KZ

30 лет независимости: Социально-политическая роль Ассамблеи народа Казахстана

Руки
Иллюстративное фото: Pixabay

Одними из главных принципов государственной политики Казахстана являются равные права для представителей всех этнических и конфессиональных групп, а также обеспечение благоприятных условий для существования и развития всех конфессий. Как известно, на протяжении долгих лет в Казахстане не пришло ни одного массового столкновения на религиозной и этнической почве. Данное явление во многом является плодами работы Ассамблеи народа Казахстана, так как именно она играет большую роль в формировании единства и толерантности в Республике Казахстан, сообщает корреспондент NUR.KZ.

Ассамблея народа Казахстана была образована Указом Первого Президента Казахстана 1 марта 1995 года, и с тех пор занимает ключевое место в системе государственной политики. На сегодняшний день Ассамблея смогла стать гарантом единства и согласия между всеми этносами, проживающими на территории государства. А Елбасы Нурсултан Назарабаев в свое время смог придать АНК высокий общественно-политический статус.

За долгие годы работы Ассамблея народа Казахстана смогла трансформироваться из консультативно-совещательного органа в полноправный конституционный орган, который имеет правовую основу. Плодотворный опыт межэтнического взаимодействия приобретает особую актуальность на фоне обсуждения и решения особо важных вопросов социально-политической жизни общества.

На дальнейшие перспективы АНК во многом повлияло Положение об Ассамблее народов Казахстана, которое позже стало Стратегией, закрепленной Указом Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева от 26 апреля 2002 года. Целью данной стратегии являлось повышение роли Ассамблеи в укреплении стабильности в обществе.

Знаковым событием в истории существования АНК также является вышеупомянутое обретение конституционного статуса, которое наделило Ассамблею правом избрания девяти депутатов мажилиса парлампента РК. Это положение было закреплено правками в Конституционный закон РК «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».

Годом позднее, в 2008 году, было проведено расширенное заседание рабочей группы по проекту Закона «Об Ассамблее народа Казахстана» с участием Республиканского культурного центра уйгуров Казахстана, представителей Ассоциации дунган Казахстана, Ассоциации украинцев Казахстана, Асоциации евреев Казахстана и другими участниками. Мнения участников рабочей группы сошлись на том, что Закон «Об Ассамблее народа Казахстана» является необходимым, и его принятие в будущем должно послужить регулятором межэтнического согласия внутри государства.

Помимо налаживания общественного согласия в обществе, данная структура также является диалоговой площадкой между властью и различными этническими группами. Многие аналитики, обращаясь к истории развития межэтнических отношений в стране, выделяют несколько этапов.

Первый — с 1989 по 1995 год. Согласно сведениям, в этот момент в Казахстане вместе с независимостью зарождаются крупные этнокультурные объединения, принимается Конституция Республики Казахстан и непосредственно Ассамблея народа Казахстана.

Второй этап охватил 1995-2003 годы. В этот период произошла консолидация общества страны вокруг казахского народа.

Третий этап охватывает период с 2003 по 2007 год. В эти годы активно разрабатывается модель межэтнической толерантности и принимается ряд программ в рамках Ассамблеии народа Казахстана. Ярким примером одной из них стала государственная программа «Идейная конслодиация общества — как условие прогресса Казахстана».

Следующий этап берет свое начало с 2007 года, когда началось уверенное укрепление казахстанского общества в единый народ, а также сохранение независимости и государственности.

Пройдя все эти этапы, Ассамблея народа Казахстана также смогла стать одним из направлений тесного взаимодействия с Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Были подписаны согласшения о сотрудничестве с Ассамблеей народов Татарстана, Ассамблеей народа Кыргызстана и Общероссийской общественной организацией. Данная инициатива позволяет выстраивать перспективы межкультурного диалога, продвигать общие цели и обозначивать возможные совместные проекты.

Стоит отметить, что в рамках деятельности Ассамблеи в четырнадцати городах страны были открыты Дома дружбы, а в Алматы, Нур-Султане и Шымкенте они носят республиканский статус. Самый первый Дом дружбы был открыт еще в 1992 году в Восточно-Казахстанской области, а в 2010 году в этом же регионе была открыта первая этнодеревня.

За годы своего существования Ассамблея народа Казахстана смогла реализовать большое количество интересных проектов, некоторые из которых смогли завоевать международное признание. Один из них — проект «Қазақтану», основной целью которого является укрепление единства народа Казахстана на основе общего культурного кода. Данный научно-просветительский проект направлен на популяризацию казахской культуры, философии и ценностей народа.

Пандемия в 2019–2020 годах стала большим испытанием для всего мира, в том числе и для Казахстана. В этот период Ассамблея народа Казахстана не осталась в тени и приложила немалые усилия для помощи казахстанцам. В рамках республиканской акции #BizBirgemiz АНК смогла помочь 200 тысячам граждан на сумму в более 190 миллионов тенге.

Благотворительную помощь осуществляли волонтеры и участники молодежного движения этнических центров, которые входят в Ассамблеи. Таким образом, помощь во время карантина смогли получить малоимущие семьи, ветераны ВОВ и люди с ограниченным возможностями.

В целом, Ассамблея народа Казахстана прошла огромный путь развития, став уникальным институтом народной дипломатии. Ассамблея смогла добиться особого доверия и солидарности между этническими группами и позволить каждому гражданину пользоваться правами, которые определены Конституцией РК.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1944755-30-let-nezavisimosti-sotsialno-politicheskaya-rol-assamblei-naroda-kazahstana/

Автор: Анна Лебедева
30 лет независимости: Социально-политическая роль Ассамблеи народа Казахстана