Казахстанцы недовольны качеством медицинских, транспортных, образовательных и других услуг. А они тем временем дорожают. На сколько за год выросла стоимость платных услуг, читайте в материале Нурфин.
Граждан, которые недовольны качеством оказываемых им услуг, достаточно много. И, зачастую, дело не в потребителях, а в поставщиках услуг. Потому что права потребителей нарушаются достаточно часто.
Во второй половине прошлого года среди населения Казахстана было проведено социологическое исследование с целью определения уровня удовлетворенности теми или иными видами услуг, передает пресс-центр Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК.
Респонденты оценивали 20 отраслей. В целом на 67% население удовлетворено предоставляемыми в их рамках услугами, но есть пять проблемных сфер, в которых регулярно нарушаются потребительские права граждан.
- Лидируют в этом списке медицинские услуги - 45,9% потребителей не удовлетворены их качеством.
- Услугами железнодорожного транспорта не удовлетворены 43,2% опрошенных потребителей.
- Услугами междугороднего и международного автомобильного транспорта, в том числе такси, не удовлетворены 42% потребителей.
- Услугами образовательных центров не удовлетворены 41,6% опрошенных потребителей.
- Замыкают пятерку услуг с наибольшим количеством неудовлетворенных потребителей услуги связи - 35,9% опрошенных респондентов жалуются на эту сферу.
Немало нареканий звучит в сторону туристской отрасли, общественного питания, ЖКХ и других сфер.
Несмотря на нарекания, стоимость услуг растет
Неудовлетворенность потребителей никак не влияет на уровень инфляции, и стоимость платных услуг все равно растет. К примеру, по итогам июня 2021 года ее рост с учетом инфляции в годовой динамике составил 5,6%, передает мониторинговое агентство Ranking.kz.
Среди отраслей с наибольшим количеством нареканий со стороны потребителей больше всего подорожали транспортные услуги – на 7,9%. Услуги здравоохранения по росту цен тоже недалеко ушли – он составил 6%.
Услуги образовательных центров за год подорожали на 4,1%, а связи – на 2,4%.
К слову, тенденция роста цен на платные услуги наблюдается из года в год. В аналогичном периоде прошлого года годовой рост цен на них составил 3%, в 2019 году – 1,2%, а в 2018 он был практически аналогичен сегодняшнему – 5,5%.
За последние пять лет самый большой рост цен на услуги транспорта наблюдался в том же 2018 году – на 9,6% за год, а медицинские услуги сильнее всего подорожали в 2019 году – на 8,2%.
Платные услуги в области образования больше всего за год подорожали в июне 2017 года – на 5,6%, а связи в 2019 году – на 3%.
Воздушный транспорт – лидер по сросту цен в сфере услуг
Если более подробно рассмотреть данные сферы, то среди медицинских амбулаторных услуг больше всего в среднем подорожал первичный прием платного врача – на 7,1% за год.
Цены на стоматологические услуги выросли на 5,5%, услуги врачей-специалистов в амбулаториях – на 3,5%, а услуги медицинских лабораторий и рентгеновских кабинетов – на 3,4%.
Среди услуг пассажирского транспорта наибольший рост цен был зафиксирован на воздушные пассажироперевозки – на 26,2% за год. При этом в прошлом году он подешевел на 10,3%. Железнодорожный транспорт подорожал на 5,4%, а автомобильный – на 2%.
Среди услуг связи не изменилась средняя абонентская плата за телефон, на 2,5% подорожал тариф за интернет, на столько же в среднем выросла стоимость кабельного телевидения, а услуги сотовой связи подорожали на 1,9%.
В разрезе платного образования больше всего выросли цены на среднее образование – на 4,5%. На 4,4% подорожало профессиональное среднее образование, на 4,1% – высшее, а на 3,9% - дошкольное и начальное. На 3,8% выросли средние цены в сфере образования для взрослых.
Платные услуги подорожали везде
В разрезе регионов нет ни оной области или города, где не был бы зафиксирован рост цен.
Наименьшее подорожание платных услуг зафиксировано в Карагандинской области - на 4,5%, на втором месте Алматы - плюс 4,8%, тройку лидеров по наименьшему росту цен замыкает Алматинская область - 4,8%.
Цены на платные услуги заметнее всего увеличились на западе. В Актюбинской области они подорожали на 8,8%, в Мангистауской – на 7,9% и в Атырауской – на 6,6%.
В Нур-Султане и Шымкенте наблюдается рост цен на платные услуги ближе к среднему – на 5,5% и на 5,8%, соответственно.
Медицинские, транспортные, образовательные и услуги связи являются необходимыми для большинства казахстанцев, поэтому, несмотря на ненадлежащее качество их оказания, которое иногда встречается, и подорожание, потребители продолжают ими пользоваться.
Им остается надеяться только на добросовестность поставщиков этих и других платных услуг.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1924045-kachestvom-kakih-platnyh-uslug-nedovolny-kazahstantsy-i-naskolko-vyrosla-ih-stoimost/
В случае, если ваш никнейм не соответствует требованиям правил, пожалуйста, измените его до 4 октября. В противном случае, он будет заменен автоматически.