Чем Ерболат Досаев запомнился на посту главы Нацбанка

Опубликовано:

Ерболат Досаев
Ерболат Досаев. Фото: NUR.KZ / Владимир Третьяков

Ерболат Досаев стал председателем Национального Банка Казахстана в феврале 2019 года, сменив на этой должности Данияра Акишева. Всего Ерболат Досаев проработал в главном банке страны почти 3 года. Предлагаем восстановить хронологию его работы и вспомить, что сделано при его руководстве в Нацбанке.

Произошла реорганизация Национального Банка

По поручению Главы государства с 1 января 2020 года Национальный Банк передал свой мандат по регулированию финансового рынка в новый независимый орган – Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. Это было сделано, «для создания конкурентоспособного и сильного финансового сектора, повышения эффективности работы финансовых организаций».

Спустя почти 30 лет и несколько неудачных попыток Национальный Банк все-таки переехал в столицу. Досаев совершил исторический переезд, при этом агентство осталось в Алматы и город сохранил за собой статус финансового центра страны.

Первая тотальная проверка банков

1 августа 2019 года Нацбанк впервые в истории страны начал полную проверку (AQR) 14 крупнейших казахстанских банков, занимавщих около 87% активов сектора и 90% от общего ссудного портфеля банков. В результате Национальный Банк получил максимально полную и объективную оценку состояния банков страны.

С каждым банком второго уровня, прошедшим AQR, были подписаны индивидуальные планы развития на предстоящие несколько лет. Оценка качества активов стала заключительным этапом принятой в 2017 году программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора страны.

Поддержка экономики во время пандемии коронавируса

В период пандемии Нацбанк активно участвовал в реализации антикризисных инициатив Главы государства и выделил 2,3 трлн тенге из общего пакета 6,3 трлн тенге (экивалентно 9% ВВП) на поддержку экономики. Благодаря этому в период пика пандемии удалось избежать глубокого кризиса.

После восстановления экономики Нацбанк постепенно выходит из льготных программ кредитования для повышения эффективности денежно-кредитной политики. Адаптивная денежно-кредитная политика позволила быстро вывести экономику на допандемический уровень.

В январе 2021 года создан Комитет по денежно-кредитной политике

В компетенцию Комитета по денежно-кредитной политике входит в том числе принятие решений по базовой ставке. В среднесрочной перспективе в комитет войдут независимые члены, обладающие специализацией и обширным опытом в макроэкономике и монетарной политике.

Создание комитета соответствует лучшей практике стран, таргетирующих инфляцию, и позволяет повысить эффективность и транспарентность принимаемых решений по денежно-кредитной политике.

С момента своего создания комитет принял 9 решений по базовой ставке.

Разработана и утверждена Стратегия денежно-кредитной политики до 2030 года

По поручению Главы государства совместно с международными финансовыми институтами в лице МВФ, Всемирного Банка, ЕБРР и местными экспертами в течение 2020-2021 годов была подготовлена и утверждена 5 марта 2021 года Стратегия ДКП до 2030 года.

Главным приоритетом стратегии определено повышение координации макроэкономической политики в целях дальнейшего повышения эффективности монетарной политики.

В стратегии сформировано видение на длительный горизонт, проанализирован опыт перехода на инфляционное таргетирование как в Казахстане, так и других странах, а также рассмотрены текущие барьеры, которые ограничивают эффективность трансмиссионного механизма.

Разработано бюджетное правило для обеспечения сохранности активов Нацфонда

С 1 января 2022 года в Казахстане заработало контрцикличное бюджетное правило. Его начнут применять при формировании бюджета на 2023-2025 и последующие годы.

Бюджетное правило – это своего рода предохранительный алгоритм, направленный на то, чтобы защитить бюджет страны от колебаний цен на важные экспортные статьи доходов, такие как нефть и газ.

Другими словами, бюджетное правило не позволит наращивать изъятия из Национального фонда, даже когда будет расти объем добычи.

Рекордный рост рыночных инвесторов и увеличение инвестиций

По итогам 2021 года объем размещений ГЦБ в секторе 1-5 лет составил 1,3 трлн тенге по номиналу. В результате доля участия рыночных инвесторов в лице банков второго уровня, брокерских и страховых компаний на размещениях ГЦБ в 2021 году выросла до 69,2% по сравнению с 32,7% в 2020 году, что положительно отразилось на формировании рыночной кривой доходности и уровне ликвидности рынка ГЦБ, в целом. Кроме того, значительно выросли инвестиции международных инвесторов в ГЦБ и по состоянию на 31.12.2021г. составили 384 млрд тенге.

В июле 2021 года JPMorgan выпустили обзор по управлению индексами JPMorgan (Index Governance Consultation), в котором ГЦБ были помещены на «радар» для включения в индекс GBI-EM. Среди сильных сторон рынка ГЦБ администратор индекса выделил рост инвестиций нерезидентов, доступность локальных ГЦБ через Clearstream, а также отсутствие ограничения для иностранных инвесторов на вторичном рынке ценных бумаг и на валютном рынке.

Доходность Нацфонда и ЕНПФ оставалась положительной

С 2019 года начата работа по увеличению доли более доходных классов активов в Нацфонде, что позволило достичь 10,75 млрд долларов США инвестдохода за последние 3 года. Доходность в последние годы сложилась положительной и составила в 2021 году 4,2%, в 2020 году – 7,57%, в 2019 году – 7,42%.

