Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Сколько зарабатывают авторы школьных учебников?

Опубликовано:

Глава Минобразования призвал усилить контроль за качеством учебников. Эксперты и педагоги заявляют о готовности создавать необходимые пособия при условии достойной оплаты своего труда.

Необходимо в кратчайшие сроки создать в стране действенную правовую базу для развития учебного книгоиздания, заявил 25 октября министр образования и науки Бакытжан Жумагулов на республиканском совещании в Алматы.

По его мнению, следует усилить требования к разработчикам, авторам, экспертам, издателям и полиграфистам по качеству учебников, но при этом и создать все условия для их полноценной работы. Необходимо также пересмотреть систему материального стимулирования лиц, причастных к созданию учебников, сказал министр.Это заявление прозвучало на фоне участившихся претензий к отечественной учебной литературе. Казахстанские эксперты согласились с оценкой министра, однако заметили – проблема не нова. Вопросы к качеству учебников впервые появились в начале 2000-х, когда все права на их разработку и издание передали частным издательствам.

Вопросы к качеству учебников впервые появились в начале 2000-х, когда все права на их разработку и издание передали частным издательствам

До этого заказчиком было Министерство образования, и оно несло ответственность за качество отечественного учебно-издательского продукта.

"Сегодня госзаказ – это только комплексы для 12-летней системы образования. Частные издательства самостоятельно формируют авторские группы. Они не справляются с разработкой, поэтому появилось много некачественных учебников", – рассказывает "&" директор РГКП "Республиканский научно-практический центр "Учебник" Алма Абылкасымова.

По ее мнению, именно авторы несут ответственность за некондиционные учебники. Уровень знаний и мышление детей сейчас меняются быстро, и не все создатели учебных пособий улавливают специфику современных требований.

"В век информатизации надо больше направленной информации подавать детям. Для этого нужно изначально предъявлять соответствующие требования к издателям, разработчикам и авторам. Школа – это не полигон для экспериментов. Авторам нужно давать четкие учебные программы, чтобы в соответствии с ними они писали учебники. Можно даже не писать учебники заново, а просто довести до ума старые", – считает г-жа Абылкасымова.

Еще одной ответственной стороной в вопросе подготовки школьной литературы специалисты назвали экспертные группы и комиссии. Их обязанность – объективно оценивать качество создаваемых учебников.

"Авторы и экспертные группы должны не просто отработать деньги, выигранные на тендере, а создать действительно качественные учебники. Проблема в том, что учебник создают один-два автора, а экспертная группа и Минобразования получают уже готовый продукт. Здесь обязателен комплексный подход, когда одна голова хорошо, а много – лучше", – говорит "&" мажилисмен Бахыт Сыздыкова.

Кроме того, по ее мнению, к созданию учебников надо привлекать не только теоретиков, но и учителей-практиков, которым предстоит непосредственно работать по этим пособиям.Что касается заявления министра о необходимости создания условий для полноценной работы лиц, причастных к созданию учебников, то, по словам самих авторов, сегодня такие условия отсутствуют напрочь. Раньше педагогам, которые писали учебную литературу, полагался творческий отпуск с сохранением зарплаты и достойное вознаграждение от государства. Сейчас, когда госзаказа практически не существует, разработчики лишены стимула создавать учебные пособия.

К созданию учебников надо привлекать не только теоретиков, но и учителей-практиков, которым предстоит непосредственно работать по этим пособиям

Кандидат филологических наук, доцент Серикзат Дюсенгазин рассказывает, что по заказу университета писал учебник на казахском языке.

Работал над ним семь лет, по вечерам, совмещая это с преподавательской деятельностью. Учебник выпустили только в 100 экземплярах, хотя книга оказалась востребованной. Гонорар же ученого, который ему выплатил университет, был равен окладу. "Учебников нет, потому что никто не хочет писать.

Ученые с удовольствием создавали бы учебники и делали бы это тщательнее, если бы государство достойно оплачивало этот труд. Когда для авторов будут созданы благоприятные условия, только тогда можно будет говорить о качестве", – считает г-н Дюсенгазин.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/166958-skolko-zarabatyvayut-avtory-shkolnyh-uchebnikov/

pixel