KZ

Ерлан Карин: Начата работа по реализации третьего пакета политических реформ

Ерлан Карин
Ерлан Карин. Фото: из личного архива Ерлана Карина

Концепция «слышащего государства» была объявлена Касым-Жомартом Токаевым в своем первом послании народу Казахстана. Однако подготовка к ее реализации началась еще во время предвыборной гонки. Тогда Глава государства объявил о намерении создать консультативно-совещательный орган – Национальный совет общественного доверия (НСОД). В этом году исполняется 2 года существования НСОД.

За это время реализованы десятки инициатив, предложенных общественниками, в частности, по развитию гендерной политики, проведению мирных собраний, решению земельных проблем, сокращению иностранной рабочей силы и других остросоциальных вопросов. Об идее создания Нацсовета, его внутренней организации и планах на будущее в интервью NUR.KZ рассказал помощник Президента РК, секретарь НСОД Ерлан Карин.

Ерлан Тынымбаевич, с момента подписания указа Главой государства о создании Национального совета общественного доверия прошло почти 2 года, состоялось 5 заседаний. Как вообще зародилась идея создания такого органа? Было ли это стратегическим и запланированным решением или это был ответ на определенные события, связанные с выборами?

- Инициатива создания новой диалоговой площадки – Национального совета общественного доверия впервые была озвучена Президентом еще в рамках своей предвыборной платформы. И сразу после избрания одним из его первых указов стало решение о создании Нацсовета.

Изначально НСОД задумывался, как площадка для развития диалога между властью и обществом, где общественники напрямую взаимодействуют с руководителями госорганов, высшим руководством страны и представляют свое видение в решение тех или иных проблем. Сегодня в работе Нацсовета участвуют известные общественники и эксперты, представляющие разные сферы.

Поэтому в процессе построения диалога и дискуссии, ими выдвигаются предложения и идеи по самым разным направлениям. Но, как справедливо заметил Глава государства на недавно проведенном пятом заседании, Нацсовет из диалоговой площадки преобразовался в общественный центр выработки новых реформ.

Об этом говорят сами результаты деятельности НСОД. За полтора года деятельности НСОД в рамках реализации инициатив общественников были приняты 13 законов. В этом ключе Нацсовет дает определенный импульс процессам модернизации и обновления.

В НСОД вошли эксперты из разных сфер. Если посмотреть на состав Нацсовета, то можно увидеть в нем и деятелей культуры, и общественников, и даже активистов, которые так или иначе критиковали власть. Как проходит отбор членов в Национальный совет общественного доверия? Есть ли какие-то критерии отбора?

- Я понимаю подоплеку данного вопроса. Скажу одно – как только мы внедрим какие-то четкие критерии и формализуем процесс, НСОД перестанет быть активной диалоговой площадкой. Чем он тогда будет отличаться от других уже устоявшихся органов или институтов? Поэтому пока мы решили, что не будем формализовывать и бюрократизировать работу НСОД. Каких-то жестких правил у нас нет. Отбор определен тремя простыми критериями

Первое – мы смотрим на активность самих общественников. У нас же имеются, скажем так, «ситуативные общественники», которые активизируются ради хайпа, а на следующий день забывают о поднятой проблеме. В первую очередь мы учитываем то, насколько человек постоянен и насколько устойчиво занимается теми или иными вопросами.

Второе – мы учитываем специализацию, уровень экспертного внимания общественника. К сожалению, у нас в обществе прослеживаются такие случаи, когда один человек вчера занимался экологией, сегодня он – правозащитник, а завтра будет заниматься вопросами детей и воспитания. Мы обращаем внимание, насколько человек глубоко разбирается в определенной теме. Поэтому в НСОД так много экспертов, которые вдобавок являются еще и общественниками в силу своей социальной активности.

Третье – мы учитывали рекомендации самих экспертов, узнавали, кого, по их мнению, необходимо включить в состав НСОД.

Мы ориентировались на эти три момента. Поэтому я считаю, что благодаря этому простому пути, у нас сложился очень живой состав совета. Я не буду утверждать, что НСОД представляет собой полный срез нашего общества, но в любом случае он является неким отражением общественного поля. Здесь представлены люди разных взглядов с разным мировоззрением и позициями.