В ноябре 2021 года благодаря совместной работе Национального Банка и Правительства на основании решения суда Бельгии были полностью разблокированы активы Нацфонда на счетах в BNY Mellon на сумму около 536 млн долларов США.

Доходность пенсионных активов ЕНПФ за последние 3 года превысила инфляцию и составила в 2021 году – 11,1%, в 2020 году – 10,9%, в 2019 году – 6,6% при накопленной инфляции в размере 8,4%, 7,5% и 5,4%, соответственно.

За период с 2019 по 2021 годы объем валютного портфеля пенсионных активов во внешнем управлении увеличен с 220 млн долларов США до 2,87 млрд долларов США или до 10,6% от объема пенсионных активов ЕНПФ.

Укреплена финансовая стабильность

Значительно укреплена стабильность финансовой системы. Принят комплекс мер по повышению устойчивости банковской системы, проведена независимая оценка качества активов (AQR), надзорное стресс-тестирование банков.

Оперативность и масштаб принятых антикризисных мер позволили сдержать аккумулирование рисков и не допустить реализации системных рисков в финансовом секторе страны.

Усилено регулирование и мониторинг рынка потребительских кредитов, а также с 1 января 2020 года введено регулирование микрофинансовых организаций. Оказана поддержка путем разового списания проблемных займов социально уязвимых слоев населения.

Осуществлен переход на онлайн выплаты гарантийного возмещения депозитов вкладчикам ликвидируемых банков, значительно сокращены сроки выплат. Повышена гарантия по тенговым сберегательным вкладам до 20 млн тенге.

Стремильное развитие финтеха

Запущен сервис удаленной идентификации клиентов, осуществлен 100% перевод на онлайн-сбор отчетности всех субъектов финансового рынка, за счет интеграции систем банков и госорганов ускорено оказание госуслуг и внедрен автоматический учет налоговых платежей.

В рамках программы развития национальной платежной системы до 2025 года, в 2021 году запущены в пилотном режиме основные компоненты Национальной платежной системы с разработкой и тестированием платформы Межбанковской системы платежных карточек.

На базе Системы мгновенных платежей, интегрированной с системами 4-х участников финансового рынка, осуществлен запуск цифрового социального кошелька, действуют сервисы переводов по номеру телефона (P2P-переводы) и QR-коду.

Для изучения возможности внедрения цифровой валюты Национальный Банк вошел в международную рабочую группу R3 CBDC Working Group (в составе 28 Центральных банков).

Начаты работы над цифровым тенге

В 2021 году инициирован пилотный проект по внедрению Цифрового тенге (Digital Tenge). Граждане получат возможность безналичной оплаты в режиме оффлайн, а рынок возможность создавать новые инновационные сервисы благодаря технологии смарт-контрактов.

В настоящее время завершена разработка прототипа платформы цифрового тенге, проведена серия обсуждений с участниками рынка и международными организациями, промежуточные результаты пилотного проекта презентованы на IX Конгрессе Финансистов Казахстана. По результатам пилотного проекта по внедрению цифрового тенге опубликован итоговый доклад (White paper).

Национальный Банк до 1 июля 2022 года разработает модель принятия решения о внедрении цифрового тенге с оценкой выгод и издержек. В декабре 2022 года будет выработано итоговое решение о необходимости внедрения цифрового тенге.

Открыт Центр технической помощи МВФ в Алматы

В 2020 году председателем Национального Банка Е. Досаевым и директором-распорядителем МВФ К. Георгиевой было подписано письмо о договоренности по открытию первого в регионе Центральной Азии и Кавказа Центра технической помощи МВФ в г. Алматы.

Центр стал новейшим дополнением сети МВФ, состоящей из 17-ти аналогичных центров, призванных развивать потенциал государственных структур государств-членов МВФ.

Центр, успешно начав свою работу в 2021 году, стал ключевым центром планирования, координации и реализации деятельности МВФ по развитию потенциала в регионе.

11 августа 2021 года международное рейтинговое агентство Moody’s повысило рейтинг Казахстана до уровня «Baa2» с прогнозом «стабильный».

Агентство положительно отметило проводимую макроэкономическую политику в стране, в частности, политику Национального Банка по инфляционному таргетированию и режиму плавающего обменного курса, которые способствовали макроэкономической и внешней устойчивости Казахстана.

С 12 июня 2021 года в стране введен бессрочный период обмена банкнот, вышедших из обращения.

После выхода из обращения той или иной банкноты в течение 3 лет ее можно будет обменять как в филиалах Национального банка, так и в отделениях всех банков и офисах АО «Казпочта». Территориальные филиалы Нацбанка принимают банкноты без ограничений по срокам.

Стоит отметить, что Нацбанк достаточно оперативно и слаженно действовал во время ЧП: быстро наполнил банкоматы наличностью, участвовал в работе по работе банковских приложений без интернета, для поддержания ликвидности банковской системы операции по предоставлению тенговой ликвидности через операции репо на Казахстанской фондовой бирже проводятся в неограниченном объеме, в короткие сроки возобновил торги на валютной площадке Казахстанской фондовой биржи и проведение международных платежей и переводов, принял меры для пресечения вывода капитала за рубеж.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/power/1953871-chem-erbolat-dosaev-zapomnilsya-na-postu-glavy-natsbanka/