KZ

Приказ Эмира Тимура и выставка в Ленинграде: история туркестанского Тайказана

Тайказан
Фото: azretsultan.kz

Одним из главных исторических памятников нашей страны безусловно является мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи расположенный в Туркестане. Памятник архитектуры был внесен в «Сакральную карту Казахстана» и сегодня переживает туристический бум.

К слову Туркестан и раньше называли второй духовной Меккой мусульманского мира. Паломники приезжали сюда поклониться предкам и помолиться. Каждый, кто посещает святыню, старается прикоснуться к Тайказану, который выставлен в специальном зале Мавзолея под названием «Казандык».

Но мало кто знает, что история Тайказана насчитывает более 6 веков, и что полвека сосуд странствовал на чужбине.

История создания Тайказана

По легенде Тайказан отлили по приказу Амира Тимура специально для строящегося тогда Мавзолея Яссауи. Его отлил персидский мастер Абдулазиз ибн Уста Шарафуддин Табризи в 1399 году в местности Карнак, расположенном в 25 км от Туркестана. Эти сведения написаны на тыльной стороне казана. Сосуд изготовлен из сплава семи благородных металлов: золота, серебра, меди, бронзы, свинца, цинка и олова.

Тайказан весит примерно 2 тонны, его диаметр составляет 2,4 м, высота – 1,6 м, а объем – 3 тысячи литров. По преданию каждый четверг его наполняли подслащенной водой и угощали ей посетителей пятничного намаза по пятницам. Люди верили в целебную силу воды из священного сосуда. По преданиям вода в сосуде никогда не портилась и имела целебные свойства. Котел изначально был предназначен именно для воды, в нем никогда не варили еду.

Также казан служил своеобразным котлом для пожертвований прихожан. Собранные в нем деньги, продукты и другие средства раздавались малоимущим.

На тыльной стороне казана нанесены надписи на арабском языке почерками сульс и куфи. Казан имеет 20 ручек, возле каждой из которых также нанесены каллиграфические надписи – имена мастеров и 10 надписей на персидском языке «Мубарак бад», что в переводе означает «будь благословлен».

У древних тюрков существовала традиция ставить казан на могилах вождей племен, героически павших воинов и выдающихся людей, возможно по этой причине Амир Тимур решил установить в Мавзолее Тайказан. Исторически казан и очаг у казахов служил символом единства, блага и благодати, поэтому установленный на могиле великого человека он был знаком для приходящих к ней людей. Огромный котел в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи был символом его величия.

Туркестан
Фото: gov.kz

Почему Тайказан забрали из Мавзолея

В эпоху Советского Союза Тайказан отсутствовал на своем месте в Мавзолее 54 года. Его забрали в 1935 году в Ленинград в качестве экспоната выставки, открывшейся в рамках Третьего конгресса иранского искусства и археологии. Предполагалось, что по его окончанию Тайказан вернется в Туркестан. Но получилось так, что он стал экспонатом музея Эрмитаж и на несколько десятилетий остался в Ленинграде. Представители казахской интеллигенции во главе с государственным деятелем Озбекали Жанибековым делали бесчисленные попытки возвращения Тайказана на Родину, но все было тщетно. Представители интеллигенции писали в Москву письма с просьбой вернуть священный раритет на свое историческое место, депутаты и представители проводили переговоры. Только после начала перестройки в 1989 году Казахстану удалось добиться возвращения бесценного памятника в Туркестан на его историческое место в Мавзолей.

Возвращение на историческую Родину

Тайказан вернулся в Казахстан 18 сентября 1989 года, погруженный в КамАЗ. Священный сосуд встречали всем народом, были организованы торжественные собрания и выставка. Ученые, писатели, поэты и общественные деятели встретили Тайказан и посвятили ему не одно произведение. По словам очевидцев, чтобы встретить священную реликвию, у Мавзолея собрались почти все жители Туркестана, поэтому отгрузку и установку сосуда на свое место пришлось отложить до утра следующего дня. На следующий день тысячи людей собрались в очередь, чтобы увидеть священный сосуд. С тех пор на протяжении тридцати лет Тайказан встречает паломников в самом большом и центральном зале Мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи.

По мнению историков, Тайказан является уникальным произведением искусства и входит в список шедевров эпохи Амира Тимура. Похожий по величине и технологии изготовления сосуд есть только в Джума мечети в городе Герат в Афганистане.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nezavisimost/1912388-prikaz-emira-timura-i-vystavka-v-leningrade-istoriya-turkestanskogo-taykazana/