Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

30 лет независимости: как развивалась политическая система в Казахстане

Опубликовано:

Казахстан
Иллюстративное фото: Akorda.kz

Об основных этапах развития партийного поля и в целом политического строя страны за годы независимости в интервью NUR.KZ рассказала депутат мажилиса парламента РК Юлия Кучинская.

— Юлия Владимировна, Вы долгое время возглавляли различные аналитические структуры, институты. Расскажите, пожалуйста, как развивалась политическая система в Казахстане за годы независимости?

— Развитие политической системы является одним из элементов «казахстанской модели» построения независимого государства. Сегодня, как отметил глава государства Касым-Жомарт Токаев, «модель Назарбаева» признана многими отечественными и зарубежными экспертами как одна из наиболее успешных.

По моему убеждению, ее успех во многом обусловлен выбором «стабильности и мира» в качестве основополагающих принципов развития страны. За 30 лет независимости, и это подтверждается результатами социологических исследований, мир и стабильность стали основой государственной идеологии и главной объединяющей ценностью казахстанского общества.

Согласно классическим теориям, «стабильность» является важным условием устойчивого развития любой системы. При этом среди ключевых условий сохранения стабильности системы выделяют: четкое целеполагание, институционализацию процессов, эволюционность развития, порядок, гибкость и соблюдение баланса интересов. На протяжении трех десятилетий наша страна под руководством Елбасы Нурсултана Назарбаева следовала данным правилам. Мы всегда понимали свои цели и вектор движения.

Политическая система, как часть стратегии независимости Казахстана, также развивалась с соблюдением данных принципов и условий.

Мы не пошли по пути полной либерализации политической системы, как ряд наших соседей. Политические реформы осуществлялись шаг за шагом с учетом экономической и социальной ситуации, готовности общественного сознания, развития политических институтов, а также внешних факторов.

Казахстанские политологи выделяют несколько этапов в политическом строительстве страны. Первые годы независимости стали периодом выработки стратегии, становления государственности, формирования основных принципов политического развития: разделение властей, плюрализм и формирование многопартийной политической системы.

Важными результатами второго этапа политических преобразований в стране стало конституционное закрепление республиканской формы правления, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, определение народа, как единственного источника государственной власти и установления президентской системы правления. Выбор президентской формы правления с жесткой вертикалью подчинения полностью отвечал ситуации неопределенности внутри страны.

Несмотря на то что именно в этот период одним из принципов развития страны определен «сначала экономика, потом политика», продолжалось создание институциональных основ дальнейшей демократизации. Создавалась нормативная база развития гражданского общества, политических партий.

Третий этап политической модернизации, по мнению отечественных политологов, можно отсчитывать с 2004 года. К этому времени Казахстан уже достиг определенных успехов в экономике, улучшилось материальное благополучие граждан, сформировались контуры гражданского общества. Конституционная реформа 2007 года позволила при сохранении президентской системы правления усилить роль парламента. Парламент Казахстана получил возможность участвовать в формировании и контроле деятельности правительства, утверждать две трети состава Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Впервые в истории независимого Казахстана была установлена ответственность правительства не только перед президентом, но и перед парламентом. Введение пропорциональных выборов в парламент, выделение мандатов для членов Ассамблеи народа Казахстана в парламенте способствовало сохранению баланса интересов различных групп населения в системе государственного управления.

Старт четвертого этапа политической модернизации был обозначен Елбасы в рамках Пяти институциональных реформ. В реализацию которых также была проведена Конституционная реформа 2017 года. Это был следующий важный шаг по усилению роли правительства и парламента, созданию эффективной системы сдержек и противовесов в политической системе страны.

Три пакета политических реформ главы государства Касым-Жомарта Токаева продолжили процесс политических преобразований, направленный на расширение ответственного участия граждан в вопросах развития страны. Реализация данных реформ стала возможной благодаря наработанному опыту, формирующейся политической культуре и моделям взаимодействия.

— Как развивалась партийная система в нашей стране?

