KZ

Диплом или квалификация: о перспективах развития системы образования высказался академик НАН РК

Диплом или квалификация
Фото: https://pixabay.com/

В Казахстане начитывается более 120 высших учебных заведений. О том, как развивалась система образования за годы независимости страны и важно ли на сегодняшний день иметь диплом о высшем образовании, в интервью NUR.KZ рассказал академик НАН РК, доктор филологических наук, профессор, международный эксперт по высшему образованию Каримбек Курманалиев.

- Каримбек Арыстанбекович, расскажите пожалуйста, как развивалась система образования в Казахстане за годы независимости страны?

- Я должен сказать, что за годы независимости сформирована казахстанская модель образования, направленная на удовлетворение потребностей личностей и общества. Были приняты законы «Об образовании», «О высшем образовании» и «О науке». Были реализованы многочисленные государственные программы развития образования и науки Казахстана.

Образование и наука являются приоритетным направлением государственной политики страны. Я, как представитель высшего образования, хочу остановиться на достижениях в данной сферы. На сегодня образовательную услугу оказывают более 120 высших учебных заведении страны. За годы независимости вузы перешли на новую модель формирования студенческого контингента вузов на основе государственного образовательного заказа. В свою очередь эти новизны повлияли на качество образования, и обеспечили прозрачность и транспарентность приема студентов Казахстана.

В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства. Как известно, одной из основных целей Болонского процесса является содействие мобильности у студентов, магистрантов и докторантов. Так, с момента присоединения к процессу около 18 тысяч студентов имели возможность обучаться в лучших зарубежных вузах.

Благодаря всем принятым решениям Казахстан стал полноправным членом мирового образовательного пространства.

- На Ваш взгляд, обладает ли наша страна необходимыми ресурсами для подготовки квалифицированных специалистов и предоставлении государством качественного образования? Какие вопросы имеются в этом направлении и как их можно решить?

- Безусловно, на Ваш вопрос можно ответить утвердительно, что наша страна по подготовке кадров с высшим образованием не уступает странам в среднеазиатском регионе. За годы независимости сильно изменился качественный состав профессорско-преподавательского состава и на сегодняшний день остепененность преподавателей вузов составляет около 50 процентов. Внедрен переход к трехступенчатой модели подготовки кадров по системе бакалавриат-магистратура-докторантура. Около 10 вузов страны вошли в международный рейтинг лучших университетов мира. Особо хотелось бы отметить, что Казахский университет имени Аль-Фараби находится в топ-200 вышеуказанного рейтинга.

Для мотивации труда преподавателей учрежден грант «Лучший преподаватель ВУЗов», здесь нельзя не отметить роль Президентской стипендии «Болашак». Благодаря данной программе более 10 тысяч студентов за успехи в учебе обучались в именитых зарубежных университетах, и сегодня трудятся на благо развития нашей страны.

По новой модели образования вузам дана академическая свобода. Вузы сами разрабатывают образовательные программы, определяют содержание образования и принимают другие решения по академическим вопросам самостоятельно. Кроме этого, вузы с 2021 года выдают дипломы собственного образца, негосударственного как это было ранее. Такие новшества повышают ответственность вузов и обеспечивают самостоятельность при подготовке кадров с высшим образованием.

И говоря о достижениях, нельзя умалчивать о проблемах по обеспечению качества по высшему образованию. Не секрет, что есть вузы, которые предоставляют некачественное образование. В этой связи Президент страны Касым-Жомарт Токаев дал поручение Правительству ужесточить ответственность вузов за нарушение академической честности и сокращать количество таких вузов. Соответственно, Министерство образования и науки проводит работу по обеспечению качества высшего образования и оптимизации вузов, несоответствующих квалификационным требованиям образовательной деятельности.

Независимая экспертная группа по обеспечению качества высшего образования прилагает усилия по повышению качества высшего образования и содействует в выполнении поручении Президента. Касательно оптимизации вузов мы вносили предложения в мероприятия проверок. Так, вместо прекращения действия генеральной лицензии вузов, следует начинать с лишения лицензии по специальностям несоответствующих квалификационных требовании не закрывая вузы, что сняло бы социальное напряжение среди населения.

Каримбек Курманалиев
Фото: из личного архива Каримбека Курманалиева

- Как Вы считаете, какие специальности будут наиболее востребованы в ближайшем будущем?

- Школьников и их родителей волнует вопрос кем стать, какую профессию выбрать. В этой связи я бы посоветовал обратить внимание на Атлас новых профессий и компетенций. По информации составителей, Атлас — это сборник новых профессии, которые появятся в ближайшем будущем. На наш взгляд к востребованным специалистам можно отнести IT-направление, финансы, нефтегазовая отрасль, металлургия, машиностроение, транспорт и логистика, а также педагогические и медицинские специальности, к которым уделяется особое внимание со стороны руководства страны.

Для тех, кто хотел бы поглубже изучить все специальности будущего, я рекомендовал бы ознакомиться с данным Атласом поближе.

- Система образования претерпела значительные изменения за годы независимости. Вместе с тем, молодые люди все чаще отдают предпочтение краткосрочным курсам обучения, нежели получению полноценного высшего образования. Что Вы думаете на этот счет?

- Весьма актуальный вопрос. Большинство наших выпускников школ, стремятся поступить в университеты и получить высшее образование, несмотря на свою успеваемость, способность. И здесь немаловажную роль играют их родители, которые хотят, чтобы их чадо получили высшее образования, так как университетское образование у нас считается престижным. Насчет этого у меня другая позиция. Дети многих моих друзей учатся в системе профессионально-технического образования, и я считаю, что это правильно и прагматично.

Там внедрено дуальное обучение, которое позволяет проходить производственную практику на базе предприятия. Это в последующим позволяет гармонично трудоустроиться в тех предприятиях, в которых проходили практику. И мой внук в этом году поступил в Евразийский технологический колледж, на специальность «Информационные технологии». Увидев его склонность к компьютерным технологиям и созданию IT-программ, я посоветовал пойти в колледж.

Многие удивлялись, что внук академика выбрал профессионально-техническое образование вместо университета. Так как по мнению общества, колледжи считаются непрестижными заведениями. Но сейчас время, когда нужно быть прагматичным и смотреть в будущее с точки зрения востребованности специальности и трудоустройства. Я не сторонник получения высшего образования ради диплома. Кстати, у Била Гэйтса, Стива Джобса, Марка Цукерберга не было диплома о высшем образовании.

Зарубежный диплом – это свидетельство об освоении образовательной программы по определенной специальности. А квалификация будет присвоена квалификационной комиссией, в состав которой входят крупные руководители, специалисты производства, и положительная сдача экзамена обеспечит трудоустройство, а не диплом. Вот это и есть самое главное. Для этого достаточно получить квалификационный сертификат краткосрочных курсов. Рано или поздно мы придем к этой системе подготовки кадров.

В заключении хочу сказать, что в мировой практике рейтинг вузов определяется не количеством выпускников, а количеством трудоустроенных. Это приведет к тому, что мы начнем понимать необходимость удовлетворить спрос работодателей, которые ценят в первую очередь квалификации специалистов, а затем их дипломы.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nezavisimost/1938061-diplom-ili-kvalifikatsiya-o-perspektivah-razvitiya-sistemy-obrazovaniya-vyskazalsya-akademik-nan-rk/