Есть и неизбежные внутренние разногласия, но в этом и есть ценность данного органа. Здесь не собраны люди по признаку взаимной симпатии. Если бы это было так, у нас был бы тогда клуб по интересам. Здесь представлены абсолютно разные люди и это придает работе Нацсовета живую динамику.

Деятельность НСОД породила много дискуссий. К примеру, кто-то считает, что это отвлекающий маневр со стороны власти, что для обсуждения и внесения каких-либо предложений у нас имеются органы законодательной и исполнительной власти, к примеру Парламент РК. Как Вы на это реагируете?

- Нацсовет и Парламент – совершенно разные структуры. Парламент – это высший законодательный орган страны. А НСОД – это консультативно-совещательный орган, где общественники выдвигают свои рекомендации, не более.

А уже исходя из этих рекомендаций Администрация Президента, Правительство принимает решение, которое оформляется в виде конкретных документов, которые могут нести разные формы: указ Президента, либо постановления Правительства, либо инициируется разработка законопроекта. Иными словами, в идеале это представляет собой следующий механизм: НСОД предлагает, секретариат прорабатывает, и уже на заседании Нацсовета Президент оценивает данные предложения и дает поручения. После этого секретариат готовит план и берет на контроль исполнение президентских поручений.

Кстати, о работе секретариата. Общество видит работу Нацсовета только во время заседаний или отдельных встречах членов НСОД с Главой государства. А какая работа проводится помимо этих мероприятий? Можете раскрыть «внутреннюю кухню» работы совета?

- По предложению членов Нацсовета в рамках НСОД создано 4 рабочие группы: по политическим, экономическим вопросам, социальной и духовно-культурной модернизации. Секретариат организует работу всех этих групп. При этом, у нас есть еще, скажем так, внутренняя демократия. К примеру, члены НСОД сами выбирают представителей-спикеров из своих рядов, которые будут выступать на заседаниях.

Секретариат обеспечивает организационное сопровождение деятельности Нацсовета. Он состоит всего из трех человек.

По итогам каждого заседания формируется план, который включает в себя порядка 20-30 пунктов. И секретариат берет на себя контроль на всех этапах его реализации. Между заседаниями проводится экспертиза каждого поступающего предложения. От каждой рабочей группы поступает целый блок предложений, каждое из которых мы должны проработать совместно с госорганами на предмет реализации: предусмотреть юридические и финансовые аспекты.

Помимо этого, мы организуем отдельные встречи членов Нацсовета с министрами и также берем на контроль перечень обсуждаемых вопросов.

И даже вне всех этих встреч появляются отдельные предложения от экспертов НСОД, которые мы также рассматриваем и ищем пути их решения. Некоторые предложения можно реализовать сразу, на какие-то требуется время и комментарии от госорганов. В этом случае мы уже занимаемся поиском оптимальных решений.

Если рассматривать в динамике, то с августа прошлого года в течение 5 месяцев мы провели 13 таких встреч с министрами. С каждым главой ведомства члены Нацсовета предметно обсуждали свои предложения. Помимо этого, Глава государства сам принимает экспертов НСОД. Всего на приеме у Президента побывало 26 общественников.

В ходе каждой встречи озвучивается порядка 5-6 предложений, которые также прорабатываются. Перечень инициатив очень большой. И в результате всей этой работы в общей сложности было принято 13 законов, 3 указа Президента, 9 постановлений Правительства и 20 приказов министерств. В данный момент готовится еще 9 законопроектов.

Я считаю, что залог успеха – в энтузиазме общественников, в профессионализме наших экспертов и организованности всего процесса. И все это тоже не сработало бы, если бы не политическая воля самого Президента в процессе принятия решений. Зачастую окончательную точку во многих дискуссиях ставит он, как, например, в случае по вопросу запрета продажи земли иностранцам или декриминилизации статьи о клевете и ее перевода в Адмкодекс.

Хотелось бы отдельно остановиться на уже исполненных инициативах. Какие наиболее эффективные решения, принятые благодаря деятельности Нацсовета, Вы бы выделили?

