KZ

Арт-активист рассказал о развитии современного искусства в независимом Казахстане

из личного архива Асхата Ахмедьярова
Фото: из личного архива Асхата Ахмедьярова

Порой современное искусство понятно не сразу и не всем. Если молодое поколение с удовольствием посещает выставки современных художников, то люди более консервативных взглядов их не жалуют. О развитии новых направлений и есть ли для них место в нашем обществе рассказал известный арт-активист Асхат Ахмедьяров.

Абстрактные полотна, замысловатые инсталляции и экстравагантные перформансы. Их цель и задумка понятны далеко не всем, но все же имеют место быть. Для Асхата Ахмедьярова искусство — это в первую очередь возможность выразить свою гражданскую позицию.

«Я практикую в современном искусстве, жанры: медиа-искусство, перформансы, инсталляции — в таких направлениях я работаю. Часто выставляюсь. Еще я один из немногих художников, которые занимаются арт-активизмом. В основном поднимаю социальные темы, социально-политические и экология. К этим проблемам я неравнодушен. Когда что-то меня волнует, я даю отклик через искусство, выражаю свою гражданскую позицию относительно тех или иных проблем», — поделился художник.

На счету Асхата десятки выставок, в том числе и зарубежных. Одной из значимых он считает персональную выставку «Единственное/множественное» в Национальном музее, которая прошла в 2016 году.

«На сегодняшний день моя коллекция насчитывает около семисот работ. Самая громкая, опять же, «Единственное/множественное», включающая в себя семь проектов. Перформанс с Айгерим Оспан, посвященный сохранению Талдыколя. Несколько инсталляций выставлены в Нур Алеме, тоже очень важных для меня. В 2019 году я представил на международной выставке, где участвовали 20 художников из разных стран, работу «В диалоге с огнем». Она была представлена в Москве, скоро представят в Ташкенте и Алматы», — рассказал Асхат Ахмедьяров.

из личного архива Асхата Ахмедьярова
Фото: из личного архива Асхата Ахмедьярова

По мнению Асхата, за годы независимости в казахстанского общества отношение к искусству кардинально изменилось. Теперь оно воспринимается совершенно иначе — более глубоко.

«За плечами у меня, можно сказать, полвека. Я рисую с детства, окончил художественное училище имени Кастеева в Шымкенте. И я бы сказал, что отношение к искусству менялось у меня на глазах. Искусство раньше ограничивалось лишь рамками развлечения, что-то вроде оформления, или выразительная форма искусства — танец, не более чем номер, выступление. Сейчас понимание более масштабное, народ отходит от былого. Сейчас искусство — это соприкосновение с действительностью. Рефлексирующее понятие. Нужно дать больше места современному искусству. Не отбирать лишь удобные жанры, убрать цензуру и принимать искусство как выражение гражданской позиции и популяризации актуальных вопросов», — предложил художник.

Сейчас сообщество нуждается в профессиональных площадках и галереях с хорошим оборудованием. Ощущается нехватка специалистов, понимающих современное искусство, которые могли бы вести выставки. Сейчас Асхат Ахмедьяров пробует себя в абсолютно новом направлении — рукописное творчество.

«Сейчас я занялся писательством. В прошлом году, когда случилась пандемия и ввели карантин, мне вспомнился случай из детства, когда я попал в инфекционную больницу, заболел гепатитом. Лежал я с фронтовиками, слушал их рассказы, эпизоды войны, проникся духом того времени. Вспомнилось, и я решил написать небольшую повесть. Есть в ней и художественный вымысел, и реальные факты, на которые я опираюсь», — поделился Асхат.

из личного архива Асхата Ахмедьярова
Фото: из личного архива Асхата Ахмедьярова

Над повестью арт-активист работал около пяти месяцев. Рассказ на 40 страниц автор планирует издать в скором времени и считает, что он с легкостью дастся любому читателю. А главное — будет интересен не только старшему поколению, но и более молодому.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nezavisimost/1934599-art-aktivist-rasskazal-o-razvitii-sovremennogo-iskusstva-v-nezavisimom-kazahstane/

Автор: Анна Лебедева
Арт-активист рассказал о развитии современного искусства в независимом Казахстане