По словам заместителя директора Центра качества и безопасности пищевых продуктов АО "АТУ" Сержана Аманова, ГМО в нашей стране никто не контролирует. О том, чем это чревато и что надо сделать, чтобы минимизировать риски, он рассказал корреспонденту kursiv.kz.
- Сержан Бахытович, много разговоров о ГМО. Но о чем, в первую очередь, надо говорить?- Начнем с вопросов регулирования. На сегодня у нас в Казахстане существует технический регламент по регулированию, в котором указано, что продукты ГМО должны маркироваться. Но речь идет об определенных объемах. Например, если в продукте содержится менее одного процента ГМО, то его можно не маркировать. На сегодняшний день методика позволяет определять наличие отдельных молекул в пробе, но проблема в другом. Есть еще другой документ, который полностью запрещает оборот, ввоз, транзит и использование генно-модифицированных организмов без полного потверждения его безопасности. То есть любой ГМО-продукт должен будет иметь национальный сертификат безопасности, который возможно (еще нет ясности кто будет выдавать) будет выдаваться системой технического регулирования. Проблема заключается еще в том, что если объект не зарегистрирован на нашей территории, то и говорить о маркировке нет смысла. В мировой практике промышленно используют 142 линии ГМР, у каждого есть своя маркировка, где говорится о гене, использованном для трансформации и разъяснением как они действуют. Например, в России 17 видов ГМО разрешены к обороту, а в Казахстане ни одного. Это говорит о том, что у нас в стране нет регулирования. Есть основные механизмы, но нет самой процедуры, контроля. - Может быть, у властей еще нет понимания о необходимости данного контроля?- Не думаю. Буквально недавно на круглом столе депутат мажилиса Дарига Назарбаева делала громкие заявления о том, что необходимо реализовать и развивать законодательную базу в области регулирования ГМО. Кстати, этой проблемой занималось министерство науки и национальный центр биотехнологий, и были выделены средства. Но их подход был больше научным - они разработали технический регламент и постановление правительства о перевозе, но это пока просто декларация. Под такими научными исследованиями нет самого главного - утвержденных стандартных процедур. Любой испытатель должен работать на основе согласованных процедур. То есть - это должны быть те процедуры, которые дают 100 процентное уверенное заключение. И это, как правило, прописывается в стандартах. Но стандартов, принятых в Казахстане еще нет. Во вторых у нас еще нет аккредитованных лаборатории, в которых бы проводились исследования ГМО. - Значит у нас нет регулирования?- Регулирования ГМО нет. Кстати наш университет активно работает в этом направлении, и у нас практически создана такая лаборатория в рамках Центра безопасности пищевых продуктов. К тому же имеется большой опыт разработки национальных стандартов. - И что вам мешает начать?- Как всегда скудность средств. А решение глобальных задач требует централизованного финансирования, чего пока не может позволить себе наш университет.Позволю себе немного отвлечься. Когда мы апробировали методики определения ГМР и проверили только несколько видов продуктов, которые вызывали сомнение на содержание ГМО, то 80% этих продуктов на самом деле содержали ГМО.- И какие были концентрации?- А как мы вычислим, если не знаем какая линия ГМО используется?! - Какие продукты подверглись анализу?- В основном проверяли продукты из сои и кукурузы. Т.е. продукты, где есть смесь. Это колбасные и молочные изделия. - И кто же производитель этих продуктов?- Вы же понимаете, что я не могу разглашать такие данные… Но отвечу однозначно – говорить, что рынок Казахстана свободен от ГМО, нельзя. Более того, есть еще и экологический аспект. Выращивая генно-модифицированные растения, мы ведь однозначно придаем им конкурентные преимущества. И самое главное, это устойчивость к определенным видам гербицида. Ну а если говорить о рисках, то во-первых есть горизонтальный перенос ген, и дикорастущие родственники могут при опылений получить эти гены. Таким образом, мы можем получить "супер сорняки", борьба с которыми будет очень тяжелой. Второй аспект это медоносы. Культивируя подобные растения, они будут уничтожать любые насекомые, как и широкий спектр пестицидов. Искусственно внедряя все это, мы создаем себе массу рисков. Причем, уже сегодня, так как, как я уже сказал, нет контроля. Более того, нет контроля и регулирования в области сельского хозяйства. Допустим, к нам привезут генно-модифицированную кукурузу, то никто и не догадается. - И кто должен заниматься контролем?- Это должен контролировать уполномоченный орган с области сельскохозяйственного регулирования. Если это посадочный материал растений, то этим должна заниматься карантинная служба. Если это касается пищевых продуктов, то этим должен заниматься комитет технического регулирования. Но на сегодня у нас этим занимается министерство образования и науки, которые не имеют никакого отношения к фискальным органам. У них ведь нет механизма регулирования и воздействия на товаропроизводителей. - Чем же чревата такая ситуация?- Ответ однозначный - чревата здоровьем населения. И далеко ходить не надо. Наше соседство с Китаем - очень большой риск для нас в области питания, экономики и т.д. Опять же – нет контроля.В пору вспомнить, что их (Китай-авт.) раздирают скандалы из-за подозрения в использований генно-модифицированных продуктов. А что им мешает продавать такие продукты нам? Ничего.В то же время, я не говорю, что все ГМО вредны. И нельзя запрещать поголовно. Надо их проверять, изучать. К примеру в США и том же Китае ГМО не только не запрещается, а это направление развивается как наука, ученые ищут новые подходы и получают различные продукты, от гербицидо- и пестицидо- устойчивых растений до синих роз. Поэтому если мы пойдем по пути запрета, то можно отстать от мировых тенденций. - А каковы достижения отечественных ученых?- Скажу честно - на очень низком уровне. Нет достаточного количества специалистов, и нет централизованной программы изучения всех аспектов ГМР, как положительных, так и отрицательных - Извечный вопрос: что делать?- Вопросу ГМР надо уделять особое внимание. Надо регулировать его. Во-первых, разработать программу и создать центр, который будет этим заниматься. Передать контроль от министерства образования в министерство индустрии. Во-вторых, разработать стандартные процедуры того, как проводить мониторинг и поиск продуктов. И в-третьих, создать лаборатории, которые будут выдавать сертификаты. И не стоит забывать, что это направление невозможно уже закрыть, джин вышел из бутылки. Мы должны защитить не только наш рынок от потока ГМО, но и самим развивать это направление- А есть ли необходимость в принятии нового закона по регулированию ГМО?- Думаю, нет. Можно просто внести небольшие дополнения в существующий закон о пищевых продуктах и развивать нормативные документы. Куда важнее уделить внимание развитию инфраструктуры.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/221040-ekspert-v-kazahstane-net-kontrolya-za-gmo/