— Прежде всего, следует отметить, что политические партии являются одними из институтов политической системы. Следовательно, и развитие партийной системы тесно сопряжено с трансформациями на политическом поле.

Импульс развитию политических партий в стране был дан с принятием в 1991 году Закона «Об общественных объединениях в Казахской ССР». Позже в 1995–1996 годах принятые Конституционный закон «О выборах», закон «Об общественных организациях» и «О политических партиях» позволили закрепить статус, институциональные принципы формирования политических партий.

Это стимулировало активный рост количества политических партий. Однако важно понимать, что количество не всегда равно качеству. Тогда партии были ориентированы на узкие группы, их деятельность носила местечковый характер с низким уровнем организованности. Подобная практика могла привести к росту напряженности в обществе и конфликтам.

В результате позже были приняты меры по стимулированию качественного развитию партийного поля. Введение запрета на создание партий по этническому и религиозному принципам, требования о необходимости сбора подписей во всех регионах страны для регистрации партии и другие меры способствовали качественному росту политических партий. Другими словами, запустили процедуру укрупнения политических сил за счет объединения более мелких.

Внедрение практики пропорциональных выборов также стимулировало политические партии усиливать работу на местах. Как результат, расширяются возможности граждан на выражение своих убеждений, интересов через участие в деятельности той или иной политической партии.

Важно отметить, что год 30-летия независимости Казахстана стартовал с выборов депутатов, в результате которых в мажилис парламента прошли три политические партии, в маслихаты — пять.

Следующим важным шагом стало проведение прямых выборов сельских акимов, в которых принимали участие шесть политических партий.

Осуществление подобных преобразований без рисков для сохранения стабильности и мира в стране стало возможным в результате последовательных реформ по развитию политических институтов, повышению конкуренции политических партий на всех уровнях.

— С момента обретения независимости наша страна провозгласила себя демократическим государством. Какой путь прошел Казахстан в этом направлении? В частности, о развитии гражданского общества в вопросах госуправления?

— Как я ранее отмечала, важным условием сохранения стабильности в обществе является постоянный баланс интересов. Без развития гражданского общества достичь баланса достаточно сложно.

Еще один немаловажный фактор — это умение членов общества объединяться для решения общих задач развития. Мне импонирует теория, согласно которой успех в развитии любого сообщества (общества, государства) во многом зависит от умения ее членов объединяться. Другими словами, общества с низким уровнем самоуправления обречены на низкий уровень жизни.

Поэтому в числе первых законов, принятых в независимом Казахстане, был закон об общественных объединениях. И надо сказать, что их развитие, поддержка также были последовательными, с учетом готовности общества. Развитие и укрепление институтов гражданского общества всегда были в числе приоритетных задач государственной политики.

Внедрение системы государственного социального заказа, грантового финансирования общественных организаций стали мощной поддержкой для реализации инициатив гражданского сектора. Учреждение института общественных советов также позволило расширить возможности для диалога между государством и гражданами, повысить культуру самоуправления.

— Независимости страны в этом году исполняется 30 лет. Какие основные события Вы бы выделили и какой результат показал выбранный курс развития?

— В предвыборной программе партии «Nur Otan» мы выделили достижения независимости, которые на наш взгляд позволяют Казахстану строить дальнейшую стратегию развития, основанную на единстве, мире, согласии и стабильности в Казахстане. Среди них ключевые — это закрепление международными договорами всех границ страны, закрытие Семипалатинского полигона, увеличение потенциала страны, преодоление демографического кризиса, улучшение качества жизни казахстанцев, транспортная независимость, строительство столицы и другие.

Если говорить в целом об итогах пройденного политического пути за годы независимости и опыте партийного строительства, то однозначно, заложенный Елбасы Н.А. Назарбаевым многовекторный курс показал свою уникальность и правильность. Казахстан верен выбранному принципу стабильности и мира не только во внутренней политике, но и во внешних коммуникациях.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1940651-30-let-nezavisimosti-kak-razvivalas-politicheskaya-sistema-v-kazahstane/

pixel