KZ

Развитие гендерной политики в Казахстане за годы независимости. Экспертный обзор

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото: pixabay.com

Гендерное равенство прогрессирует с каждым годом и является важной составляющей внутренней политики Казахстана и ее демократических преобразований. О мерах, принятых в Казахстане за годы независимости и международной практике в области гендерной политики поделилась эксперт Института общественной политики партии Nur Otan Акбота Мамажанова, передает NUR.KZ.

Первые шаги в области гендерной политики

В 1995 году Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев создал Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РК, а уже через два года была одобрена Концепция государственной политики улучшения положения женщин в РК.

В 1998 году в рамках Послания народу Казахстана Елбасы назвал гендерное равенство одним из направлений демократических реформ. В том же году Казахстан присоединился к Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. А Совет был преобразован в Национальную комиссию по делам семьи и женщин при Президенте РК, в рамках которой в 1999 году был разработан Национальный план действий по улучшению положения женщин в РК.

Акбота Мамажанова
Фото: из личного архива Мамажановой

В продолжение гендерной политики в 2017 году в Казахстане была принята «Концепция семейной и гендерной политики до 2030 года», в которой усилилась позиция по расширению экономических возможностей женщин. Сегодня гендерные индикаторы используются при формировании государственного бюджета, разработке государственных планов и программ.

Также целевым показателем, по Концепции семейной и гендерной политики, является достижение доли женщин в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах на уровне принятия решений к 2020 году — 22%, к 2023 – 25%, к 2030 – 30%.

Женщины и политика – зарубежная практика

Если рассматривать участие женщин в политических процессах, то стоит обратить внимание на развитие партийных систем в развитых странах мира.

Так, к примеру, избирательные квоты для женщин законодательно установлены в 64 странах.

В Финляндии доля женщин, как и мужчин в органах разработки и принятия решений должна составлять не менее 40%.

В Швеции политические партии, идущие на выборы, включают в свои избирательные списки одинаковое количество мужчин и женщин. Страна занимает четвертое место в мире по уровню представительства «слабого пола» и 45% мест в Парламенте занимают именно женщины.

Акбота Мамажанова
Фото: из личного архива Мамажановой

Во Франции действующий закон требует равного представительства женщин и мужчин в списках кандидатов партий в нижнюю палату Парламента.

В Норвегии же партии сами приняли квоты без внесения изменений в законодательство. Партии установили нижний предел для одного пола в списках кандидатов в объеме 40%. К слову, в Норвегии закон о квотах распространяется на все общественные организации и на участие женщин в руководстве компаниями.

Для руководящего состава партии Христианско-демократический союз Германии установлена квота для женщин в 33%, а «Зеленая партия» Германии предусматривает институт двойного председательства, когда во главе партии стоят два сопредседателя - мужчина и женщина.

Международная практика показывает, что на продвижение женщин-кандидатов также влияют и типы избирательных систем. По сравнению с мажоритарной избирательной системой, система пропорционального представительства в большей степени способствует реализации политических программ, направленных на ликвидацию дискриминации по отношению к женщинам.

Гендерная политика в партийной системе Казахстана

С момента первых выборов депутатов в Мажилис Парламента РК - 12 декабря 1995 года, вплоть до избирательной кампании 2004 года представительство женщин в составе избранных депутатов нижней палаты составляло в среднем порядка 11-12%. При этом среди кандидатов, выдвигавших свои кандидатуры на этих выборах, женщины составляли в среднем около 14%.

После конституционной реформы, проведенной в 2007 году, согласно которой 98 депутатов Мажилиса Парламента избираются на основе пропорциональной избирательной системы по партийным спискам, заметно увеличение количества выдвигаемых партиями кандидатов-женщин в Казахстане. Если в 2007 году женщин было около 15%, то в 2012 году их доля составила уже более 20%.

В 2020 году был подписан Конституционный закон, который обеспечил 30-процентную квоту для женщин и молодежи в избирательных партийных списках.

Стоит отметить, что последние 4 года доля представительства женщин в нижней палате Парламента остается на одном уровне, однако в местных представительных органах всех уровней доля женщин существенно выросла. Если в 2017 году показатель был на уровне 22%, то сегодня эта цифра составляет 29,9%.

К слову, впервые прошедшие праймериз партии «Nur Otan» показали, что от общего числа зарегистрированных участников количество женщин составило 36,9%. А в новом составе Мажилиса доля представительства женщин от партии Nur Otan составила 31%, от партии «Ак жол» – 16%, НПК – 20%, АНК – 11%. Таким образом, мы видим, что поддержка гендерной политики выступает не только со стороны государства, но и со стороны партий, а также зависит от инициативности самих женщин.

Гендерное равенство в Казахстане берет начало еще со времен становления независимого государства. В стране ведется законодательная поддержка инициатив женщин к развитию. Помимо этого, в стране широко внедрены механизмы гендерной статистики и экспертизы, сформирована общественная инфраструктура женского участия – женские НПО, создана сеть женского лидерства и кризисные центры для женщин. Осуществляются специальные меры по поддержке женского предпринимательства.

В своем недавнем обращении к участникам конференции «Меры и инструменты по расширению экономических возможностей женщин», Глава государства Касым-Жомарт Токаев напомнил о том, что в Индексе гендерного развития ООН в 2019 году Казахстан занял 51-е место, а в Индексе гендерного разрыва Всемирного экономического форума 2019 года по уровню участия женщин в экономике наша страна расположилась на 37-й позиции среди 153 государств. Эти результаты показывают планомерное развитие гендерной политики в Казахстане.

Гендерная политика - одна из важных направлений в экономике, и укрепление гендерного равенства поспособствует повышению жизненного уровня населения, усиленного и разностороннего развития многих профессиональных сфер.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nezavisimost/1904553-razvitie-gendernoy-politiki-v-kazahstane-za-gody-nezavisimosti-ekspertnyy-obzor/