Как «вымыть» контрафакт с рынка воды

Опубликовано:

Конвейер
Фото: senatinform.ru

По официальным данным, объем производства напитков в Казахстане – питьевой воды и сахаросодержащих безалкогольных – за прошлый год составил около 1,5 млрд литров. По мнению производителей бутилированной воды, напротив, произошел спад объемов производства из-за пандемии. Весной 2020 года вместе с массовым закрытием бизнес- и фитнес-центров, образовательных учреждений, HoReCa отрасль в одночасье лишилась и своих главных потребителей. Сегодня рынок показывает небольшой рост, но пока о его полном восстановлении говорить рано.

Вместе с тем, снижение доходов населения увеличивает спрос на недорогую (и не всегда качественную) продукцию повседневного спроса, в том числе на бутилированную питьевую воду и сахаросодержащие напитки.

Главные маркеры отрасли

По некоторым оценкам, лишь 35-40% казахстанцев являются потребителями бутилированной питьевой воды. Целевая аудитория сахаросодержащих напитков значительно шире, но и в этом сегменте существуют возможности для качественного и количественного роста, появления новых игроков. Среди самых популярных у казахстанцев – газированные напитки и энергетики (последняя категория показала рекордный рост за последний год в 42%).

Кроме того, Центр стратегических инициатив приводит данные, согласно которым импорт на рынке упакованной воды и сахаросодержащих напитков составляет 17%. При этом в тройке самых крупных импортеров – Россия, Грузия, Кыргызстан. Не может не радовать тот факт, что доля отечественной продукции на рынке преобладает.

С другой стороны, развитие производства сдерживают не только внешние факторы (вроде пандемии), но и внутренние – недобросовестная конкуренция.

Конкуренция из-под полы

Интересно, что в России долю некачественной и фальсифицированной продукции на этом рынке эксперты оценивают в 67%, в Казахстане – лишь 20%. Разница велика, чтобы списывать на погрешность подсчетов.

Снижение доходов и предпочтение недорогих сладких напитков – факторы риска для производства не всегда качественной продукции. К примеру, замена сахара его более дешевыми заменителями – синтетическими подсластителями. Информация о таких «подменах» далеко не всегда фиксируется на этикетках, да и низкий уровень знаний в этой сфере способствует производству напитков сомнительного качества.

По мнению одного из производителей, статистика в Казахстане по фальсифицированной и контрафактной продукции слишком далека от реального положения дел в отрасли. Производители часто стараются не афишировать случаи обнаружения поддельной продукции, а без инициативы со стороны бизнеса госорганы не могут начинать проверки. К тому же, только сами производители могут отличить подделку от качественного товара.

Наконец, к контрафакту относится и неучтенная продукция, которую могут производить компании-производители в нерабочее время, уходя таким образом от налогов.

Крупные игроки под прицелом теневиков

Эксперты отмечают, что больше всего от фальсификата и контрафакта страдают крупные бренды. И именно эти производители обеими руками за наведение порядка в отрасли.

По словам исполнительного директора ТОО «Комета» с ТМ Calipso Натальи Елефтериади, недобросовестные конкуренты – это самый большой бич производителей, нежели партнеры из стран ближнего и дальнего зарубежья. Например, особенно часто демпингуют цены на «большую» воду на тендерах, продавая по цене ниже себестоимости. Производители считают, что такие компании-однодневки грубо нарушают технологический цикл по производству воды. И такую продукцию нельзя называть безопасной и того менее – реализовывать через тендеры.

Наталья Елефтериади рассказала о собственном опыте борьбы с «теневиками»:

«Я сама в прошлом году увидела напротив входа на рынок «Тастак» большую вывеску о том, что здесь продается питьевая вода. Были установлены краны, из которых наливали воду в непонятные емкости, их тут же грузили в машины. Пришлось обращаться в СЭС».

Как вывести контрафакт с рынка

Одна из предпочтительных технологий, которая уже внедряется в соседней стране, - это цифровая маркировка продукции двумерным кодом Data Matrix. Впрочем, межнациональный проект обязательной поэтапной маркировки ряда товаров на внутренних рынках касается всех стран-участниц Евразийского экономического союза.

Россия уже находится на этапе обязательной цифровой маркировки воды и сахаросодержащих напитков. Узбекистан (страна-наблюдатель в ЕАЭС) запустил пилотный проект по маркировке воды и сладких напитков с 15 июня, Казахстан – спустя две недели – с 1 июля. В эксперименте участвуют как производители, так и импортеры аналогичной продукции, и торговые сети. Благодаря криптозащите код подделать невозможно. При этом вся информация заносится в Информационную систему маркировки и прослеживаемости товаров.

Как надеются организаторы, цифровая маркировка позволит и производителям, и госорганам взять под контроль процессы производства и реализации конечным потребителям, защитить добросовестных производителей от «нелегалов», а потребителей – от некачественной продукции.

Ожидается, что введение обязательной маркировки в Казахстане в будущем году сократит теневой оборот на 50%, а значит, увеличит доходы добросовестных производителей.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan-economy/1938286-kak-vymyt-kontrafakt-s-rynka-vody/