, что фискальный эффект от внедрения новой системы выразится в приросте поступлений в 9% или 85 млрд. тенге в год, дополнительный эффект от увеличения результативности налогового мониторинга составит 14% или 128 млрд. тенге ежегодно и, наконец, эффект от гражданского контроля, который обеспечивается в Казахстане акциями «Требуй чек-выиграй приз», составит 18% или 173 млрд тенге в год.
Напомним, что в этом году данная акция также была проведена АО «Казахтелеком» - и в ходе нее было разыграно 100 айфонов, которые в последующем обернутся для бюджета сотнями миллиардов тенге. Акция стартовала в Казахстане пять лет назад, суть ее достаточно проста: победители в розыгрышах определяются по методу случайного выбора чека, и чем больше отправлено чеков от одного человека, тем больше у участника шансов выиграть приз. Таким образом казахстанских покупателей стимулируют к тому, чтобы при покупке того или иного товара обязательно требовать чек у продавца, гарантируя тем самым уплату налогов с продажи.
По данным приложения «Тандау», общее количество участников акции в этом году приблизилось к 20 тыс. человек за 100 дней ее проведения, в среднем свои чеки присылало по 1,5 тыс. человек в день. Это достаточно большая активность: в прошлом году за полгода проведения аналогичного розыгрыша в нем приняло участие порядка 30 тыс. человек. Так что «Казахтелеком» становится основным участником «электронного боя» с теневой экономикой со стороны государства.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1810181-pravitelstvo-kazahstana-vstupaet-v-elektronnyj-boj-s-tenu/
В случае, если ваш никнейм не соответствует требованиям правил, пожалуйста, измените его до 4 октября. В противном случае, он будет заменен автоматически.