KZ

30 лет Независимости Казахстана: сильное государство и устойчивая политика страны

флаг Казахстана
Фото: pixabay.com

С момента обретения независимости, Казахстан был озабочен защитой своей суверенной государственности и обеспечением политической стабильности. Правительство отдало предпочтение постепенной модели реформ, в которой устойчивое экономическое развитие позиционировалось как важнейшее предварительное условие демократических реформ. Ключом к стабильности и предсказуемости политической системы Казахстана в том виде, в каком она развивалась с момента обретения независимости, было сильное президентское правление. Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев 30 лет назад определил основные направления внутренней и внешней политики, передает NUR.KZ.

Многие иностранные эксперты и политологи отмечают уникальное положение первого президента Казахстана с 1990 года. В казахстанской политике Елбасы Нурсултан Назарбаев имеет особый статус - он широко воспринимаем гражданами как отец нации и гарант ее стабильности и развития. Именно благодаря ему на истоках независимости сильный экономический рост Казахстана позволил создать экономические предпосылки для демократического правления, предусмотренного правительством.

За последние три десятилетия были проведены заслуживающие внимания судебные реформы, особенно после объявления так называемого “Плана нации” в 2015 году. Эта программа была направлена на формирование профессионального государственного аппарата; укрепление верховенства закона; индустриализацию и экономический рост; и развитие подотчетного правительства. Впоследствии он был воплощен в набор из 100 конкретных шагов, которые в результате реализации призваны оказать значительное влияние.

Высокоцентрализованная президентская система Казахстана принесла стране неоспоримые выгоды. Во время подписания Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном в конце 2015 года посол ЕС в Нур-Султане отметил, что ключевым условием его успеха является стабильность и предсказуемость государственного устройства Казахстана.

Аналогичным образом иностранные инвесторы Казахстана, указывая на Исследование привлекательности 2014 года, проведенное международной фирмой профессиональных услуг "Эрнст энд Янг", единодушно называют политическую стабильность Казахстана одним из важных сравнительных преимуществ страны. Этот тип политически централизованной модели развития сверху вниз напоминает пути развития Южной Кореи и экономик “Азиатских тигров”, а также Китая. Успех этих дел говорит о том, что эта модель жизнеспособна, способствует процветанию и в целом благоприятна для иностранных инвесторов. Не менее важно то, что эта модель неоднократно приводила к демократическим реформам, которые оказались более прочными, чем аналогичные реформы, проведенные в отсутствие сильных институтов и экономического развития.

В основе подхода Казахстана к национальному развитию лежит концепция политического процесса, основанного на национальном консенсусе. Аналогично мышлению большинства постсоветских евразийских государств, большинство политических и экономических лидеров Казахстана воспринимают преждевременную децентрализацию политической власти как рискованную и потенциально способную вывести государство из строя.

При этом важно отметить, что в стратегии “Казахстан-2050" подчеркивается, что в долгосрочной перспективе "единственный способ модернизировать нашу страну и сделать ее конкурентоспособной - это постепенно следовать по пути политической либерализации”. Некоторые шаги в этом направлении действительно были предприняты, особенно в отношении реформы местного управления и государственной администрации.

Правительством республики были сделан ряд шагов на пути к воплощению программы открытого правительства. К концу 2015 года были инициированы некоторые поправки в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении», чтобы предоставить больше возможностей для участия граждан в принятии решений. С приходом на пост главы государства, Касым-Жомарт Токаев продолжает продвигать данную политику, начатую Первым Президентом-Елбасы Нурсултаном Назарбаевым.

Такие реформы помогают и облегчают процесс согласования общественных интересов с устойчивыми реформами и обеспечивают повышение эффективности. Инициативы открытого правительства способствуют прозрачности, подотчетности и участию, которые поощряют демократию и инклюзивный рост. Такие инициативы также улучшают сотрудничество с гражданами, помогая повысить доверие к государственным институтам, и они позволяют более эффективно и согласованно разрабатывать политику.

По мнению экспертов, за три десятилетия с момента обретения независимости Казахстан в лице руководства страны смог добиться определенного прогресса не только в направлении открытого и прозрачного правительство, но и в целом в установлении устойчивой внутренней и внешней политики.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nezavisimost/1939803-30-let-nezavisimosti-kazahstana-silnoe-gosudarstvo-i-ustoychivaya-politika-strany/