- Во-первых, это, конечно, блок политических реформ. Первый пакет политреформ полностью был реализован уже в 2020 году. В рамках него была введена 30-процентная квота для женщин и молодежи в избирательных списках, принят абсолютно новый закон о проведении мирных собраний (митингов), закон, регламентирующий статус парламентской оппозиции и многие другие нормативные документы.

Сейчас на стадии активной реализации находится второй пакет политических реформ и начата работа по третьему пакету политреформ. Мы надеемся, что уже скоро в парламент поступят законопроекты уже по третьему пакету политических реформ. То есть в Нацсовете очень высокая скорость принятия решений и высокая скорость по реализации выдвинутых инициатив.

Кроме того, в рамках Нацсовета, были приняты серьезные инициативы социально-экономического характера. По предложению члена НСОД Жанибека Кожык была сокращена квота на привлечение иностранной рабочей силы на 40%. Также по инициативе общественника Мухтара Тайжан был принят приказ в Министерстве сельского хозяйства РК о запуске пилотного проекта космического мониторинга, который начал свою работу весной прошлого года.

В рамках этого проекта были возвращены 12 млн гектаров неэффективно использованных земель. Помимо этого, принят закон, согласно которому были увеличены налоговые ставки за неэффективно используемые сельхоз земли.

НСОД охватывает разные направления - от глобальных и до тех, которые решают проблемы здесь и сейчас. К примеру, одно из недавних решений, принятых по инициативе Нацсовета – это закон, согласно которому водителям авто разрешается передвигаться с одним документом. Раньше водитель был обязан с собой носить несколько документов - права, техпаспорт, страховку, техосмотр и так далее. И если он забывал хотя бы один документ, это могло служить основанием для штрафа. Сейчас достаточно носить с собой только удостоверение личности.

В целом, перечень реализованных инициатив достаточно внушительный, по каждому из них ведется работа, секретариат все держит на контроле. К примеру, в ближайшее время по поручению Главы государства планируется восстановить структуру в МВД РК по борьбе с насилием в отношении женщин.

В свое время она уже действовала, но штат был сокращен. На последнем заседании Президент поручил восстановить штат данного подразделения. На следующей неделе мы ожидаем, что выйдет соответствующий приказ МВД.

Также одно из главных решений недавнего заседания – узаконить норму о запрете продажи земли иностранцам. Данное решение будет реализовано путем прямой президентской законодательной инициативы. Администрацией Президента уже разработан соответствующий законопроект. Сейчас он проходит процедуру согласования и на днях будет направлен в Парламент спецпосланием Президента.

Как видите, пятое заседание НСОД прошло буквально пару недель назад, а мы уже собираем «корзину» реализованных инициатив.

Население уже дает отклик по деятельности НСОД. Как Вы считаете, Нацсовет – это долгосрочный проект? Ведь аналогичные структуры создавались и ранее – комиссии по отдельно взятым острым вопросам, но впоследствии они были распущены.

- Да, на каждом этапе развития создавались разные диалоговые площадки. Сравнивать НСОД с предыдущими диалоговыми площадками не совсем корректно, поскольку они несли разную нагрузку и миссию. У НСОД, на мой взгляд, сейчас есть и ценностная миссия, как бы это пафосно ни звучало. Ведь совет – это яркий пример реализации концепции «слышащего государства», провозглашенной Главой государства.

У экспертов-общественников появилась возможность напрямую обратиться к руководству страны с предложениями, минуя какие-то преграды.

Но самая главная миссия – это продвижение культуры цивилизованного диалога. Ведь у нас проблема не только в недостаточности взаимодействия между властью и населением, но и остро стоит вопрос в выстраивании горизонтального диалога внутри самого общества. Мы видим активное развитие плюрализма, образование новых общественных групп, растущую активность граждан. И все это неизбежно приводит к разногласиям или конфликтам между группами.

Поэтому мы способствуем к развитию полноценного и всестороннего диалога, где общественники, невзирая на возможные внутренние разногласия, учатся находить компромисс, проявлять толерантность к позиции другой стороны. В этом и есть ценность Национального совета общественного доверия.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/power/1903006-erlan-karin-nachata-rabota-po-realizatsii-tretego-paketa-politicheskih-reform/