"Словно кто-то подтолкнул": Талгат Мусабаев оказался в открытом космосе без страховки

Казахстанский космонавт Талгат Мусабаев дал откровенное интервью к 25-летию первого полета на орбиту. По его словам, жизнь космонавта во время выхода в открытый космос отделена от загробного мира только оболочкой скафандра, малейшая неполадка в скафандре – и тебя нет, передает Sputnik Казахстан.

Фото: sputniknews.kz: UGC

Первый полет в космос Мусабаева состоялся 1 июля 1994 года в 12:24. Корабль "Союз ТМ-19" стартовал с космодрома "Байконур". Вместе с Мусабаевым в полет отправился Юрий Маленченко. Для обоих полет был первым, первым он был и для независимого Казахстана. Мусабаев стал первым казахом, кто вышел в открытый космос.

Летал в космос он трижды, в космосе он пробыл 341 сутки, 9 часов и 46 минут. Каждый раз при возвращении с орбиты его встречал Назарбаев лично. Мусабаев отмечает, что ни один президент не встречал "своего" космонавта, кроме Назарбаева.

По словам Талгата Мусабаева, в первый полет в космос решено было взять флаг, герб, землю, Конституцию нашей независимой страны, а также Коран. Космонавт отмечает, что ему, в отличие от Тохтара Аубакирова, удалось полететь не просто как космонавт-исследователь, а как профессиональный космонавт.

При этом дважды он летал командиром в международных экипажах, а во время первого полета совершил сразу два выхода в открытый космос, проведя там 11 часов 7 минут. За все три полета общее время составило 43 часа 46 минут.

Он принимал участие в восстановлении работоспособности космической станции "МИР" после страшной аварии.

К слову, выходить в открытый космос разрешено не всем, говорит он. Кто выйдет в открытый космос, решает госкомиссия страны, которая запускает космонавтов. В итоге только 15% от общего количество космонавтов могут оказаться в открытом космосе.

Кроме того, нужно иметь определенные данные и пройти длительную подготовку, иметь знания и физические возможности. По словам Мусабаева, за один выход в открытый космос теряется 3-5 кг веса, так как человек в течение 8 часов не ест и не пьет, а также работает в условиях стресса.

Фото: sputniknews.kz: Depositphotos

Потому важна стрессоустойчивость, психологическая подготовка. Готовят космонавтов в Звездном городке, а также в Хьюстоне, в центре имени Л. Джонсона, и в Европейском космическом агентстве. Конечная стадия подготовки - гидробассейн, который создает псевдоневесомость и обеспечивает нулевую плавучесть. Кроме того, надо уметь работать на тех конструкциях, которые будут в космосе.

Скафандр похож на космический корабль, только без двигателя. Там есть все, что нужно жизнеобеспечения человека. Скафандр не надевают - в него входят как в шкаф и закрывают.

По рассказу космонавта, на полет выпали внештатные ситуации. Так, Мусабаев рассказал, что работал в скафандрах, которые не имеют тросов, цепляющихся к станции, а были лишь карабины, с помощью которых нужно было цепляться за какое-нибудь приспособление на станции.

Возникла ситуация, когда между двумя модульными конструкциями было расстояние в два метра. При этом нужно было отцепиться от одной точки, перелететь и зацепиться за другую.

Фото: sputniknews.kz: Getty Images

В момент перелета космонавт заметил, что трос не был закреплен и космонавт никак не прицеплен к станции, практически он находился в открытом космосе без каких-либо креплений. Однако он успел зацепиться к новой конструкции. Сам Мусабаев вспоминает, что его словно кто-то подтолкнул.

По словам Мусаабева, его поразило, насколько маленькая Земля, он признается, что боялся раздавить муравья, когда вернулся. Также он отметил, что имел возможность сравнить как выглядит Земля в разные годы - 1994, 1998 и 2001. По словам космонавта, происходит загрязнение.

Позже Талгат Мусабаев стал сенатором. В сенате, говорит он, вносятся поправки в области аэрокосмической деятельности, авиации и обороны.

Мусабаев отметил, что скучает по космосу.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1802427-slovno-kto-to-podtolknul-talgat-musabaev-okazalsa-v-otkrytom-kosmose-bez-strahovki/